дело № 2-133/2023
86RS0021-01-2023-000018-95
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор. Югорск 27 февраля 2023 года
Югорский районный суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Колобаева В.Н., с участием:
представителя истца ФИО4,
при секретаре Харитоновой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-133/2023 по исковому заявлению акционерного общества «Югра-Экология» к Фламенгу Анатолию Васильевичу о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
установил:
Акционерное общество «Югра-Экология» (далее по тексту – АО «Югра Экология», Общество) в лице представителя по доверенности ФИО6 обратилось в суд с иском к Фламенгу А.В. о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Требования мотивированы тем, что Общество в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенным с Департаментом промышленности ХМАО - Югры, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности, включающей <адрес>. В отсутствие заявки ответчика, Общество оформило договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № № от ДД.ММ.ГГГГ и произвело расчеты объема ТКО, поскольку ответчик является собственником нежилого здания, общей площадью 1264 кв.м., расположенного по адресу: ХМАО-Югра, <адрес>А. Договор и универсальные передаточные документы вручены ответчику ДД.ММ.ГГГГ. Услуги по обращению с ТКО оказаны ответчику в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако обязательства по оплате ответчиком не исполнены, задолженность ответчика по оплате услуг ТКО составляет 1 015 986,24 рублей. Просило взыскать с ответчика указанную задолженность, а также расходы по уплате государственной пошлины.
В судебном заседании представитель истца ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по тем же основаниям, против рассмотрения дела в порядке заочного производства не возражала.
Ответчик Фламенг А.В. в судебное заседание не явился, судебные извещения направленные судом по месту проживания возвратились в суд с отметкой почтового отделения «истек срок хранения».
Согласно ч. 2 ст. 117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ).
В силу положений ст. ст. 167, 233 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, по имеющимся в деле материалам, в порядке заочного производства.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенным с Департаментом промышленности <адрес> - Югры, АО "Югра-Экология" наделено статусом регионального оператора в сфере обращения с ТКО на территории <адрес> - Югры, осуществляет свою деятельность в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) и Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №" (далее - Правила №).
В соответствии со ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В настоящем случае спорные правоотношения сторон сложились из фактического оказания возмездного оказания услуг по обращению с ТКО, подлежащими регулированию положениями главы 39 ГК РФ (возмездное оказание услуг) и специальными нормами Закона № 89-ФЗ, Правилами №.
В соответствии со статьей 24.6 Закона № 89-ФЗ обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.
Из пункта 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).
Порядок заключения договора предусмотрен Правилам №.
Так, согласно пункту 8 (17) Правил № потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5)-8 (7) Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8)-8 (16) Правил. В порядке данной нормы потенциальные потребители извещены о необходимости заключения договора на обращение ТКО посредством размещения сведений о форме подачи заявки, типовой форме договора и тарифах в режиме свободного доступана официальном сайте истца в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу пункта 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, пункта 8 (18) Правил №, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Пунктом 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено, что отказаться от заключения договора с региональным оператором вправе только юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, при условии наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.Поскольку истец осуществляет свою деятельность по обращению с ТКО как региональный оператор, он оказывает услуги (и вправе требовать оплаты оказанных услуг) вне зависимости от наличия заключенного письменного договора с каждым собственником. При этом истец является единственным региональным оператором в регионе, что предполагает под собой фактическое оказание услуг расположенным в данном регионе предприятиям (статья 24.6 Закона № 89-ФЗ), в том числе и ответчику.
В свою очередь, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
Из договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ИП Фламенгом А.В. и ООО «Фламенг», следует, что ответчику Фламенгу Анатолию Васильевичу принадлежит на праве собственности нежилое помещение, общей площадью 1200 кв.м., для использования в качестве торговых площадей, расположенное по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ в официальном печатном издании <адрес>-Югры - газете "Новости Югры" (№ (19481)) Обществом опубликовано адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора (публичная оферта). На официальном сайте Общества также было опубликовано указанное предложение и размещена информация о тарифах регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Материалами дела подтверждается, что Обществом в адрес Фламенга А.В. направлен типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № ЮЭ<адрес>0205 от ДД.ММ.ГГГГ, а также универсальные передаточные документы, которые получены ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.
При этом дополнительным соглашением к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Фламенгу А.В. известно, что у него имеется обязанность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, при этом факт того, что обязательства по непосредственному заключению договора на оказание услуг ТКО и оплаты этих услуг возлагается на арендатора ООО «Фламенг», не свидетельствует об отсутствии обязанности оплаты услуг собственником нежилого здания в силу ст. 210 ГК РФ.
Таким образом, поскольку ответчик в нарушение статьи 24.7 Закона №89-ФЗ, а также положений раздела I(1) Правил № с предложением о заключении договора на вывоз твердых коммунальных отходов не обращался, мотивированный отказ от подписания договора не представил, равно как и предложение о внесении изменений, в том числе об объеме вывозимых твердых коммунальных отходов, указанный договор следует считать заключенным на условиях типового договора в силу пункта 8(15) Правил №.
В силу п. 1 ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Пункт 1 ст. 781 ГК РФ устанавливает, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В подтверждение факта оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами Обществом в материалы дела представлены универсальные передаточные документы, то есть акты об оказании услуг, подписанные в одностороннем порядке региональным оператором как исполнителем услуг.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренных пунктами 16, 20 типовой формы договора, ответчик таких доказательства также не представил.
При таких обстоятельствах суд находит установленным, что Обществом ответчику оказаны услуги по обращению с ТКО в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами определен Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №
Пунктом 5 названных Правил № установлен исчерпывающий перечень способов коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов:
а) исходя:
- из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Как указал истец объем оказанных услуг ответчику определен расчетным способом исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, суд находит доказанным, что объем оказанных услуг соответствует условиям договора, расчет произведен в соответствии с нормами действующего законодательства, с учетом нормативов накопления ТКО, утвержденных постановлениями администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, №—п от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно расчетам истца стоимость услуг в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 015 986,24 рублей. Расчет ответчиком не опровергнут, признается верным.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования АО «Югра-Экология» подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 13 280 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования акционерного общества «Югра-Экология» к Фламенгу Анатолию Васильевичу о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами удовлетворить.
Взыскать с Фламенга Анатолия Васильевича (паспорт серии №) в пользу акционерного общества «Югра-Экология» задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в сумме 1 015 986 (один миллион пятнадцать тысяч девятьсот восемьдесят шесть) рублей 24 копейки, расходы по уплате государственной пошлине в размере 13 280 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры путем подачи апелляционной жалобы, через Югорский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ответчиком - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда; иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом - в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение принято в окончательной форме 06 марта 2023 года.
Верно
Председательствующий судья В.Н.Колобаев
Секретарь суда ФИО8
Подлинный документ находится в деле № 2-133/2023
ЮГОРСКОГО РАЙОННОГО СУДА ХМАО-ЮГРЫ
Судья Югорского районного суда
__________________________В.Н.Колобаев
Судебный акт вступил (не вступил)
в законную силу «_____»_______________20 года
Секретарь суда __________________ФИО8