Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1585/2020 ~ М-1322/2020 от 20.07.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16.09.2020 Сысертский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Мурашова А.С., при секретаре Ильиной И.П., с участием истца Деменьшина Н.А., представителя истца Терентьевой Е.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1585/2020 по исковому заявлению Деменьшина ФИО6 к Администрации Сысертского городского округа о признании права на перераспределение земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Деменьшин Н.А. обратился в суд с иском к Администрации Сысертского городского округа о признании права на перераспределение земельных участков, указав в обоснование заявленных исковых требований, что ему принадлежит земельный участок с кадастровым номером №40817810604900317040 площадью 1612 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. При обращении в Администрацию Сысертского городского округа с заявлением об увеличении земельного участка путем перераспределения земель ДД.ММ.ГГГГ им получен отказ, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне первого класса опасности объектов.

В судебном заседании истец Деменьшин Н.А., представитель истца Терентьева Е.Л. исковые требования поддержали в полном объеме, просили: Признать за Деменьшиным ФИО11 право на заключение соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №40817810604900317040 и земель, находящихся в государственной собственности, право на которые не разграничено, в кадастровом квартале №40817810604900317040, в результате которого образуется земельный участок площадью 1994 кв.м. в соответствии со схемой расположения, представленной с заявлением №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Администрацию Сысертского городского округа повторно рассмотреть заявление Деменьшина ФИО7 о перераспределении земельных участков №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ с учетом признания права на заключение соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №40817810604900317040 и земель, находящихся в государственной собственности, право на которые не разграничено, в кадастровом квартале №40817810604900317040, с учетом права на перераспределение.

В судебное заседание не явился представитель ответчика Администрации Сысертского городского округа, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна.

Согласно представленному отзыву Администрация Сысертского городского округа требования истца не признает, по следующим основаниям.

Документами градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки в силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые и соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 5 статьи 30 Градостроительного кодекса границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользовании и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах.

Статьей 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселении и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, должны соблюдаться санитарные правила.

В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно- защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

Согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденные Решением Думы Сысертского городского округа от 24.01.2008 N 323, размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны, с учетом объема производства, используемых технологий и т.д. При отсутствии разработанного проекта устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон, в соответствии с санитарной классификацией, определенной СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".

Согласно уведомлению от 10.09.2019 в связи с ограничениями, установленными градостроительными регламентами Правил землепользования и застройки, утвержденных Решением Думы Сысертского городского округа от 24.01.200В N 323, земельный участок с кадастровым номером 66:25:4101001:494 расположен в санитарно-защитной зоне объекта 1 класса опасности. Вследствие чего Истцу отказано в увеличении спорного земельного участка путем перераспределения на основании п.п. 3 и. 15 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом приведенных норм права использование земельного участка правообладателем предопределяется не только разрешенным видом использования земельного участка, сведения о котором внесены в государственный реестр недвижимости, но и теми требованиями, которые предъявляются градостроительными регламентами к территориальным зонам, в пределах которых находится земельный участок, а также строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными правилами и нормативами.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав истца, его представителя, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Судом установлено, что Деменьшину Н.А. принадлежит земельный участок с кадастровым номером №40817810604900317040 площадью 1612 кв.м, расположенный по адресу: Свердловская область, Сысертский район, с. Аверино, ул. Первый Коммунар, 19, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, о чем в ЕГРН сделана запись регистрации № №40817810604900317040-1 от 12.02.2019.

С востока в задней части указанного земельного участка расположены земли, относящиеся к государственной собственности, право на которые не разграничено, фактически используемое Истцом, ранее отцом Истца еще с 2000-х годов как единое с участком по адресу: <адрес> землепользование.

Истец обратился к ответчику с заявлением о перераспределении указанных земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка с кадастровым номером №40817810604900317040, находящегося в собственности истца Деменьшина Н.А.

Образуемый в результате перераспределения земельный участок находится в пределах территориальной зоны ЖТ-1.2 (зона индивидуальных жилых домов в сельских населенных пунктах), его площадь 1994 кв.м., что менее установленного градостроительными регламентами Правил землепользования и застройки предельного максимального размера земельных участков в пределах территориальной зоны ЖТ-1.2.

В заявлении о перераспределении были указаны все сведения, перечисленные в части 2 статьи ст.39.29 Земельного кодекса, для постановки на кадастровый учет образуемого земельного участка была представлена схема расположения участка на кадастровом плане территории.

На заявление Истца о перераспределении (вх.№9874 от 03.06.2020) 07.07.2020 истцу был направлен отказ (письмо №1030-05-04/7709 от 07.07.2020) в перераспределении участков, согласно которому Истцу отказано в увеличении спорного земельного участка путем перераспределения на основании п.п. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса, поскольку согласно Правилам землепользования и застройки Сысертского городского округа образуемый в результате перераспределения участок расположен в санитарно-защитной зоне первого класса опасности объектов, поэтому участок является ограниченным в обороте и не предоставляется в частную собственность. При этом отсутствуют доказательства о нахождении спорного земельного участка в санитарно-защитной зоне.

Согласно п.п. 2, 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков (в том числе путем перераспределения) из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории. При этом исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участки, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам.

Как следует из сведений Государственного земельного кадастра, испрашиваемые для перераспределения земли находятся в кадастровом квартале №40817810604900317040, относятся к государственной собственности, право на которую не разграничено, некоммерческой либо иной организации не предоставлены.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса санитарно-защитные зоны являются зонами с особыми условиями использования территорий.

Согласно п.25 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков в границах санитарно-защитных зон (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 №222) санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в реестр границ недвижимости вносятся следующие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:

1) индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения);

2) описание местоположения границ таких зон и территорий;

3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий;

4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в случае, если такими нормативными правовыми актами не предусмотрено принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территорий (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 222-ФЗ);

5) реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации;

6) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий);

Как следует из выписки из ЕГРН о земельном участке, расположенном в <адрес> с к/н №40817810604900317040, сведения о нахождении участка в санитарно-защитных зонах в государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Как следует из письма Администрации СГО в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Сысертского городского округа образуемый в результате перераспределения земельный участок Истца расположен в санитарно-защитной зоне 1 класса опасности, в устном порядке было заявлено, что указанная зона установлена в правилах землепользования и застройки от сибиреязвенного скотомогильника.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и отображаются на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (подпункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Кроме того, характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана, в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (пункт 1 части 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (пункты 4 и 5 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Законодательство о градостроительной деятельности корреспондирует и действующему законодательству в сфере санитарного благополучия населения.

Статьей 12 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, должны соблюдаться санитарные правила.

Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 в пункте 3 предусматривает, что государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к планировке и застройке городских и сельских поселений.

В сфере градостроительства применяется, в том числе, постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.05.2010 N 56 "Об утверждении СП 3.1.7.2629-10" (вместе с "СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила" скотомогильники отнесены к почвенным очагам (пункт 2.8.4).

Разделом 7 СанПиН скотомогильники отнесены к 1 классу санитарной классификации промышленных объектов и производств тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений и для них определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны 1000 м. Такой же размер санитарно-защитной зоны указан в пункте 5.4 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469).

Системный анализ приведенных норм в их взаимосвязи, положений пункта 7.4 СП 3.1.7.2629-10, согласно которому вокруг почвенных очагов сибирской язвы устанавливается санитарно-защитная зона, размер которой определяется с учетом особенностей местности и вида предполагаемых работ, позволяет сделать вывод, что указание в пункте 5.4 названных Ветеринарно-санитарных правил размера санитарно-защитной зоны скотомогильника также носит ориентировочный характер.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (пункты 3.1, 3.10 СанПиН). Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (пункт 4.2 СанПиН).

Вместе с тем постановление об утверждении санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника вблизи <адрес> государственным санитарным врачом Российской Федерации не принималось. Проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров не представлен.

При этом Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Закон N 52-ФЗ не относит к полномочиям органов местного самоуправления вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон.

При таких обстоятельствах отображение в Правилах землепользования и застройки санитарно-защитной зоны, не утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы, в связи с чем распространение санитарно-защитной зоны скотомогильника на спорный земельный участок является неправомерным.

Иных оснований для отказа в перераспределении земельных участков, исчерпывающим образом перечисленных в части 9 статьи 39.29. Земельного кодекса, также не имеется:

1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случае, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса: перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

2) земельные участки, которые предлагается перераспределить, не обременены правами иных лиц;

3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц;

4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности не изъятых из оборота, не ограниченных в обороте;

5) образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности не зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не являющегося предметом аукциона, в отношении такого земельного участка не принималось решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых не подавалось заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка;

8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности 1994 кв.м. не превышает установленные (3500 кв.м.) предельные максимальные размеры земельных участков;

9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, ограниченных градостроительной зоной ЖТ-1.2, примыкающих с задней части участка Истца, из которых невозможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса;

10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности Истца, установлены в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

11) не имеется оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 части 8 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о признании за истцом права на перераспределение земельных участков, возложении обязанности по рассмотрению вопроса об утверждении схемы расположения земельных участков, с учетом изложенных в решении суда обстоятельств, поскольку утверждение схемы отнесено к исключительной подведомственности органа местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Деменьшина ФИО8 к Администрации Сысертского городского округа о признании права на перераспределение земельных участков удовлетворить.

Признать за Деменьшиным ФИО9 право на заключение соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №40817810604900317040 и земель, находящихся в государственной собственности, право на которые не разграничено, в кадастровом квартале №40817810604900317040, в результате которого образуется земельный участок площадью 1994 кв.м. в соответствии со схемой расположения, представленной с заявлением №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Администрацию Сысертского городского округа повторно рассмотреть заявление Деменьшина ФИО10 о перераспределении земельных участков №40817810604900317040 от ДД.ММ.ГГГГ с учетом признания права на заключение соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №40817810604900317040 и земель, находящихся в государственной собственности, право на которые не разграничено, в кадастровом квартале №40817810604900317040 с учетом права на перераспределение.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения суда путём подачи жалобы через Сысертский районный суд.

Судья:                                  Мурашов А.С.

Решение изготовлено 16.09.2020

2-1585/2020 ~ М-1322/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Деменьшин Николай Александрович
Ответчики
Администрация СГО
Суд
Сысертский районный суд Свердловской области
Судья
Мурашов Алексей Сергеевич
Дело на сайте суда
sysertsky--svd.sudrf.ru
21.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.07.2020Передача материалов судье
21.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.07.2020Переход к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства
14.08.2020Вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства
16.09.2020Судебное заседание
16.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее