Судья: Топчиева Л.С. гражданское дело № 33 – 7637/2023
(Номер дела в суде первой инстанции №2-41/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 июля 2023 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Туляковой О.А.,
судей Житниковой О.В., Черкуновой Л.В.
при помощнике судьи Сафонове А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО3 на решение Ставропольского районного суда Самарской области от 31 марта 2023 года, которым постановлено:
«Исковые требования ФИО3 (паспорт 36 02 №) к ФИО4 паспорт (№), ФИО1 ( паспорт 53 14 №) об исполнении обязательств по договору задатка, возложении обязанности заключить договор купли-продажи недвижимого имущества оставить без удовлетворения.»,
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда ФИО12, изучив материалы гражданского дела,
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО3 обратилась в суд с иском к ФИО4, ФИО1 об исполнении обязательств по договору задатка, возложении обязанности заключить договор купли-продажи недвижимого имущества, в котором с учетом уточнения просила:
обязать ответчиков исполнить обязательства перед истцом по договору задатка на приобретение и оформление договора купли-продажи земельного участка площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, м.<адрес>, с.<адрес>, с. Р. Борковка, <адрес>;
обязать ответчиков заключить договор купли-продажи земельного участка с КН №), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для приусадебного участка, расположенного по адресу: <адрес>, м.<адрес>, с.<адрес>, с. Р. Борковка, <адрес>, выделив ФИО3 часть земельного участка площадью 1000 кв.м., согласно договору задатка от ДД.ММ.ГГГГ, и предоставленному варианту раздела.
Иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и ФИО9, А.И. был заключен договор задатка на приобретение и оформление договора купли-продажи земельного участка площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, м.<адрес>, с.<адрес>, с. Р. Борковка, <адрес>. Согласно условиям договора (п. 3.1 и п. 3.2) данные лица приняли на себя обязательства подготовить необходимый пакет документов, организовать нотариальное оформление и юридическое сопровождение сделки по приобретению земельного участка. В день подписания предварительного договора купли-продажи земельного участка истцом было выплачено 50000 руб., однако, договор заключен не был по неизвестным причинам. Согласно п. 5.1 договора, в случае неисполнения договора задаткополучателем, участок переходит задаткодателю. Поскольку ФИО9 умер в 2017 году, его наследником является ФИО1 Ввиду неисполнения стороной обязательств по заключению договора купли-продажи, истец обратилась в ООО «ГОРПРОЕКТ» для рассмотрения варианта выделения части участка площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, м.<адрес>, с.<адрес>, с. Р. Борковка, <адрес>. Кадастровым инженером предоставлено заключение, в соответствии с которым необходимо нормализовать сведения ЕГРН о границах земельных участков с КН №, путем исключения таковых об одном из объектов; и осуществить выезд специалистов-геодезистов на местность для установления необходимой территории, ориентировочной площадью 1000 кв.м.
Истец полагает, что ей должен быть предоставлен земельный участок, принадлежащий ответчикам после того, как они вступят в права наследования и оформят документы для заключения договора купли-продажи.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, постановить новое, которым ее исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО1 – ФИО10 возражала против удовлетворения жалобы, полагая решение законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Рассмотрев дело в порядке, предусмотренном главой 39 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 380 Гражданского кодекса Российской Федерации задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.
Согласно пункту 3 статьи 380 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае сомнения в отношении того, является ли сумма, уплаченная в счет причитающихся со стороны по договору платежей, задатком, эта сумма считается уплаченной в качестве аванса.
Из приведенных норм права следует, что задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.
В силу статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
В соответствии с п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно положениям ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии со ст. 429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность.
Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также условия основного договора, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение при заключении предварительного договора.
В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор.
Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.
В случаях, если сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, применяются положения, предусмотренные п.4 ст. 445 ГК РФ. Требование о понуждении к заключению основного договора может быть заявлено в течение шести месяцев с момента неисполнения обязательства по заключению договора.
Обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен, либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.
Как следует из материалов дела и установлено судом, земельный участок общей площадью 0,19 га принадлежал ФИО2 на праве собственности, что подтверждается свидетельством № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ главой администрации сельского поселения Тимофеевка было издано распоряжение, согласно которому, в связи с упорядочиванием почтовых адресов в селе Р.-<адрес>, земельному участку, принадлежащему ФИО2 присвоен почтовый адрес, а также расположенному на нем жилому дому: 445141, <адрес>, м.<адрес>, с.<адрес>, с. Р.-Борковка, <адрес>, № (ранее с. Р.-Борковка, <адрес>).
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка с КН 63:32:2701001:1169 от ДД.ММ.ГГГГ, правообладателем земельного участка на основании свидетельства на право частной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ является ФИО2 Граница земельного участка (местоположение: почтовый адрес ориентира – обл. Самарская, <адрес>, волость -, <адрес>) не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Наследниками после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, стали ФИО4 и ФИО9
Свидетельства о праве на наследство по закону на земельный участок и расположенный на нем жилой дом были получены наследниками в октябре 2008 года, наследство не оформляли.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3, ФИО4 и ФИО9 были составлены два договора задатка. Предметом договора задатка, заключенного с ФИО9, согласно п.1.1, являлось приобретение объекта недвижимости, расположенного по адресу: с. Р<адрес>. Предметом договора задатка (п.1.1), заключенного с ФИО4 было приобретение объекта недвижимости – участок земли 10 соток с. Р.-Борковка, <адрес>.
Сторонами договоров согласован срок действия договора задатка – с момента подписания и до ДД.ММ.ГГГГ.
В целях оформления прав на земельный участок, ФИО9 и ФИО4 обратились к ФИО11, на имя которой была выдана нотариальная доверенность.
Последняя, действуя в интересах доверителей, ДД.ММ.ГГГГ заключила договор подряда № с ООО «Землемер», предметом которого явилась подготовка топографической съемки для <адрес> для согласования красных линий, и согласования излишней площади.Позже был составлен проект границ земельного участка, из которого следует, что проектируемая площадь земельного участка составляет 2789 кв.м., площадь участка по оформленным документам – 1900 кв.м., площадь участка, предоставляемого в собственность в соответствии с федеральным законом № - без оформленных документов – 600 кв.м., площадь участка без оформленных документов, подлежащая выкупу – 289 кв.м.
Главой администрации сельского поселения Тимофеевка муниципального района Ставропольский было подано ходатайство о закреплении в собственность ФИО13 излишней площади земельного участка площадью 889 кв.м., из фактически занимаемой площади земельного участка 2789 кв.м. по адресу: с. Р.Борковка, <адрес> уч. 23.
На основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении почтового адреса земельному участку, принадлежащему ФИО2, на основании свидетельства о праве собственности на землю № № от ДД.ММ.ГГГГ, и расположенному на нем жилому дому: 445141, <адрес>, м.<адрес>, с.<адрес>, с. Р.-Борковка, <адрес>, № (ранее с. Р.-Борковка, <адрес>).
В соответствии с выпиской из похозяйственной книги № лицевой счет 4ДД.ММ.ГГГГ, индивидуальный жилой дом по адресу: село Р.-Борковка, <адрес> зарегистрирован на праве частной собственности за ФИО2
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 28.07.2011г., ему присвоен КН 63№ (предыдущий №), правообладателями земельного участка являются ФИО4 и ФИО9 (по 1/2 доли в праве общей долевой собственности).
В соответствии с распоряжением главы администрации с.<адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с упорядочиванием почтовых адресов в селе Тимофеевка с.<адрес> м.<адрес>, земельному участку, принадлежащему администрации с.<адрес>, присвоен почтовый адрес: 445111, <адрес>, м.<адрес>, с.<адрес>, участок №А (ранее, <адрес>).
Аналогичным образом присвоен почтовый адрес земельному участку, принадлежащему администрации сельского поселения Тимофеевка на основании распоряжения №58 от 12.2.2014 г.
ФИО9 умер ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем его дочери – ФИО1 выдано свидетельство о праве на наследство по закону в отношении 1/2 доли в праве общей собственности на указанный выше земельный участок с КН №, площадью 1900 кв.м.
В силу требований ст. 554 ГК РФ в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В п. 1 ст. 37 ЗК РФ указано, что объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Ч. 2 ст. 6 ЗК РФ определяет земельный участок как объект земельных отношений, являющийся частью земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Разрешая заявленные требования и отказывая в иске ФИО3 суд исходил из того, что соглашениями о задатке от 18.05.2008, заключенного между ФИО3 и ФИО9, А.И., стороны вопреки доводам истца, не заключили предварительный договор купли-продажи земельного участка.
Предварительное соглашение о заключении договора купли-продажи земельного участка должно содержать являющиеся существенным условием основного договора данные о границах земельного участка, которые позволяют определенно установить отчуждаемое недвижимое имущество (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2010 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 15.09.2010).
Как верно отмечено судом, без постановки земельного участка на кадастровый учет, без указания его идентифицирующих признаков, предмет предварительного договора купли-продажи земельного участка не может считаться согласованным, а договор заключенным.
Земельный участок, который в будущем должен был быть продан ответчиками истцу, предметом самого предварительного договора не являлся.
Из разъяснений, содержащихся в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", следует, что несовершение ни одной из сторон действий, направленных на заключение основного договора, в течение срока, установленного для его заключения, свидетельствует об утрате интереса сторон в заключении основного договора, в силу чего по истечении указанного срока обязательство по заключению основного договора прекращается.
Как обоснованно указано в оспариваемом судебном акте, основной договор в срок, установленный в предварительном договоре, заключен не был, а требований о его заключении сторонами предварительного договора не заявлялось, как и не совершалось в названный срок действий, направленных на заключение основного договора, что свидетельствует о прекращении обязательства стороны по предварительному договору.
Кроме того, из материалов дела следует, что наследниками к имуществу ФИО2 – ФИО4 и ФИО9, право собственности на земельный участок в установленном порядке не было зарегистрировано, следовательно, в 2008 году у них отсутствовали какие-либо права по распоряжению спорным объектом недвижимости.
В связи с поступившим от ФИО3 заявлением, главой м.р.Ставропольский 19.01.2016 г. было издано распоряжение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена (площадь земельного участка 1000 кв.м., местоположение земельного участка: <адрес>, м.<адрес>, с.<адрес>, участок 23А в кадастровом квартале №, вид разрешенного использования земельного участка, который предстоит образовать – индивидуальная жилая застройка).
14.06.2016 г. администрацией м.<адрес> издано распоряжение № об отказе в предоставлении ФИО3 в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 1000 кв.м., отнесенного к землям населенных пунктов с КН 63№, имеющего целевое назначение – индивидуальная жилая застройка, расположенного по адресу: <адрес>, м.<адрес>, с.<адрес>, участок №А. Основанием для отказа является п.1 ст. 39.16 ЗК РФ, поскольку с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
26.02.2018 г. постановлением главы м.<адрес> было отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка с указанными выше характеристиками. Основанием для отказа послужила разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований законодательства (образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами). Отсутствует правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности на объект недвижимости, находящийся в границах формируемого земельного участка.
Также, ФИО3 в отсутствие зарегистрированных прав на земельный участок, который подлежал выкупу, возведен объект капитального строительства - фундамент жилого дома, что подтверждается ответом администрации с.<адрес> м.<адрес>, ответом отдела архитектуры администрации муниципального района Ставропольский от ДД.ММ.ГГГГ, согласование излишне занятых площадей (600 кв.м. и 289 кв.м.) приостановлено, земельный участок не входил в границы земельного участка, обусловленного предварительным договором купли-продажи.
Согласно полученным из ЕГРН данным, в отношении ФИО3 отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество.
При таком положении суд апелляционной инстанции находит правильными выводы суда об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО3 в полном объеме, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела. Спор разрешен с соблюдением норм процессуального права при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Настаивая на отмене судебного решения, истец выражает несогласие с выводом суда о пропуске срока исковой давности.
Вместе с тем, сторонами в п. 6.1 договора о задатке определен срок заключения договора купли-продажи земельного участка - до 18.05.2010. О нарушении защищаемого права ФИО3 узнала 18.05.2010, при этом в суд обратилась лишь 26.05.2022, т. е. с пропуском установленного законом срока для судебной защиты. Судебная коллегия с данными выводами суда согласна, оснований для иных суждений не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы истца направлены на переоценку исследованных судом доказательств по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вместе с тем указанные доводы в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут являться основанием для отмены решения суда в рассматриваемом случае.
Нарушений норм материального права или норм процессуального права, повлиявших на исход дела, не допущено. Оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы истца не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ставропольского районного суда самарской области от 31 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО3 – без удовлетворения.
Апелляционное определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: