Дело № 2а-2767/2024
73RS0001-01-2024-002915-80
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июня 2024 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Кузнецовой О.В.,
при секретарях Махмутовой Д.И., Макаровой Л.А., Сулеймановой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сазонова Артема Васильевича к Министерству социального развития Ульяновской области о признании решения незаконным, признании права на получение государственной социальной помощи,
установил:
Сазонов А.В. обратился в суд с указанным иском. Требования мотивированы следующим. Сазонов А.В. обратился в отделение по Засвияжскому району г.Ульяновска ОГКУСЗН Ульяновской области с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта. Уведомлением от 26.02.2024 ему в этом было отказано по причине отсутствия у него медицинского образования. С данным отказом Сазонов А.В. не согласен. Он представил все необходимые документы, в том числе бизнес-план реализации бизнес-проекта «Спа студия массажа». Массажи в спа-салонах можно квалифицировать как расслабляющие. Они не направлены на лечение какого-либо заболевания или функционального состояния и не включают глубокую проработку мышц. Термин «массаж» сам по себе не свидетельствует о том, какая услуга оказывается: бытовая или медицинская. Основной критерий классификации – цель услуги. Медицинский массаж направлен на лечение, косметический – на улучшение эстетического и психоэмоциального состояния. Отличительной особенностью является применение массажа в СПА исключительно на здоровых людях. Методом спа-массажа является использование комплексного воздействия на органы чувств клиента, а конечной целью – гармонизация тела, сознания и души человека, что не имеет ничего общего с целями медицинской деятельности в ГОСТ 55317-2012 выделяются следующие виды массажа: спортивный, восточный, аювердический, фитнес – массаж, ароматерапевтический, лимфодренаж, гидромассаж, стоунтерапия, косметический (эстетический) массаж. Медицинское образования для оказания спа-услуг не требуется, но необходимо базовое образование в эстетической сфере по любому из трех вариантов: среднее профессиональное заболевание, дополнительное профессиональное образование, профессиональное обучение и повышение квалификации в области спа. Административный истец просит суд признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, указанное в уведомлении от 26.02.2024, признать за истцом право на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта.
В судебное заседание административный истец Сазонов А.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён. Его представитель Дычкова О.В. в судебном заседании доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала, просила требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика Министерства социального развития Ульяновской области (далее – Министерство) Митюкова Е.А. в судебном заседании требования не признала, представила отзыв и дополнительный отзыв, поддержала изложенные в нем доводы, просила в удовлетворении административного иска отказать.
Представители заинтересованных лиц ОГКУСЗН Ульяновской области, Министерство здравоохранения Ульяновской области, Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.62 ч.1 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Положения ст.62 ч.2 КАС РФ указывают, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В соответствии со ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Правила оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории Ульяновской области утверждены Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2023 N 729-П (далее – Правила).
Сазонов А.В. обратился в отделение по Засвияжскому району г.Ульяновска ОГКУСЗН Ульяновской области с заявлением о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Уведомлением от 26.02.2024 Сазонову А.В. было сообщено, что 16.02.2024 Министерством принято распоряжение № 858-р об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в связи с несоответствием заявителя условиям принятия решения о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта на основании подп. 11 п.32 Правил (нет медицинского образования).
Согласно подп.11 п.32 Правил основанием для отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта является несоответствие заявителя и членов его семьи условиям принятия решения о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, предусмотренным настоящими Правилами, в том числе установленное решением межведомственной комиссии.
Согласно бизнес-плана реализации проекта «Спа студия массажа», представленного истцом, Сазонов А.В. имеет среднее специальное образование, 26.05.1997 окончил ПУ №16 по специальности <данные изъяты>
Согласно п.2.3 бизнес-плана суть проекта – открытие спа-студии массажа, представляющей широкий спектр услуг, включая классический, спортивный, дренажный, стимулирующий, аппаратный, эстетический и спа массаж.
В п.2.7 бизнес плана в перечне необходимых основных средств и оборудования указаны: массажер для тела (п.23), массажеры для ног и ступней (п.25), массажер для тела и ног вибромассажер (п.26), вакуумный антицеллюлитный массажер для тела (п.28).
В п.3.3 бизнес-плана указаны планируемые (средние) показатели к осуществлению деятельности за месяц, перечислены следующие услуги: массаж СПА, массаж тела Стимулирующий, массаж тела дренажный, массаж Фитнес, массаж Аппаратный, массаж тела Спортивный, Массаж Лица Эстетичный, Массаж Головы Стимулирующий.
Доводы представителя истца, что данная деятельность не относится к медицинским услугам, и для осуществления данной деятельности не требуется медицинское образование, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 № 852 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково".
Приложением к указанному Положению является Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в который включены работы (услуги) по медицинскому массажу.
Приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н утверждена Номенклатура медицинских услуг, которая предусматривает различные виды массажа. В Номенклатуре общий медицинский массаж (код А21.01.001), массаж нижних, верхних конечностей головы, шеи, воротниковой зоны, пояснично-крестцовой области, вакуумный массаж кожи (код А21.01.002 - А21.03.002.005) отнесены к медицинским услугам.
Согласно пп.21 п.4.1 Номенклатуры в разделе «А» включен такой тип медицинской услуги как лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия, остеопатия). Общий медицинский (лечебный) массаж включает в себя применение классических методов, направленных на восстановление функций организма, стимуляцию кровообращения, восстановление работы мышц, суставов, их расслабление, предотвращение отечности болевого синдрома и комплексное успокаивающее действие. Указанное отражено в отзыве представителя Министерства, не опровергнуто какими-либо доказательствами.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. При этом под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Вместе с тем медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Выполнение медицинских вмешательств осуществляется только медицинскими работниками. Ключевым при отнесении тайского массажа к медицинскому массажу следует признать характер самой услуги, манипуляции, предлагающей соответствующую квалификацию, знания и умения в области медицины у персонала в целях исключения причинения вреда здоровью человека. В связи с вышеизложенным, тайский массаж по своему характеру является медицинской услугой и, соответственно, подлежит лицензированию в качестве работ (услуг) по медицинскому массажу (Письмо Росздравнадзора от 13.03.2013 № 16и-243/13 "О лицензировании тайского массажа", Письмо Минздрава России от 20.02.2013 № 17-2/10/2-1005.
Приказом Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 № 381н утверждены Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "косметология", Положение об организации деятельности кабинета для проведения медицинского массажа лица и тела. Услуги по медицинскому массажу оказываются по назначению врача–косметолога. Указанное отражено в отзыве представителя Министерства здравоохранения Ульяновской области.
В данном отзыве также указано, что оказание услуги массажа (бытовой косметический) действующим законодательством Российской Федерации регламентировано следующими актами: Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.12.2014 № 1069н, которым утвержден профессиональный стандарт «Специалист по предоставлению бытовых косметических услуг». Так, в трудовую функцию указанного специалиста входит оказание услут по косметическому массажу лица и тела, СПА-массажу; ГОСТ Р 55321-2023 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. СПА-услуги. Общие требования" (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 18.07.2023 № 555-ст); ГОСТ Р 55317-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. СПА-услуги. Термины и определения» (утвержден и введен в действие приказом Госстандарта от 29.11.2012 № 1597-ст); Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности». Деятельность осуществляется в заявительном порядке: юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) начинает оказание услуг и направляет уведомление о начале деятельности в территориальное управление Роспотребнадзора; СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44. Данными санитарными правилами установлены требования к помещению, в котором оказываются бытовые косметические услуги.
Согласно примечанию к п. 2.5.5.7 ГОСТ Р 55321-2023 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. СПА-услуги. Общие требования" (утвержден и введен в действие приказом Росстандарта от 18.07.2023 № 555-ст); ГОСТ Р 55317-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. СПА-услуги. Термины и определения» отличительной особенностью такого массажа является осуществление процедуры только на здоровом человеке. При этом, лицо, не имеющее медицинского образования, не может определить здоров ли человек, которому предполагается осуществление данной процедуры.
Таким образом, предусмотренные бизнес - планом, представленным Сазоновым А.В., классический, спортивный, дренажный, эстетический, аппаратный массаж, направленные на улучшение кровообращения, снятие мышечного напряжения, восстановление работы мышц, выведение жидкости из организма, воздействующие на различные части тела относятся к видам медицинского массажа, для осуществления которого необходимы профессиональные познания в области медицины и анатомии тела человека.
Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД2) раздел 86.9 «Деятельность в области медицины прочая», раздел Q «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг» (пп. 8690 «Деятельность в области медицины прочая) включает в себя группировку: деятельность медсестер, акушерок и других специалистов среднего медицинского персонала в области оптометрии, гидротерапии, массажа, трудотерапии, логопедии, ухода за ногами, гомеопатии, мануальной рефлексотерапии, иглоукалывания и т.д.) Эти виды деятельности могут осуществляться в лечебных организациях, действующих при предприятиях школах, домах для престарелых, и прочих организациях, а также в частных консультационных кабинетах, на дому у пациентов и других местах. Таким образом, услуги по осуществлению массажа тела относятся к медицинским услугам.
В соответствии с п.11 ст.2 Федерального закона РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» медицинскую деятельность вправе осуществлять медицинская организация юридическое лицо независимо от организационно правовой формы, в том числе индивидуальные предприниматели, имеющие медицинское образование, осуществляющие медицинскую деятельность.
Приказом Министерства труда и социального развития РФ от 26.11.2018 № 744-н утвержден профессиональный стандарт «Специалист по медицинскому массажу», согласно которого раздел: Требования к образованию и обучению предусматривает для лиц осуществляющих медицинский массаж наличие средне-специального образования по специальности «Медицинский массаж», «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело», высшего медицинского образования по специальности «Лечебное дело» и «Педиатрия» и дополнительного профессионального образования по программе переподготовки Медицинский массаж».
Указанное отражено в отзыве представителя Министерства, не опровергнуто какими-либо доказательствами.
Сазонов А.В. медицинского образования не имеет, согласно сертификата Школы массажа Панфилова (ИП Панфилов А.В.) от 29.11.2022 Сазонов А.В. прослушал курс «Основы классического массажа» общей продолжительностью 32 академических часа. Документ, подтверждающий, присвоение ему квалификации «массажист», по результатам обучения не выдавался.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 26.10.2017 № 2485-0, пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ допускает принятие судом решения об удовлетворении требований о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Данное регулирование, позволяющее получить эффективную судебную защиту действительно нарушенных прав и свобод граждан, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Таким образом, КАС РФ устанавливает необходимые условия, при одновременном наступлении которых, административный иск может быть удовлетворен судом: не соответствие действий (бездействия) государственного органа (должностного лица) требованиям нормативных правовых актов; нарушение такими действиями (бездействием) прав и свобод гражданина.
Такая совокупность условий, необходимая для удовлетворения требования о признании отказа незаконным, отсутствует. Доводы, изложенные представителем административного истца, доказательствами обратного не являются.
Суд считает, что распоряжение Министерства об отказе Сазонову А.В. в представлении государственной социальной помощи на основании социального контракта принято в установленном законом порядке, выводы, изложенные в нем, основаны на положениях действующего законодательства.
Учитывая изложенное, отсутствуют основания для признания за Сазоновым А.В. права на получение государственной социальной помощи.
При таких обстоятельствах в удовлетворении административного иска следует отказать.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27.06.2024.