Судья: Иванова А.И. № 33а-13133/2023
УИД: 63RS0039-01-2022-007484-97
Дело № 2а-1197/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 декабря 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Вачковой И.Г.,
судей Роменской В.Н., Пудовкиной Е.С.,
при секретаре Алиеве Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам главы г.о. Самара, департамента градостроительства г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 20 июня 2023 г.,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Пудовкиной Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зубков Ю.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к департаменту градостроительства г.о. Самара, администрации г.о. Самара, главе г.о. Самара, в котором, с учетом уточнения требований, просил признать незаконным отказ в предоставлении муниципальной услуги в выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в объект капитального строительства «Здание делового управления по адресу: <адрес>»; возложить на административного ответчика обязанность рассмотреть заявление о выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что обратился в департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в объект капитального строительства «Здание делового управления по адресу: <адрес>». Уведомлением главы г.о. Самара от 14 сентября 2022 г. в предоставлении указанной муниципальной услуги отказано. Полагает, что причины отказа, изложенные в уведомлении, не основаны на законе и не соответствует проектной документации.
Судом постановлено решение, которым административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе глава г.о. Самара ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, указав, что ранее административный истец уже обращался с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства, куда было приложено положительное заключение Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области. При повторном обращении было предоставлено отрицательное заключение Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, которое и было принято для разрешения заявления. Таким образом, Департамент провел работу в отношении того заявления с приложенной к нему документацией, которая была предоставлена на рассмотрение в данном конкретном случае. Также указывает на то, что земельный участок полностью расположен в границах зон с особыми условиями использования территории, где запрещено новое строительство, кроме воссоздания полностью утраченных исторических зданий. Максимальный процент застройки в данной зоне составляет 60%, однако в проектной документации площадь застройки земельного участка составляет - 79,9%.
В апелляционной жалобе департамент градостроительства г.о. Самары, также просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований административного истца отказать. Ссылается на то, что результаты изысканий предоставлены не в полном объеме. Отрицательное заключение Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области от 9 ноября 2021 г. дано по результатам рассмотрения второго заявления административного истца, которое и рассматривалось административным органом. В части превышения предельных параметров строительства, судом допущено неправильное применение норм материального права. Соблюдение правил по количеству парковочных мест носит обязательный характер.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Зубкова Ю.М. – Бухарцева И.А. относительно доводов апелляционных жалоб возражала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела (часть 1 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.
Согласно части 3 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заинтересованные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности одной из сторон, за исключением права на изменение основания или предмета административного иска, отказ от административного иска, признание административного иска или заключение соглашения о примирении, подачу встречного административного иска.
Из материалов дела следует, что административным истцом оспаривается отказ в предоставлении муниципальной услуги в выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в объект капитального строительства «Здание делового управления по адресу: <адрес>» (т. 3 л.д. 165-168).
Основаниями для отказа послужили следующие обстоятельства.
Заявителем не представлены результаты инженерных изысканий в полном объеме. Способ расчета максимального количества посетителей, подтверждающий невозможность одновременного пребывания в данном объекте 50 и более человек, не представлен, следовательно, сведения об одновременном нахождении в здании не более 32 человек не обоснованы.
Земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне регулирования застройки объектов культурного наследия (памятник истории и культуры) федерального значения. Максимальный процент застройки земельного участка в указанных зонах – 60%. Вместе с тем, процент застройки планируемого объекта составляет 79,9%.
Согласно заключению Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области (письмо от 09.11.2021) проектная документация объекта капитального строительства «Здание делового управления по адресу: <адрес>» (шифр 11-П/20-АР) не соответствует предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения регионального значения города Самары.
В разделе «Схема планировочной организации земельного участка» не обозначены парковки, в том числе парковки для инвалидов. Расчет их количества также отсутствует. Объект капитального строительства планируется к размещению в охранных зонах объектов электрики и канализации. Кроме того, разбивочный план не представляет возможным установить, не располагается ли проектируемый объект капитального строительства в красных линиях. Таким образом, представленные документы не соответствуют требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
Отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений относятся к градостроительным отношениям, которые регулируются законодательством о градостроительной деятельности, что закреплено в части 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Строительство, реконструкция индивидуальных жилых домов до введения в действие с 3 августа 2018 г. статьи 51.1 ГрК РФ осуществлялись на основании разрешения на строительство, порядок выдачи которого регулировался статьей 51 названного кодекса.
По смыслу части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Частью 13 статьи 51 ГрК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство. Так, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при несоответствии представленных документов требованиям к реконструкции объекта капитального строительства, установленных на дату выдачи предоставленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон об объектах культурного наследия).
Данным федеральным законом к объектам культурного наследия отнесены памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия (абзац второй части 5 статьи 3) (далее - Закон об объектах культурного наследия).
В силу положений статьи 5 Закона об объектах культурного наследия земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации отнесены к землям историко-культурного назначения.
Статья 5.1 Закона об объектах культурного наследия определяет требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия.
В границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия, работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, включенными в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленными объектами культурного наследия, работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территориях объектов культурного наследия и не являющихся объектами культурного наследия (подпункт 1 пункта 1 статьи 5.1 Закона об объектах культурного наследия).
Меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Закона об объектах культурного наследия и иных работ, установлены статьей 36 названного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия является Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области (далее - Управление) (пункт 1.1 положения, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 15 июня 2015 г. №338 «Об управлении государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области», далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1.3. Положения Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области подведомственно министерству культуры Самарской области, которое осуществляет координацию и контроль деятельности данного Управления.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения административного дела районным судом вышеприведенные положения не приняты во внимание, вопрос о необходимости привлечения к участию в деле Министерства культуры <адрес>, не разрешен.
Кроме этого, как следует из материалов дела Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области выдано два противоположных заключения в отношении проектной документации объекта капитального строительства «Здание делового управления по адресу: <адрес>» от 9 ноября 2021 г. (шифр 11-П/20-АР) о не соответствии предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения регионального значения города Самары и от 18 февраля 2021 г. (шифр 11-П/20-АР) о соответствии проектной документации «Дом приема гостей по адресу: <адрес>» предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения регионального значения города Самары.
Вместе с тем, указанные противоречия районным судом не устранены.
Согласно ответу Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области на запрос суда, оба заключения являются корректными, поскольку выданы на разные проектные документации.
При этом, выводы суда первой инстанции о том, что различия в проектных документациях объекта капитального строительства касаются только его наименования, ничем не подтверждены.
Согласно пункту 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит провести надлежащую подготовку по делу в соответствии со статьей 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правильно определить предмет спора, юридически значимые обстоятельства, подлежащие установлению; разрешить вопрос о привлечении к участию в деле Министерства культуры Самарской области; полно и всесторонне исследовать все обстоятельства дела; дать надлежащую правовую оценку доводам и доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, изложив ее в мотивировочной части решения; применить нормы материального и процессуального права, подлежащие применению.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято районным судом, доводы апелляционной жалобы не подлежат оценке.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 20 июня 2023 г. отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 26 декабря 2023 г.
Председательствующий –
Судьи –