.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Новокуйбышевск 19 мая 2022 года
Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Строганковой Е.И.,
с участием прокурора Телегина А.А.,
при секретаре Алиеве Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1077/2022 (УИД-<№>) по иску заместителя прокурора г.Самары к Азарову С. В. о взыскании вреда, причиненного почвам,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора г. Самары обратился в суд с указанным иском, в котором просил взыскать с ответчика сумму вреда, причиненного почвам как компоненту природной среды в результате несанкционированного размещения отходов в виде грунта, образовавшегося в результате землеройных работ в размере 41 184 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе планового рейдового обследования территории Куйбышевского внутригородского района г. Самары Департаментом городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара 30.09.2020 в 13 ч. 05 мин. установлен факт транспортирования и размещения путем сброса отходов производства и потребления с транспортных средств марки КАМАЗ, государственный регистрационный знак <№>, отходов производства, подобных отходам грунта при проведении земляных работ на почву земельного участка, расположенного по адресу: <Адрес> с кадастровым номером <№>.
Сброс отходов осуществлен с транспортного средства, принадлежащего Азарову С.В., <Дата> г.р., 30.09.2020 в 13 ч. 05 минут непосредственно на почву земельного участка, расположенного <Адрес> с кадастровым номером <№>, за пределами территорий, специально отведенных и оборудованных для этих целей. Объем сброшенного отхода составил объем кузова транспортного средства с основными бортами. Данное нарушение зафиксировано на фотокамеру 30.09.2020 в 13 часов 05 минут. Сопроводительные документы на груз представлены не были. По данному факту 07.12.2020 заместителем начальника отдела экологического надзора Управления охраны окружающей среды Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара составлен протокол об административном правонарушении <№>. Постановлением Ленинского районного суда по делу об административном правонарушении от 19.01.2021 <№> Азаров С.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 Ко АП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.
Стоимость размера вреда, причиненный почвам как компоненту природной среды в результате несанкционированного размещения отходов в виде грунта, образовавшегося в результате землеройных работ, составляет УЩотх = 1 х 7,92 х 4000 х 1,3= 41 184 (сорок одна тысяча сто восемьдесят четыре) руб. До настоящего времени физическим лицом в добровольном порядке вред, причиненный его действиями окружающей среде, возмещен не был.
В судебном заседании заметстиель прокурора г. Новокуйбышевска Телегин А.А., исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Ответчик Азаров С.В. в судебное заседание не явился, ходатайств не заявлял, извещался надлежащим образом.
Представитель третьего лица - Департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о.Самара – Левушкина О.А., действующая по доверенности <№> от <Дата>, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, не возражала в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица - Министерства лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области – Расторгуева О.Н., действующая по доверенности <№> от <Дата> ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя министерства, исковые требования поддержала.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участвующих в деле лиц, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчика и представителей третьих лиц.
Выслушав истца, изучив письменные материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор г. Самары обращается в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц - жителей г. Самары, чьи права на благоприятную окружающую среду, чистоту и порядок в городском округе Самара нарушены действием ответчика.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7 -ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст.1 указанного Федерального закона окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природноантропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Природный объект - это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства; природноантропогенный объект - это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение; антропогенный объект - это объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;
Охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
Вместе с тем, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц должна осуществляться на основе следующих принципов: охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности т.д.
В силу ст.ст. 1, 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон) почвы являются компонентами природной среды. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно ст. 77 Закона юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч. 3 ст. 78 Закона иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или физическим лицом, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Методика расчета вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды вследствие нарушения природоохранного законодательства, утверждена приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 и предусматривает процедуру расчета вреда.
В соответствии со ст. 78 Закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда.
В пункте 34 Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснено, что вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
В силу п. 1 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» (далее - Пленум № 49) при рассмотрении таких споров судам следует учитывать принципы охраны окружающей среды, на которых должна основываться хозяйственная и иная деятельность. К их числу в соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды относятся, в частности, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п.п. 6., 7 Пленума № 49 основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды).
В силу п. 8 Пленума № 49, по общему правилу в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Закона об охране окружающей среды лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Так, в силу статьи 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, независимо от наличия вины, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы (пункт 1 статьи 1079 ГК РФ).
Согласно п.п 13, 14 Пленума № 49 возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
Утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, части 3, 4 статьи 100 JIK РФ, часть 2 статьи 69 ВК РФ, статья 51 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»).
В отсутствие такс и методик определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат, которые произведены или должны быть произведены для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (абзац второй пункта 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).
По смыслу приведенных выше норм материального права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации сам факт нахождения на почвах отходов производства предполагает причинение вреда почве как сложному объекту окружающей среды, включающему множество взаимодействующих между собой компонентов, в том числе воздуха, воды и живых организмов, а значит, в любом случае нарушает естественные плодородные и иные свойства почвы. Освобождение почвы от отходов производства в силу природных особенностей само по себе не означает восстановление нарушенного состояния окружающей среды. На лице, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, лежит обязанность как привести земельный участок в первоначальное состояние, так и возместить вред, причиненный окружающей среде.
Из материалов дела следует, что в ходе планового рейдового обследования территории Куйбышевского внутригородского района г. Самары Департаментом городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара 30.09.2020 в 13 ч. 05 мин. установлен факт транспортирования и размещения путем сброса отходов производства и потребления с транспортных средств марки КАМАЗ, государственный регистрационный знак <№>, отходов производства, подобных отходам грунта при проведении земляных работ на почву земельного участка, расположенного по адресу: <Адрес> с кадастровым номером <№>.
Сброс отходов осуществлен с транспортного средства, принадлежащего Азарову С.В., <Дата> г.р., 30.09.2020 в 13 ч. 05 минут непосредственно на почву земельного участка, расположенного <Адрес> с кадастровым номером <№>, за пределами территорий, специально отведенных и оборудованных для этих целей. Объем сброшенного отхода составил объем кузова транспортного средства с основными бортами. Данное нарушение зафиксировано на фотокамеру 30.09.2020 в 13 часов 05 минут. Сопроводительные документы на груз представлены не были.
По данному факту 07.12.2020 заместителем начальника отдела экологического надзора Управления охраны окружающей среды Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара составлен протокол об административном правонарушении <№>. Постановлением Ленинского районного суда по делу об административном правонарушении от 19.01.2021 <№> Азаров С.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 Ко АП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.
Стоимость размера вреда, причиненный почвам как компоненту природной среды в результате несанкционированного размещения отходов в виде грунта, образовавшегося в результате землеройных работ, составляет УЩотх = 1 х 7,92 х 4000 х 1,3= 41 184 (сорок одна тысяча сто восемьдесят четыре) руб. До настоящего времени физическим лицом в добровольном порядке вред, причиненный его действиями окружающей среде, возмещен не был.
Таким образом, с учетом приведенных норм материального права, а также установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу о том, что требования заместителя прокурора г. Самары обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора г.Самары Алексеевой О.В. к Азарову С. В. о взыскании вреда, причиненного почвам, - удовлетворить.
Взыскать с Азарова С. В. <данные скрыты>, сумму вреда, причиненного почвам как компоненту природной среды в результате несанкционированного размещения отходов в виде грунта, образовавшегося в результате землеройных работ в размере 41 184 (сорок одна тысяча сто восемьдесят четыре) рубля по следующим реквизитам:
ИНН <№> КПП <№> Получатель - УФК по Самарской области (Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области) р/с <№> в отделений по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение Самара) БИК <№> КБК <№> ОКТМО <№>.
Взыскать с Азарова С. В. <данные скрыты> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 435,52 (одна тысяча четыреста тридцать пять) рублей 52 копейки.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд Самарской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 26 мая 2022 года.
Судья /подпись/ Е.И.Строганкова
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.