Судья: Сорокина О.А. №33-3067/2022
(дело № 2-2477/2021) 63RS0025-01-2021-002425-92
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 марта 2022 года г.о. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Самчелеевой И.А.
судей Чирковой И.Н.,Занкиной Е.П.
при помощнике судьи Сукмановой Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации г.о.Сызрань Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 17.09.2021г., которым постановлено:
« Иск прокурора города Сызрани в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное учреждение городского округа Сызрань «Служба эксплуатации зданий и сооружений» устранить недостатки антитеррористической защищенности образовательного объекта ГБОУ СО СОШ № г.о. Сызрань путем восстановления внешнего ограждения школы, а именно: 4 пролетов со стороны лесопарковой зоны (лесополосы) по <адрес>; 3 пролетов с боковой стороны здания, напротив домов <адрес> 2 пролетов с боковой стороны <адрес>.
Обязать Администрацию г.о. Сызрань обеспечить финансирование Муниципального казенного учреждения городского округа Сызрань «Служба эксплуатации зданий и сооружений» в целях устранения недостатков антитеррористической защищенности образовательного объекта ГБОУ СО СОШ № г.о. Сызрань путем восстановления внешнего ограждения Школы, а именно: 4 пролетов со стороны лесопарковой зоны (лесополосы) <адрес>; 3 пролетов с боковой стороны здания, напротив домов по <адрес>; 2 пролетов с боковой стороны по <адрес>
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Самчелеевой И.А., выслушав представителя истца- прокурора Демину В.В., представителя Министерства образования и науки Самарской области западное управление Лаптеву Ю.С.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Сызрани обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Муниципальному казенному учреждению городского округа Сызрань «Служба эксплуатации зданий и сооружений», Администрации г.о. Сызрань о понуждении к обеспечению антитеррористической защищенности объекта образования.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Сызрани Самарской области проведена проверка соблюдения требований антитеррористического законодательства, законодательства о противодействии экстремизму на объекте ГБОУ СО СОШ № г.о. Сызрань. Между образовательными учреждениями г.о. Сызрань, подчиненными Западному управлению министерства образования и науки Самарской области (далее - Школы), в том числе ГБОУ СО СОШ № г.о. Сызрань, и МКУ «Служба эксплуатации зданий и сооружений» г.о. Сызрань ДД.ММ.ГГГГ подписаны соглашения о передаче муниципального имущества (зданий Школ и прилегающих к ним территорий) в пользование государственных образовательных учреждений.
В силу п. 3.1.5 и 3.1.8 типового соглашения о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование, заключённого между МКУ «СЭЗиС» г.о. Сызрань и Школами, в обязанности МКУ «СЭЗиС» г.о. Сызрань входит обеспечение текущего ремонта и содержания имущества, а также прилегающей территории в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности.
В связи с вооруженным нападением ДД.ММ.ГГГГ на образовательное учреждение в <адрес> и массовой гибелью граждан прокуратурой города проведена проверка антитеррористической защищенности образовательных учреждений г.о. Сызрань.
Согласно информации МУ МВД России «Сызранское» от ДД.ММ.ГГГГ за № на объекте ГБОУ СО СОШ №, отсутствуют ограждения/ограждения находятся в ветхом состоянии, имеются пролазы в ограждениях образовательных учреждений.
Таким образом, в нарушение п. 20, 24 Требований № на объекте ГБОУ СО СОШ № г.о. Сызрань не обеспечено ограничение доступа посторонних лиц на объект, в связи с повреждением внешнего ограждения Школы.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор г.Сызрани просит суд обязать МКУ г.о. Сызрань «Служба эксплуатации зданий и сооружений» устранить недостатки антитеррористической защищенности образовательного объекта путем восстановления внешнего ограждения школы, а именно: 4 пролетов со стороны лесопарковой зоны (лесополосы) по <адрес>; 3 пролетов с боковой стороны здания, напротив домов по <адрес> <адрес>; 2 пролетов с боковой стороны по <адрес>
Обязать Администрацию г.о. Сызрань обеспечить финансирование МКУ «Служба эксплуатации зданий и сооружений» г.о. Сызрань в целях устранения недостатков антитеррористической защищенности образовательного объекта ГБОУ СО СОШ № г.о. Сызрань путем восстановления внешнего ограждения Школы, а именно: 4 пролетов со стороны лесопарковой зоны (лесополосы) по <адрес>; 3 пролетов с боковой стороны здания, напротив домов по <адрес> 2 пролетов с боковой стороны <адрес>
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация г.о.Сызрань Самарской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новое решение об отказе в иске прокурору г.Сызрани.
Выражает несогласие с выводами суда первой инстанции, поскольку ГБОУ СОШ № является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения, действующей на основании Устава. Согласно уставу школы, полномочия учредителей осуществляют: Министерство образования и науки, Министерство имущественных отношений Самарской области, в соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях» финансирование учреждения осуществляется его учредителем. Кроме того, между МКУ «СЭЗиС» и ГБОУ СОШ № заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом. Согласно Приложению к договору, ГБОУ СОШ № передано ограждение школы.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор Демина В.В. просила решение оставить без изменения.
Представитель Министерства образования и науки Самарской области западное управление Лаптева Ю.С. также полагает, что является решение правильным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Суд апелляционной инстанции в силу ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта.
Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О противодействии терроризму" устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
В силу п.п.1,7 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии со ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: 1) разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; 2) организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий; 3) участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; 4) обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; 5) направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации; 6) осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
В силу п.п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Исходя из содержания п.8 ч.1 ст.41 указанного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в образовательном учреждении.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п.2 ч.3 ст.28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации" обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Согласно п. 7 утвержденной Президентом Российской Федерации от 05.10.2009 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (п. 42 Концепции).
В соответствии с п.7.1 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения
Во исполнение п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Требования №).
Согласно п. 2 Требований № 1006 для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство просвещения Российской Федерации, организации, подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).
На основании п. 5 Требований № 1006, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Согласно п. 24 Требований № 1006 в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к любой категории опасности, осуществляется, в том числе, исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории).
В силу п. 20 Требований № 1006 пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается в том числе посредством поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях); исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них.
В силу п. 4 ст. 3 ФЗ РФ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом).
В соответствии с п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относятся в том числе оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями (п.п. 2 п. 3 ст. 28), создание условий, гарантирующих охрану здоровья обучающихся и работников (п.п. 15 п. 3 ст. 28), образовательная организация несёт ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесённых к её компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся и работников (п. 7 ст. 28).
Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии со ст.296 ГК РФ Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения прокурорской проверки по исполнению законодательства о противодействии и профилактике проявлений терроризма и экстремизма в ГБОУ СО СОШ № г.о.Сызрань, МКУ «СЭЗиС» г.о.Сызрань, Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в нарушение п.20 и п.24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением ГБОУ СО СОШ № г.о.Сызрань не обеспечено ограничение доступа посторонних лиц на объект в связи с повреждением внешнего ограждения Школы. (л.д.7).
ДД.ММ.ГГГГ договором № о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МБУ г.о. Сызрань «СЭЗиС» заключенного между Администрацией г.о. <адрес> и МБУ г.о. Сызрань «Служба эксплуатации зданий и сооружений» определен порядок использования движимого и недвижимого муниципального имущества, закрепляемого за Учреждением на праве оперативного управления.
Также, между МКУ «СЭЗиС» (ссудодатель) и ГБОУ СОШ № (ссудополучатель) ДД.ММ.ГГГГ заключен договор № о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование. (л.д.10-14).
Согласно п. 3.1. договора МКУ «СЭЗиС» обязан: нести расходы по содержанию переданного имущества, в том числе расходы по его капитальному и текущему ремонту; обеспечить ремонт и содержание имущества в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности, антитеррористической защищенности; осуществлять обустройство территории, прилегающей к зданиям; осуществлять ремонт и содержание движимого имущества.
В силу п. 2.1. Устава МКУ г.о. Сызрань «Служба эксплуатации зданий и сооружений», утвержденного Постановлением Администрации г.о.Сызрань от ДД.ММ.ГГГГ №, целью учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления г.о. Сызрань, содержание, обслуживание и ремонт зданий, сооружений, автотранспорта и иного муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности г.о. Сызрань, обустройство прилегающих к ним территорий.
Предмет деятельности МКУ «СЭЗиС» включает в себя систему мероприятий, направленных на обеспечение содержания и текущего ремонта зданий и сооружений муниципального имущества с соблюдением противопожарных и санитарно-гигиенических норм, мероприятия по хозяйственному и транспортному обеспечению исполнения полномочий органов местного самоуправления, а также мероприятия, направленные на совершенствование условий пребываний детей в государственных бюджетных образовательных учреждениях на территории муниципального образования городской округ Сызрань (п. 2.2. Устава).
В соответствии с п. 1.11. Устава, учреждение МКУ г.о. Сызрань «СЭЗиС» финансируется за счет средств бюджета г.о. Сызрань в соответствии с бюджетной сметой.
Для достижения установленных целей МКУ «СЭЗиС» осуществляет основные виды деятельности, в том числе организация работ по совершенствованию условий пребывания детей в государственных бюджетных образовательных учреждениях на территории муниципального образования городской округ Сызрань, в части приобретения необходимого инвентаря, оборудования, мебели.
Таким образом, обеспечение расходов, связанных с содержанием и ремонтом зданий муниципальной собственности, благоустройством прилегающей территории, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Установлено, что со стороны Школы предприняты необходимые действия по предотвращению нарушений законодательства: разработан, согласован и утвержден Паспорт безопасности ГБОУ СОШ № <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.); издан приказ «Об обеспечении проведения мероприятий антитеррористической защищенности персонала и объектов» № от ДД.ММ.ГГГГ; утверждено положение о пропускном и внутри-объектовом режимах (от ДД.ММ.ГГГГ); издан приказ «Об организации охраны, пропускного и внутри объектового режимов работы в зданиях и на территории ГБОУ СОШ № <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ; в школе установлена система видеонаблюдения; система наружного освещения.
Школа проводит профилактические мероприятия в области противодействия терроризму и иных возможных криминальных проявлений. Охрана учреждения осуществляется сторожами, состоящими в трудовых правоотношениях со школой. Школа проводит в начале учебного года, а далее по утверждённому графику (не реже двух раз в год) практические тренировки с воспитанниками, учащимися, педагогическими работниками и обслуживающим персоналом по обеспечению быстрой и безопасной эвакуации людей в случаях чрезвычайных ситуаций; проводит воспитательную работу с участниками образовательных отношений и обслуживающим персоналом; обеспечивает строжайшее соблюдение правил внутреннего распорядка, пропускного режима; осуществляет регулярный обход в ночное время в зданиях и на прилегающих территориях; организует (в начале учебного года, а далее - по полугодиям) совместно со специалистами служб, обеспечивающих безопасность, практические занятия в учреждении по вопросам обучения администрации, обслуживающего персонала, воспитанников и учащихся навыкам действия в чрезвычайных ситуациях.
Из материалов дела следует, что директор ГБОУ СОШ № <адрес> неоднократно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обращался к директору МКУ «СЭЗиС» с просьбой отремонтировать ограждение школы во избежание травм среди учащихся, во исполнение минимальных требований антитеррористической защищенности учреждения (л.д. 25-45)
Во исполнение пункта 3.1.6. договора от ДД.ММ.ГГГГ, МКУ «СЭЗиС» направлено ДД.ММ.ГГГГ письмо № в адрес Заместителя Главы городского округа Сызрань - руководителю Комитета по строительству и архитектуре с просьбой рассмотреть возможность устранения нарушений антитеррористической защищенности, а именно произвести замену (устройство) внешних ограждений территорий ГБОУ (л.д.15)
ДД.ММ.ГГГГ МКУ «СЭЗиС» также направлялось письмо № в адрес Заместителя Главы городского округа Сызрань - руководителю Комитета по строительству и архитектуре с просьбой рассмотреть возможность включения в план капитального ремонта и благоустройства территорий ГБОУ на ДД.ММ.ГГГГ замену (устройство) внешнего ограждения территорий ГБОУ СОШ № (л.д.16)
Из материалов дела следует, что МКУ «СЭЗиС» утвержден локальный сметный расчет № № текущего ремонта внешних ограждений территорий ГБОУ и СП, в который включена ГБОУ СОШ № (л.д.90-93).
Заместителем Главы г.о.Сызрань по городскому хозяйству письмом № от ДД.ММ.ГГГГ доведено до сведения и.о. Главы г.о.Сызрань, что в рамках реализации комплекса мероприятий по повышению антитеррористической защищенности объектов образования в г.о.Сызрань необходимо выполнить ремонт внешних ограждений территорий общеобразовательных учреждений (школ и детских садов). Согласно письму МКУ «СЭЗиС» от ДД.ММ.ГГГГ № на основании представленных сведений руководителей ГБОУ и структурных подразделений ГБОУ, а также осмотра объектов и определения повреждений различных конструкций, определена потребность в ремонте ограждений в 45 образовательных учреждениях города. Согласно сметному расчету (№) общая стоимость ремонтных работ составляет <данные изъяты> тыс. руб. В бюджете МКУ «СЭЗиС» в ДД.ММ.ГГГГ году выполнение указанных мероприятий не предусмотрено. Просит рассмотреть вопрос о выделении дополнительных финансовых средств МКУ «СЭЗиС» на проведение ремонта ограждений территорий образовательных учреждений г.о.Сызрань в размере <данные изъяты> тыс. руб. на согласительной комиссии по доработке проекта бюджета г.о.Сызрань на очередной финансовый год и плановый период и проектов решений Думы о внесении в него изменений и дополнений. (л.д.140-141).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 г. № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Постановление) определены требования по оснащению образовательных организаций техническими средствами антитеррористической безопасности.
Постановлением возложен контроль за реализацию антитеррористических мероприятий на правообладателя.
В связи с тем, что образовательный процесс в образовательных учреждениях городского округа Сызрань организован в зданиях, являющимися муниципальной собственностью, переданных объектам образования в безвозмездное пользование, обязанность по содержанию зданий и сооружений образовательных учреждений, в том числе обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности, возложена на муниципальные органы.
В соответствии с п. 2.2 Соглашения заключенного между Правительством Самарской области и администрацией городского округа Сызрань Самарской области о взаимодействии в области образования от ДД.ММ.ГГГГ органы местного самоуправления городского округа Сызрань Самарской области обеспечивают наличие и содержание зданий и помещений, пригодных для организации в них образовательного процесса по образовательным программам общего образования; осуществляют функции собственника муниципального имущества, переданного в пользование государственным бюджетным общеобразовательным учреждениям Самарской области, и контролирует его использование.
В контексте данного соглашения под пригодными зданиями и сооружениями подразумеваются объекты, удовлетворяющие требованиям законодательства Российской Федерации в области пожарной, антитеррористической безопасности и санитарно- эпидемиологического благополучия.
Удовлетворяя исковые требования, и обязывая ответчика МКУ г.о. Сызрань «Служба эксплуатации зданий и сооружений» устранить недостатки антитеррористической защищенности образовательного объекта путем восстановления внешнего ограждения школы, суд исходил из того, что имеющиеся повреждения внешнего ограждения школы создают опасность для здоровья обучающихся и людей, посещающих школу, большинство которых - дети, влечет возможность беспрепятственного проникновения на территорию учреждения бродячих собак, посторонних граждан, а также подрывает антитеррористическую защищенность объекта.
В связи с тем, что образовательный процесс в образовательных учреждениях городского округа Сызрань организован в зданиях, являющимися муниципальной собственностью, переданных объектам образования в безвозмездное пользование, обязанность по содержанию зданий и сооружений образовательных учреждений, в том числе обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности, возложена на муниципальные органы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что устранение нарушений законодательства по антитеррористической защищенности объектов, указанных в исковом заявлении лежит на Администрации г.о. Сызрань, а также на МКУ г.о. Сызрань "Служба эксплуатации зданий и сооружений" на основании договора № о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МБУ г.о. Сызрань «СЭЗиС» от ДД.ММ.ГГГГ и договора № о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, поскольку для устранения указанных выше нарушений образовательному учреждению требуются финансовые ресурсы, выделение которых регламентируется требованиями бюджетного законодательства, при этом «имущество» закреплено учредителем на праве оперативного управления за МКУ г.о. Сызрань «СЭЗиС», суд полагает, что Администрация г.о. Сызрань обязана обеспечить финансирование МКУ «Служба эксплуатации зданий и сооружений» г.о. Сызрань в целях устранения недостатков антитеррористической защищенности образовательного объекта ГБОУ СО СОШ № г.о. Сызрань путем восстановления внешнего ограждения Школы, а именно: 4 пролетов со стороны лесопарковой зоны (лесополосы) по <адрес>; 3 пролетов с боковой стороны здания, напротив домов по <адрес>; 2 пролетов с боковой стороны по <адрес>
Суд правомерно возложил на ответчиков Муниципальное казенное учреждение городского округа Сызрань «Служба эксплуатации зданий и сооружений» и Администрацию г.о. Сызрань обязанность по обеспечению выполнения указанных в решении суда мероприятий по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности и безопасности, поскольку действующим законодательством решение данных вопросов отнесено к их компетенции и стороны приняли на себя соответствующее совместное обязательство, что не превышает объем их компетенции.
Фактически доводы жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, направлены на иное толкование закона и иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, нормы материального и процессуального права применены правильно, дана правильная оценка всей совокупности доказательств по делу, оснований для отмены судебного решения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 17.09.2021г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.о.Сызрань Самарской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: