Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 декабря 2022 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.
при секретаре Двинских К.В.
с участием прокурора Колычевой Е.Е.
представителя административного истца по доверенности Егоровой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 3а-2193/2022 по административному исковому заявлению Турапиной Валентины Александровны о признании недействующими нормативных правовых актов в части,
У с т а н о в и л :
Турапина В.А. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просила признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области № 2014 от 19 октября 2020 года, в части включения в него под пунктами 33169, 33247, 33198 нежилых помещений с кадастровыми номерами №, №, №, под пунктом 9698 нежилого здания с кадастровым номером №, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, в части включения в него под пунктами 14431, 9463, 14437 нежилых помещений с кадастровыми номерами №, №, №, под пунктом 9558 нежилого здания с кадастровым номером №.
Требования обоснованы тем, что административный истец является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами №, №, №. Указанные помещения, а также здание с кадастровым номером №, частями которого они являются, включены в Перечни на 2021-2022 годы. Включение объектов в Перечни является необоснованным, поскольку под торговые и офисные объекты используется менее 20 % от общей площади, включение объектов в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица, нарушая ее права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Егорова Т.В. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Администрация г.о. Тольятти, привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица, не направила в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилое здание с кадастровым номером № имеет наименование «административное», что позволило его отнести к объектам административного назначения, в связи с чем министерство правомерно включило его в Перечни на основании п.п.2 п.3 ст. 378.2 НК РФ.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 19 октября 2020 года № 2014, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержден приказом № 2233 от 22 октября 2021 года.
В Перечень на 2021 год включены следующие объекты недвижимости: нежилое помещение с кадастровым номером № ( пункт 33169), нежилое помещение с кадастровым номером № ( пункт 33247), нежилое помещение с кадастровым номером № ( пункт 33198), нежилое здание с кадастровым номером № ( пункт 9698).
В Перечень на 2022 год включены следующие объекты недвижимости: нежилое помещение с кадастровым номером № ( пункт 14431), нежилое помещение с кадастровым номером № ( пункт 9463), нежилое помещение с кадастровым номером № ( пункт 14437), нежилое здание с кадастровым номером № ( пункт 9558).
Приказ министерства от 19 октября 2020 года № 2014 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171(30955), 21.10.2020.
Приказ министерства № 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что Турапиной В.А. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 6492,4 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>; нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 116,3 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>; нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 299,8 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>
Исходя из выписок Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение с кадастровым номером № имеет назначение-нежилое, наименование - нежилое помещение; нежилое помещение с кадастровым номером № имеет назначение - нежилое, наименование- М.О.П.; нежилое помещение с кадастровым номером № имеет назначение- нежилое, наименование- нежилое помещение, состоящее из комнат на 4 этаже: <адрес>
Административным истцом представлены технические паспорта на нежилые помещения, выполненные ООО «Служба кадастровых инженеров» по состоянию на 25 декабря 2020 года.
Принимая во внимание, что с учетом части 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством, представленные административным истцом технические паспорта по состоянию на 25 декабря 2020 года, не могут быть приняты во внимание в качестве допустимых и достоверных доказательств.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Суду в связи с его запросом представлен технический паспорт на нежилое помещение с кадастровым номером № по состоянию на 10 июня 2011 года, выполненный МУП городского округа Тольятти «ИНВЕНТАРИЗАТОР», из которого следует, что в помещении на площади 298,7 кв. м. расположены кабинеты и коридоры.
При этом наименование помещения «кабинет» не тождественно наименованию «офис», остальные помещения являются вспомогательными.
По сведениям технического паспорта, выполненного по состоянию на 18 мая 1999 года, в нежилом помещении с кадастровым № на площади 6928,7 кв. м с учетом мест общей пользования ( нежилое помещение с кадастровым номером №) расположены сан. комнаты, складские, склады, техническое, коридоры, подсобные, спортзал, раздевалки, архив, кабинеты, электрощитовая, бассейн, парилки, туалеты, теплоузел, тамбур, зал заседаний, обеденный зал, мойка, кладовая, кухня, шкаф.
Помещения с наименованием «обеденный зал» площадью 57,2 кв. м, «мойка» площадью 7,0 кв. м, «кухня» площадью 9,3 кв. м являются объектами общественного питания, в совокупности их площадь составляет 73,5 кв. м, что от общей площади помещения составляет 1,06 %.
Помещения с наименованием «парильни» площадью 10,4 кв. м и 11,5 кв. м, которые относятся к объектам оказания бытовых услуг, составляют 1,82 % от общей площади помещения.
Указанные помещения расположены в нежилом здании с кадастровым номером № площадью 7229,1 кв. м, расположенном по адресу: <адрес> 84А.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости здание имеет назначение - нежилое, наименование –административное.
Согласно технического паспорта на нежилое здание, выполненного по состоянию на 17 мая 1999 года, в нежилом здании расположены кабинеты, коридоры, подсобные, коридоры, кладовые, лестничные клетки, санузлы, шкаф,, складское, склады, техническое, раздевалки, спортзал, архив, бассейн, электрощитовая, парильни, комната отдыха, теплоузел, зал заседаний, обеденный зал, мойка, кухня,
Мероприятия по определению фактического использования нежилого здания и нежилых помещений на даты утверждения Перечней на 2021-2022 годы административным ответчиком не производились.
Из представленных административным истцом договоров следует, что Турапина В.А. по договору аренды № 3/2020 от 3 августа 2020 года передала вышеуказанные нежилые помещения в аренду ООО «ЕвроФон».
ООО «ЕвроФон» заключило договоры субаренды с ООО «Дитекс63», ООО «Новые технологии асфальта», ООО ТРИА», ООО «НЕПТУН-Сервис», ООО «ЛАБОРАТОРИЯ ДЕРЕВА», ИП Соколовым В.В., ИП Прокашиной И.А.,ООО «Евробетон ГОСТ», ООО «БИТС-ЛАБ», ООО «АДВ», ООО «Второй Ветер», ООО «РОСТИСЛАВА», ООО «Новомосковский институт азотной промышленности», ООО «ТРАНСПОРТНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКСПЕДИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ», ООО «ЯРС», ООО «Фигаро-там», ООО «ТЕХПРОММОНТАЖ», ООО «ПотенциалСтрой» на использование нежилого помещения с кадастровым номером № под склад и административно-производственные цели.
Из заключений кадастрового инженера Карамзина В.А. следует, что 25.12.2020 года им проведено обследование нежилых помещений, расположенных в здании с кадастровым номером №. В ходе обследования установлено, что в здании располагается ряд производственных предприятий, а в помещении с кадастровым номером № торгово-офисные помещения занимают 916,7 кв.м., что составляет 14,1 % от его общей площади; в нежилом помещении с кадастровым номером № торгово-офисные помещения занимают 57,2 кв.м, что составляет 19,1 % от общей его площади; в нежилом помещении с кадастровым номером № торгово-офисные помещения отсутствуют.
Нежилое здание с кадастровым номером № расположено на земельном участке с кадастровым номером № с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации административного здания ( зона № ПК-4).
Включение нежилого здания в Перечни на 2021-2022 годы произведено исходя из наименования здания – административное здание, однако, указанное наименование здания и вид разрешенного использования земельного участка не свидетельствуют о назначении или фактическом использовании здания в качестве объекта офисного, делового, коммерческого назначения, кроме того, одного наименования без сведений о назначении или фактическом использовании здания и помещений, в нем расположенных, недостаточно для включения объекта в Перечни.
Суд также принимает во внимание, что решением Самарского областного суда от 10 ноября 2021 года признаны недействующими Перечни на 2018-2020 годы в части включения в них нежилых помещений с кадастровыми номерами №, №, №.
В связи с изложенным суд полагает, что сведения ЕГРН, технического учета, сведения о фактическом использовании зданий и помещений, сведения о земельном участке не позволяли Министерству включить в Перечни здание и нежилые помещения, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что нежилое здание с кадастровым номером №, а также нежилые помещения с кадастровыми номерами №, №, №.необоснованно включены в Перечни на 2021 -2022 годы, что привело к нарушению прав и законных интересов административного истца.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2021- 2022 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
Турапиной Валентины Александровны удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014, в части включения в него под в него под пунктом 33169 нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом 33247 нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом 33198 нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом 9698 нежилого здания с кадастровым номером №.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, в части включения в него под пунктом 14431 нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом 9463 нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом 14437 нежилого помещения с кадастровым номером №, под пунктом 9558 нежилого здания с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2022 года.