Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-2507/2023 ~ М-1904/2023 от 10.11.2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Самара                             12 декабря 2023 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,

при секретаре судебного заседания Лязиной А.О.,

с участием представителя административного истца Величко П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2507/2023 по административному исковому заявлению Овод ЛА об установлении архивной кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

Административный истец обратилась в Самарский областной суд с административным иском о восстановлении срока для обращения в суд и об установлении архивной кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества:

- земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости в размере 17 695 541 рубль 37 коп.,

- здания с кадастровым номером равной его рыночной стоимости в размере 37 389 372 рублей 69 коп.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является сособственником земельного участка с кадастровым номером и нежилого здания с кадастровым номером . Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 07.05.2014 составляет 34 325 411 рублей 34 коп. и здания – 73 392 747 рублей 66 коп. и превышает рыночную стоимость объектов. Неверное определение кадастровой стоимости объектов нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет неверное определение его налоговых обязательств, в частности по уплате земельного налога и налога на имущество.

В судебном заседании представитель административного истца Величко П.А., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал и просил удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске, дополнив, что у истца сохранено права на пересмотр кадастровой стоимости объектов в случае удовлетворения исковых требований. В 2023 году при расчете налога за данные объекты по значительно сниженной кадастровой стоимости, административный истец проверила предыдущую кадастровую стоимость, обратившись за оценкой, и подтвердилась завышенная кадастровая стоимость.

Административные ответчики Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица министерство имущественных отношений Самарской области, ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Самарской области, администрация г.о. Самара, Иванова Е.В., извещенные о рассмотрении дела в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в судебное заседание представителей не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела не представили.

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав явившегося представителя административного истца, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ –1 марта 2018 года.

Из материалов дела следует, что административный истец Овод Л.А. и заинтересованное лицо Иванова Е.В. на праве долевой собственности (по ? доли каждая) обладают объектами недвижимости:

- земельным участком с кадастровым номером , по адресу почтового ориентира: <адрес>, площадью 3201 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: занимаемый зданием ресторана и прилегающей территорией,

- зданием с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, площадью 1954,6 кв.м, назначение: нежилое, наименование: ресторан и мини-завод.

Согласно выпискам из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером утверждена кадастровая стоимость:

- в размере 34 325 411,34 рублей постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 № 610 по состоянию на 07.05.2014, о чем сведения внесены в ЕГРН 07.05.2014,

- в размере 20 603 780, 67 рублей постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2020 № 935 по состоянию на 01.01.2020,

- в размере 22 099 031, 79 рублей приказом министерства имущественных отношений Самарской области № 2181 от 25.11.2022 по состоянию на 01.01.2022.

По сведениям ЕГРН в отношении здания с кадастровым номером утверждена кадастровая стоимость:

- в размере 73 392 747, 66 рублей постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 N 118 по состоянию на 30.12.2014, о чем сведения внесены в ЕГРН 30.12.2014,

- в размере 37 946 030, 03 рублей приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451 по состоянию на 01.01.2021.

Исходя из представленных материалов, суд соглашается с административным истцом, что оспариваемая кадастровая стоимость объектов по состоянию на 07.05.2014 и 30.12.2014 является архивной, поскольку в результате последующих государственных оценок установлена действительная кадастровая стоимость каждого объекта на 01.01.2022 и на 01.01.2021 соответственно.

В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

С учетом требований ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

По делу установлено, что сведения об оспариваемой кадастровой стоимости внесены в ЕГРН в отношении земельного участка 07.05.2014, здания 30.12.2014, иск подан в суд 10.11.2023. Таким образом, административным истцом пропущен пятилетний срок на обращение с иском в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

В соответствии с абзацем 2 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В силу п. 2 ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Принимая во внимание, что расчет налога на рассматриваемые объекты за период до 01.01.2021 и до 01.01.2022 осуществляется исходя из оспариваемой архивной кадастровой стоимости, суд приходит к выводу, что прежние результаты определения кадастровой стоимости объектов продолжают затрагивать права административного истца, в связи с чем, учитывая отсутствие иного способа защиты права, полагает возможным восстановить срок на обращение в суд.

Оспариваемой архивной кадастровой стоимостью объектов права и законные интересы административного истца затрагиваются, как плательщика налога, исчисляемого из их кадастровой стоимости. Установление кадастровой стоимости каждого объекта недвижимого имущества в размере рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера налогов.

Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и 10.11.2023 обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд.

В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости является обоснованным.

Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Административным истцом в обоснование заявленных требований представлены отчеты об оценке № 23.71-2 и № 23.71-1 от 18.10.2023 оценщика Калачевой А.А. независимой оценочной организации ООО «Кредо» об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 07.05.2014 в размере 17 695 541 рубль 37 коп. и нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 30.12.2014 в размере 37 389 372 рубля 69 коп.

Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчетах об оценке выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости каждого объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельного участка основано на полном и объективном анализе индивидуальных ценностных характеристик объекта и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчетам об оценке документами.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки, указанная в отчётах, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного земельного участка и здания, содержащих сведения об иной его рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.

С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в отчетах об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости спорных объектов на дату кадастровой оценки, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.

Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление архивной кадастровой стоимости каждого объекта недвижимости равной их рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка и здания равной рыночной стоимости каждого объекта на дату кадастровой оценки, определенной в отчетах об оценке, подлежат удовлетворению.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 10.11.2023, что следует отразить в резолютивной части решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административный иск Овод ЛА удовлетворить.

Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , по почтовому адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 07.05.2014 в размере 17 695 541 (шесть миллионов семьсот семьдесят две тысячи сто сорок пять) рубль 37 коп.

Установить архивную кадастровую стоимость здания с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 30.12.2014 в размере 37 389 372 (шестьдесят два миллиона четыреста тысяч девятьсот) рубля 69 коп.

Датой подачи заявления в суд считать 10.11.2023.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 26.12.2023.

Судья                                И.А. Щетинкина

3а-2507/2023 ~ М-1904/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Овод Л.А.
Ответчики
ППК "Роскадастр" в лице филиала ППК "Роскадастр" по Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
Правительство Самарской области
Другие
Министерство имущественных отношений Самарской области
Иванова Е.В.
Администрация г.о. Самара
ГБУ СО «Центр кадастровой оценки»
Суд
Самарский областной суд
Судья
Щетинкина И. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
10.11.2023Регистрация административного искового заявления
13.11.2023Передача материалов судье
13.11.2023Решение вопроса о принятии к производству
17.11.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.12.2023Судебное заседание
12.12.2023Судебное заседание
26.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
19.04.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
20.05.2024Судебное заседание
10.06.2024Судебное заседание
13.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее