Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Самара 12 декабря 2023 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при секретаре судебного заседания Лязиной А.О.,
с участием представителя административного истца Величко П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2507/2023 по административному исковому заявлению Овод ЛА об установлении архивной кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Административный истец обратилась в Самарский областной суд с административным иском о восстановлении срока для обращения в суд и об установлении архивной кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества:
- земельного участка с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 17 695 541 рубль 37 коп.,
- здания с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 37 389 372 рублей 69 коп.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является сособственником земельного участка с кадастровым номером № и нежилого здания с кадастровым номером №. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 07.05.2014 составляет 34 325 411 рублей 34 коп. и здания – 73 392 747 рублей 66 коп. и превышает рыночную стоимость объектов. Неверное определение кадастровой стоимости объектов нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет неверное определение его налоговых обязательств, в частности по уплате земельного налога и налога на имущество.
В судебном заседании представитель административного истца Величко П.А., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал и просил удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске, дополнив, что у истца сохранено права на пересмотр кадастровой стоимости объектов в случае удовлетворения исковых требований. В 2023 году при расчете налога за данные объекты по значительно сниженной кадастровой стоимости, административный истец проверила предыдущую кадастровую стоимость, обратившись за оценкой, и подтвердилась завышенная кадастровая стоимость.
Административные ответчики Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица министерство имущественных отношений Самарской области, ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Самарской области, администрация г.о. Самара, Иванова Е.В., извещенные о рассмотрении дела в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в судебное заседание представителей не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела не представили.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав явившегося представителя административного истца, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ –1 марта 2018 года.
Из материалов дела следует, что административный истец Овод Л.А. и заинтересованное лицо Иванова Е.В. на праве долевой собственности (по ? доли каждая) обладают объектами недвижимости:
- земельным участком с кадастровым номером №, по адресу почтового ориентира: <адрес>, площадью 3201 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: занимаемый зданием ресторана и прилегающей территорией,
- зданием с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, площадью 1954,6 кв.м, назначение: нежилое, наименование: ресторан и мини-завод.
Согласно выпискам из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером № утверждена кадастровая стоимость:
- в размере 34 325 411,34 рублей постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 № 610 по состоянию на 07.05.2014, о чем сведения внесены в ЕГРН 07.05.2014,
- в размере 20 603 780, 67 рублей постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2020 № 935 по состоянию на 01.01.2020,
- в размере 22 099 031, 79 рублей приказом министерства имущественных отношений Самарской области № 2181 от 25.11.2022 по состоянию на 01.01.2022.
По сведениям ЕГРН в отношении здания с кадастровым номером № утверждена кадастровая стоимость:
- в размере 73 392 747, 66 рублей постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 N 118 по состоянию на 30.12.2014, о чем сведения внесены в ЕГРН 30.12.2014,
- в размере 37 946 030, 03 рублей приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451 по состоянию на 01.01.2021.
Исходя из представленных материалов, суд соглашается с административным истцом, что оспариваемая кадастровая стоимость объектов по состоянию на 07.05.2014 и 30.12.2014 является архивной, поскольку в результате последующих государственных оценок установлена действительная кадастровая стоимость каждого объекта на 01.01.2022 и на 01.01.2021 соответственно.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
С учетом требований ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
По делу установлено, что сведения об оспариваемой кадастровой стоимости внесены в ЕГРН в отношении земельного участка 07.05.2014, здания 30.12.2014, иск подан в суд 10.11.2023. Таким образом, административным истцом пропущен пятилетний срок на обращение с иском в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В соответствии с абзацем 2 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В силу п. 2 ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Принимая во внимание, что расчет налога на рассматриваемые объекты за период до 01.01.2021 и до 01.01.2022 осуществляется исходя из оспариваемой архивной кадастровой стоимости, суд приходит к выводу, что прежние результаты определения кадастровой стоимости объектов продолжают затрагивать права административного истца, в связи с чем, учитывая отсутствие иного способа защиты права, полагает возможным восстановить срок на обращение в суд.
Оспариваемой архивной кадастровой стоимостью объектов права и законные интересы административного истца затрагиваются, как плательщика налога, исчисляемого из их кадастровой стоимости. Установление кадастровой стоимости каждого объекта недвижимого имущества в размере рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера налогов.
Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и 10.11.2023 обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд.
В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости является обоснованным.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административным истцом в обоснование заявленных требований представлены отчеты об оценке № 23.71-2 и № 23.71-1 от 18.10.2023 оценщика Калачевой А.А. независимой оценочной организации ООО «Кредо» об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 07.05.2014 в размере 17 695 541 рубль 37 коп. и нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 30.12.2014 в размере 37 389 372 рубля 69 коп.
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчетах об оценке выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости каждого объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельного участка основано на полном и объективном анализе индивидуальных ценностных характеристик объекта и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчетам об оценке документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки, указанная в отчётах, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного земельного участка и здания, содержащих сведения об иной его рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в отчетах об оценке выводам об итоговой величине рыночной стоимости спорных объектов на дату кадастровой оценки, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление архивной кадастровой стоимости каждого объекта недвижимости равной их рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка и здания равной рыночной стоимости каждого объекта на дату кадастровой оценки, определенной в отчетах об оценке, подлежат удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 10.11.2023, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск Овод ЛА удовлетворить.
Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 07.05.2014 в размере 17 695 541 (шесть миллионов семьсот семьдесят две тысячи сто сорок пять) рубль 37 коп.
Установить архивную кадастровую стоимость здания с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 30.12.2014 в размере 37 389 372 (шестьдесят два миллиона четыреста тысяч девятьсот) рубля 69 коп.
Датой подачи заявления в суд считать 10.11.2023.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 26.12.2023.
Судья И.А. Щетинкина