Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1362/2023 от 30.05.2023

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

15 августа 2023 года                            г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:                     Архиповой Е.В.,

при секретаре судебного заседания:            Убушиевой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1362/2023 по исковому заявлению прокурора г. Салехарда в интересах неопределенного круга лиц и МО г. Салехарда к ООО «Квартал» о возложении обязанности привести место накопления отходов в соответствии с требованиями закона,

установил

Прокурор города Салехарда в интересах неопределенного круга лиц и МО г. Салехарда обратился в суд с иском к ООО «Квартал» о возложении обязанности привести место накопления отходов в соответствии с требованиями закона. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что органом прокуратуры проведена проверка по факту соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления по результатам которой установлено, что площадка накопления твердых коммунальных отходов, расположенная в около <адрес>, управляемого ООО «Квартал», не соответствует п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 и Правилам благоустройства, так как фактическое расстояние от контейнерной площадки до жилого <адрес> составляет 15,2 м, отсутствует ограждение с трех сторон высотой не менее 1 м (ограждение имеет повреждения), облик площадки не соответствует требованиям Правил. Согласно сведениям органа местного самоуправления заявление об уменьшении расстояния при создании места (площадки) накопления ТКО около многоквартирного <адрес> по ул. Республики для согласования в Управление Роспотребнадзора по ЯНАО не поступало, в связи с чем просил обязать ответчика в срок до <дата> привести площадку накопления отходов в соответствии с требованиями действующих норм и правил.

Помощник прокурора г Салехарда Фролова Т.Ю. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала, указав, что ответчик на момент рассмотрения дела выявленных нарушений не устранил.

Представитель Управления транспорта и городского хозяйства Администрации г. Салехарда от 26.05.2023 Богачёв А.С. представил письменный отзыв на иск, в котором требования прокурора поддержал, указав на обязанность ответчика по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, том числе, площадки накопления ТКО. В судебном заседании представитель третьего лица ФИО4, действующий на основании доверенности, доводы письменного отзыва поддержал.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по ЯНАО ФИО5, действующий на основании доверенности, полагал исковые требования предлежащими удовлетворению, указав, что управлением проводился анализ соответствия площадки накопления ТКО требованиям действующих норм и правил, вынесено заключение о несоответствии нормам законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия и санитарным правилам.

Администрация МО г. Салехарда, УК ООО «Изумрудный город», будучи извещенными надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимали, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

Ответчик, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представитель ответчика Балякин К.И., действующий на основании доверенности, представил отзыв на иск, в котором исковые требован не признал, полагая соответствие площадки ТКО всем требуемым санитарно-эпидемиологическим нормам. Также указал, что ответчиком осуществляются мероприятия по согласованию размещения площадки на придомовой территории.

Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу ч.3 ст.123 Конституции РФ судопроизводство, в том числе и гражданское, осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. К условиям реализации данных конституционных принципов, конкретизированных в гражданском процессуальном законодательстве, относятся наличие у сторон равных процессуальных средств защиты субъективных материальных прав, а также добросовестное пользование процессуальными правами и надлежащее исполнение ими процессуальных обязанностей.

Согласно статьям 56 и 68 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Салехарда 14.09.2022 в ходе проведения проверки (решение о проведении проверки от 12.09.2022 ) совместно с сектором экологии управления транспорта и городского хозяйства Администрации г. Салехарда установлено, что площадка накопления твердых коммунальных отходов, расположенная в около <адрес>, управляемого ООО «Квартал», не соответствует п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 и Правилам благоустройства, так как фактическое расстояние от контейнерной площадки до жилого <адрес> составляет 15,2 м, отсутствует ограждение с трех сторон высотой не менее 1 м (ограждение имеет повреждения), облик площадки не соответствует требованиям Правил. Согласно сведениям органа местного самоуправления заявление об уменьшении расстояния при создании места (площадки) накопления ТКО около многоквартирного <адрес> по ул. Республики для согласования в Управление Роспотребнадзора по ЯНАО не поступало.

Согласно п. 7 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (далее ФЗ № 184) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами; установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора), нормативов накопления твердых коммунальных отходов, тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждения территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно Устава муниципального образования город Салехард, принятого на референдуме жителями МО город Салехард 16.03.1997 Муниципальное образование город Салехард в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2004 года N 26-ЗАО "О наделении статусом, определении административного центра и установлении границ муниципального образования город Салехард" является городским округом с административным центром город Салехард.

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства муниципального образования и организация благоустройства в соответствии с указанными правилами.

В соответствии с п.п. 16.21, 16.22 Правил благоустройства территории муниципального образования город Салехард (утв. Решением Городской Думы МО города Салехарда от 02.09.2022 № 59), юридические лица, обязанные в силу требований законодательства и (или) договора, содержать территории, здания, сооружения, обеспечивают устройство и содержание в надлежащем техническом, санитарном и эстетическом состоянии контейнерных площадок, а также оборудование их контейнерами для твердых коммунальных отходов и бункерами для крупногабаритного мусора (контейнеры, бункеры, урны далее - мусоросборники), либо заключают договор пользования (аренды) площадкой.

Устройство контейнерных площадок на территории города осуществляется в соответствии с требованиями законодательства с учетом положения настоящих Правил. Порядок согласования создания мест (площадок) накопления` твердых коммунальных отходов утверждаются нормативным правовым актом Администрации города Салехарда. Внешний облик контейнерных площадок требования к конструктивным типам оснований, ограждениям контейнерных площадок, а также типам контейнеров) определяется в соответствии с типовыми эскизными решениями, установленными приложением № 5 к настоящим Правилам либо на основании индивидуального эскизного проекта, согласованного с уполномоченным органом Администрации муниципального образования город Салехард в области благоустройства.

Пунктами 1, 2 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

В силу положений п.п.2-4 Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).

В соответствии с п.4 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21), расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи <6> должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к Санитарным правилам.

В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 10 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 этого Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Как следует из представленных письменных материалов дела, ответчик осуществляет управление многоквартирным домом по ул. Республики г. Салехарда на основании договора управления от 18.12.2016.

Как следует из заключения Управления Роспотребнадзора по ЯНАО, представленная ответчиком документация по месту (площадке) нахождения накопления ТКО не соответствует требованиям законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе санитарным правилам: СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» СП 2.3.6.3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию", СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг».

В силу пункта 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 N 290, к данному перечню отнесены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

С учетом вышеуказанных норм действующего законодательства, обязанность по содержанию и обслуживанию контейнерных площадок вменяется управляющей организации, обслуживающей жилой дом, поскольку они находятся в пользовании жильцов многоквартирного жилого дома и данный вид работ обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

При этом с учетом требований положений постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3, ответчиком с уполномоченным органом иное размещение контейнерной площадки, отличное от нормативно установленных, не согласовано. Таким образом, требования иска в части возложения на ответчика обязанности привести контейнерную площадку для сбора бытовых отходов в состояние, соответствующее действующим и вышеприведенным нормам и правилам - подлежат удовлетворению.

Принимая во внимание, что заявленный прокурором в исковом заявлении срок исполнения требований является неактуальным, и определяя срок, в течение которого указанная обязанность должна быть выполнена ответчиком, суд принимает во внимание степень потенциальной опасности последствий выявленных нарушений для жизни и здоровья граждан, состояния окружающей среды, однако, принимает во внимание также и установленный порядок финансирования деятельности ответчика по управлению многоквартирным домом и порядок разрешения вопросов, касающихся проведения работ, ввиду чего полагает, что срок исполнения возложенных судебным решением обязанностей до 31.12.2023 года будет соответствовать критерию разумности и существенным образом не нарушит прав и законных интересов как самого ответчика, так и иных лиц. При этом ответчик в дальнейшем не лишен права на обращение в суд с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления в случае наличия соответствующих оснований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Возложить на ООО «Квартал» обязанность привести площадку накопления твердых коммунальных отходов, расположенную в около <адрес> в г. Салехарде в соответствие с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" и Правилами благоустройства территории муниципального образования город Салехард (утв. Решением Городской Думы МО города Салехарда от 02.09.2022 № 59) в срок до 31.12.2023 года.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Салехардский городской суд.

В окончательной форме решение изготовлено 22 августа 2023 года.

Председательствующий                                  Архипова Е.В.

копия верна:

Председательствующий                                  Архипова Е.В.

2-1362/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация МО г. Салехард
Прокурор г. Салехард
Ответчики
ООО "Квартал"
Другие
ООО "Изумрудный город"
Суд
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Архипова Елена Владимировна
Дело на сайте суда
salehardsky--ynao.sudrf.ru
30.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
30.05.2023Передача материалов судье
30.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2023Судебное заседание
15.08.2023Судебное заседание
22.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2023Дело оформлено
29.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее