Дело № 2-142/2023
44RS0014-01-2023-000083-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Судиславль 20 марта 2023 года
Островский районный суд Костромской области в составе председательствующего Рубликова И.Ю., при секретаре судебного заседания Крыловой О.В.,
с участием помощника прокурора Судиславского района Костромской области Михайловой И.В., представителя администрации Судиславского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области Черкасова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Судиславского района Костромской области к администрации Судиславского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области об обязании установить контейнеры <адрес> в соответствии с требованиями СанПин,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Судиславского района Костромской области обратился в суд с указанным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что Прокуратурой Судиславского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды, отходах производства и потребления в деятельности администрации Судиславского сельского поселения.
В ходе проверки установлено, что в нарушение нормативных актов, регулирующих правоотношения в сфере охраны окружающей среды, отходах производства и потребления, администрацией Судиславского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области не обеспечено содержание мест (площадок) накопления ТКО на территории Судиславского сельского поселения (д. <адрес>), в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями не организован надлежащим образом сбор и вывоз твердых коммунальных отходов с территории указанного населённого пункта.
Прокуратурой района 29.11.2022 главе администрации Судиславского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений вышеуказанного законодательства, которое рассмотрено 27.12.2022, требования прокурора признаны обоснованными, однако до настоящего времени, выявленные нарушения не устранены.
Накопление твердых коммунальных отходов в несанкционированных местах, отсутствие мест накопления твердых коммунальных отходов создает угрозу причинения вреда окружающей среде, здоровью граждан, посягает на надлежащее функционирование общественных отношений в сфере создания благоприятной окружающей среды.
Просит суд обязать администрацию Судиславского сельского поселения Судиславского муниципального района установить контейнеры, расположенные в д. <адрес> в соответствии с требованиями п. 3 СанПиН 2.1. 3684-21 в срок до 01.09.2023.
До начала судебного заседания прокурором Судиславского района Костромской области исковые требования уточнены. Согласно уточнённым исковым требованиям прокурор Судиславского района Костромской области просит суд обязать администрацию Судиславского сельского поселения Судиславского муниципального района создать и обустроить место (площадку) для накопления твёрдых коммунальных отходов в д. <адрес> в соответствии с требованиями п. 3 СанПиН 2.1. 3684-21 в срок до 01.09.2023.
В судебном заседании помощник прокурора Судиславского района Костромской области Михайлова И.В. уточнённые исковые требования поддержала в полном объёме. Суду пояснила, что дату рассмотрения иска в добровольном порядке исковые требования прокурора Судиславского района не удовлетворены. Просит обязать администрацию Судиславского сельского поселения Судиславского муниципального района создать и обустроить место (площадку) для накопления твёрдых коммунальных отходов в д. <адрес> в соответствии с требованиями п. 3 СанПиН 2.1. 3684-21 в срок до 01.09.2023.
Представитель администрации Судиславского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области, глава администрации Черкасов В.А., в судебном заседании пояснил, что против уточнённых исковых требований возражений не имеет. Срок до 01 сентября 2023 г. достаточный для устранения недостатков.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит уточнённые исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Так, в соответствии с частью 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включает в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно статье 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ч. 2).
Из пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 следует, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством
В соответствии с пунктом 3 СанПиН 2.1. 3684-21 на территории сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходамидолжны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки.
Согласно пункту 4 СанПиН 2.1. 3684-21 расстояние от контейнерных площадок до жилых домов, индивидуальных жилых домов должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Согласно статье 1 Закона Костромской области от 04.12.2015 N 38-6-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения», на основании части 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за сельскими поселениями Костромской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 6, 8, 13, 13.1, 15, 18, 22, 24, 26, 31, 33.1, 33.2, 34, 37 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Из материалов дела следует, в ходе проверки было установлено, что в нарушение требований части 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктов 3 и 4 СанПиН 2.1. 3684-21, ответчиком не обеспечено создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО на территории Судиславского сельского поселения в д. <адрес> в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических норм, не организован надлежащим образом сбор и вывоз твердых коммунальных отходов с территории вышеуказанного населённого пункта, находящегося на территории деятельности администрации Судиславского сельского поселения Судиславского муниципального района (л.д. № 4-6, 7-10, 15, 16-17)
В связи с выявленными нарушениями в Администрацию Судиславского сельского поселения 29 ноября 2022 г внесено представление с требованием о принятии мер по устранению выявленных нарушений, которое рассмотрено 27.12.2022, требования прокурора признаны обоснованными (л.д. № 7-10, 11-12), однако до настоящего времени, выявленные нарушения не устранены.
Таким образом, уточнённые исковые требования прокурора Судиславского района Костромской области подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК Российской Федерации при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если указанные действия не могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Исходя из характера действий, указанный прокурором срок до 01 сентября 2023 г, против которого не возражал и представитель ответчика, суд полагает достаточным.
В соответствии со ст. 103 ч. 1 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
С учетом вышеизложенного, ответчик от уплаты госпошлины освобождается
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Уточнённые исковые требования прокурора Судиславского района Костромской области удовлетворить в полном объёме.
Обязать администрацию Судиславского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области создать и обустроить место (площадку) для накопления твёрдых коммунальных отходов в д. <адрес> в соответствии с требованиями п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 в срок до 01 сентября 2023 г.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Островский районный суд Костромской области в течение месяца с момента принятия в окончательной форме.
Председательствующий: И.Ю. Рубликов