Дело № 7-785/2022 Судья Карандашова А.В.
РЕШЕНИЕ
город Челябинск 24 августа 2022 года
Судья Челябинского областного суда Майорова Е.Н., при секретаре Богословская А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Жилищно-строительного кооператива «Металлург» по жалобе законного представителя Жилищно-строительного кооператива «Металлург» Зеленцовой С.Е. на постановление главного государственного санитарного врача по г. Златоусту и Кусинскому району от 29 марта 2022 года № 62 и решение судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 29 июня 2022 года,
установил:
постановлением главного государственного санитарного врача по г. Златоусту и Кусинскому району от 29 марта 2022 года № 62 ЖСК «Металлург» в редакции определения главного государственного санитарного врача в г. Златоусте и Кусинском районе от 12 мая 2022 года, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ, с прекращением производства по делу на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью правонарушения и объявлением устного замечания.
Решением судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 29 июня 2022 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе в Челябинский областной суд законный представитель ЖСК «Металлург» Зеленцова С.Е. просит об отмене решения судьи, прекращении производства по делу об административном правонарушении. В обоснование доводов жалобы указывает на нарушения норм процессуального права, поскольку выявлено нарушение п. 8.2.5 СанПин 2.1.2.645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещения», которые отмены с 01 марта 2021 года. Полагает, что осмотр территории произведен с нарушением статьи 27.8 КоАП РФ в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя кооператива, принадлежность осматриваемой территории документально не подтверждена, точное место совершения правонарушения не установлено, материалы дела не содержат сведений о согласовании с прокуратурой мероприятий по проведению рейдового осмотра. Кроме того указывает, что в резолютивной части постановления ЖСК «Металлург» привлечено по части 1 статьи 6.3 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указано иное юридическое лицо, постановления вынесено с нарушением срока, предусмотренного статьей 29.6 КоАП РФ, определения о продлении срока рассмотрения дела материалы дела не содержат. Ссылается на нарушения норм материального права, поскольку ЖСК «Металлург» и иные собственники помещений в многоквартирном доме в квартале Северо-Запад не владеют и не являются собственниками спорной контейнерной площадки и установленными на ней контейнерами.
Защитник Баюшкина Е.Ф. в судебном заседании доводы жалобы поддержала.
Законный представитель ЖСК «Металлург», представитель административного органа в судебное заседание областного суда не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. На основании пунктов 2, 4 части 1 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, изучив доводы жалобы, выслушав участника процесса, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест накопления ТКО и ведения их реестра от 31 августа 2018 года № 1039 места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (п. 4 Правил).
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, а также постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
В части 1.1 указанной статьи предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
При этом состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
Частью 2.3 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения утвержден постановлением Правительства РФ от 3.04.2013 года № 290.
В пункте 26 (1) этого Перечня указано на то, что в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводом, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В силу подпункта «д(2)» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размере платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170 определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов. В частности, в соответствии с подпунктом 3.7.1 указанных Правил на управляющую компанию жилых домой возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
Как усматривается из представленных материалов и установлено в ходе рассмотрения дела, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителем и благополучия человека Челябинской области Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Челябинской области в г. Златоусте и Кусинском районе установлено осуществление функции управления в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>».
В Министерство экологии Челябинской области из ГУ «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» поступило обращение по вопросу размещения твердых коммунальных отходов навалом на почве, возле контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>.
На основании поступившего обращения старшим государственным инспектором в области окружающей среды Челябинской области, консультантом Златоустовского территориального отдела регионального государственного экологического надзора Министерства экологии Челябинской области, проведен осмотр территории - адресный ориентир: прилегающая территория к контейнерной площадке по адресу: <адрес>, составлен протокол осмотра от 07 октября 2021 года.
По результатам обследования были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований при благоустройстве контейнерной площадки, а именно: с западной стороны ориентировочно на расстоянии 18 метров от <адрес>, <данные изъяты> <адрес> в <адрес>, установлена контейнерная площадка на которой расположены два заглубленным мусорных контейнера. Предназначенные для сбора, временного хранения твердо-бытовых отходов (ТБО). Контейнерная площадка не имеет асфальтового или бетонного покрытия, отсутствует ограждение. На момент обследования прилегающей территории контейнерной площадки, размещение твердых коммунальных отходов навалом на почве возле контейнерной площадки и на самой контейнерной площадки отсутствует.
Указанные обстоятельства, свидетельствующие о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: копией выписки из протокола № от 1 марта 2018 года заседания правления ЖСК «Металлург»; протоколом № об административном правонарушении от 3 февраля 2022 года; копией протокола осмотра от 7 октября 2021 года с фототаблицей к нему; копией письма ООО «<данные изъяты>» в <данные изъяты> копией письма заместителя прокурора г. Челябинска от 16 сентября 2021 года; копией Реестра, утвержденного 15 апреля 2021 года; уведомлением о составлении протокола от 18 января 2022 года №; почтовым уведомлением ЖСК «Металлург» о получении протокола 20 января 2022 года; уведомлением о переназначении даты и времени составления протокола, полученным ЖСК «Металлург» 31 января 2022 года; копией плана земельного участка, на котором расположен МКД; копией выписки из раздела «<данные изъяты>»; копией выписки из ЕГРЮЛ на ЖСК «Металлург»; копией определения № об исправлении описок от 12 мая 2022 года и копией определения №; письменными сведениями из информационного ресурса ГИС ЖКХ, иными материалами дела.
Всем доказательствам, свидетельствующим о событии административного правонарушения и наличии в действиях ЖСК «Металлург» состава административного правонарушения в ходе рассмотрения дела дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствуют требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, и оснований сомневаться в достоверности и допустимости данных сведений у судьи не было. Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен в присутствии защитника ЖСК «Металлург». Копия протокола вручена в установленном законом порядке.
Постановление главного государственного санитарного врача по г. Златоусту и Кусинскому району от 29 марта 2022 года № вынесено по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями статей 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в постановлении содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Имеющиеся в деле доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины ЖСК «Металлург» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ. Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдены.
Доводы настоящей жалобы фактически сводятся к оспариванию установленных должностным лицом и судьей городского суда фактических обстоятельств дела и переоценке доказательств и потому повлечь отмену состоявшихся актов не могут. Аналогичные доводы являлись предметом проверки предыдущей судебной инстанции, они обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в судебном решении.
Установив, что ЖСК «Металлург» как лицом, осуществляющим функции управления в отношении многоквартирного дома допущено несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при размещении контейнерной площадки для сбора ТБО, в части отсутствия ограждения и твердого покрытия, действия данного юридического лица образуют объективную сторону состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ.
Ссылка заявителя, что в протоколе осмотра указано на нарушение п. 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и сооружениях» основанием к отмене вынесенных по делу решений служить не может, поскольку указанным актом фиксируется имеющееся нарушения. Он является доказательством по делу об административном правонарушении, право квалификации указанных нарушений принадлежит должностному лицу и отражается в протоколе по делу об административном правонарушении и постановлении по делу об административных правонарушениях.
Так согласно постановления по делу об административном правонарушении нарушение допущенные обществом признаны несоответствующими требованиям ст. 11, 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а так же раздела II СанПиН 2.1.3684-21 « санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поседений, к водным объектам, питьевой воды и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий».
С учетом изложенного, полагать, что обществу вменено нарушение не действующего законодательства оснований не имеется.
Не могут служить основанием к отмене вынесенных по делу актов и позиции заявителя о проведении проверки с грубыми процессуальными нарушениями.
Ссылка на Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», на правильность вывода суда об отсутствии оснований для признания собранных по делу доказательств недопустимыми, не влияет. В отношении мероприятия по контролю, по результатам которого выявлены названные нарушения, положения Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» не применяются. Должностные лица Министерства экологии Челябинской области наделены полномочиями по осуществлению контрольных мероприятий в соответствующей сфере.
Составленный по результатам данного мероприятия акт содержит сведения о фактических обстоятельствах, которые в соответствии со 6.35 КоАП РФ подлежат выяснению по делу об административном правонарушении. Означенный документ отвечает требованиям, предъявляемым к доказательствам главой 26 названного Кодекса, и обоснованно признан допустимым доказательством, достоверным относительно события административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы, допущенная в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности описка исправлена административным органом в соответствии со статьей 29.12.1 КоАП РФ.
Позиция заявителя о нарушении материальных норм права была рассмотрена судьей городского суда и оснований для иной переоценки не имеется.
Несогласие заявителя с выводами должностного лица, судьи и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом, вынесшим постановление, и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Решение судьи городского суда принято после исследования всех материалов дела, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями статей 29.7, 29.9 КоАП РФ. Решение судьи отвечает требованиям статей 30.7, 29.10 КоАП РФ, оно является законным, обоснованным и мотивированным.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом и судьей городского суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
решил:
постановление главного государственного санитарного врача по г. Златоусту и Кусинскому району от 29 марта 2022 года № и решение судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 29 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Жилищно-строительного кооператива «Металлург» оставить без изменения, жалобу законного представителя Жилищно-строительного кооператива «Металлург» Зеленцовой С.Е. - без удовлетворения.
Судья Е.Н. Майорова