Дело № 2-593/2022
УИД 75RS0010-01-2022-001438-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2022 года пгт. Забайкальск
Судья Забайкальского районного суда Забайкальского края Васендин С.Ф., при секретаре Мустафиной Т.Ф. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Читинской таможни о признании имущества бесхозяйным (заинтересованное лицо ФИО1),
установил
Читинская таможня обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя его тем, что в распоряжении Читинской таможни находится товар, относящийся к радиоэлектронным и техническим средствам, задержанным таможенным органом в рамках главы 51 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а именно "радиомикрофоны …, модель №9 " в количестве 4 шт. (0,142 кг), задержанные по протоколу задержания от 13.11.2019 № 000010; переданы на хранение по акту приема- передачи от 13.11.2019 года на склад временного хранения ООО "ТЛК-Забайкальск", срок хранения товара истёк 13.12.2019.
Согласно заключению эксперта от 22.12.2017 № 12408080/0031295, проведена идентификация указанных товаров, и установлено, что данные товары относятся к категории специальных технических средств, предназначенных для негласного получения акустической информации.
Вышеперечисленный товар хранится на территории склада временного хранения ООО "ТЛТ-Забайкальск" <адрес>. Согласно письму Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия, полномочия для принятия решения по данному товару у него отсутствуют. Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2020 № 28-06-04/114215 до утверждения соответствующего порядка и в целях исключения накопления таких товаров рекомендовано организовать работу по признанию таких товаров бесхозяйными.
В соответствии с Правилами передачи федеральным органам исполнительной власти и их территориальным органам и учёта ими конфискованных, а также бесхозяйных радиоэлектронных и специальных технических средств, изъятых из оборота или ограниченно оборотоспособных на территории Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации №111 от 02.02.1998 года (далее Правила), обращенные в федеральную собственность технические средства передаются в безвозмездное пользование федеральным органом исполнительной власти в соответствии с утверждённым Перечнем. Из письма Департамента информационных технологий, связи и защиты информации МВД России от 03.04.2015 №9/1571 следует, что в настоящий момент на территории Забайкальского края федеральным органом исполнительной власти, наделенным такими полномочиями является Управление министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю.
Досудебный порядок разрешения вопроса о передаче технических средств от таможенного органа к федеральному органу исполнительной власти, наделенному полномочиями по использованию вышеуказанных средств, не предусмотрен.
Возврат технических средств собственнику или владельцу производится на основании решения полномочного государственного органа о возврате этих средств в соответствии с п. 8 Правил.
Согласно содержанию протокола от 13.11.2019 №000010, товар задержан у гражданина Российской Федерации ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, заграничный паспорт <данные изъяты>.
Протокол задержания и акт приема-передачи товаров 13.11.2019 направлены в адрес ФИО1 Письмо с указанным документом адресатом получено, что подтверждается почтовым уведомлением.
Должностным лицом Читинской таможни в адрес ФИО1 направлено письмо с уведомлением о предстоящем истечении сроков хранения задержанных товаров, которое получено адресатом, что подтверждается почтовым уведомлением.
Должностным лицом Читинской таможни составлен акт об истечении срока хранения товаров и направлен в адрес ФИО1, который получен адресатом, что подтверждается почтовым уведомлением.
До настоящего времени владельцем товар не востребован, мер к совершению операций с товарами не предпринято.
Ссылаясь на ст.ст. 225, 226, 236 ГК РФ, подп."в" п. 10 ч. 1 ст. 269 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", заявитель просит признать бесхозяйным указанное выше имущество и обратить его в федеральную собственность.
Представитель Читинской таможни ФИО2, действующий на основании доверенности, просил суд рассмотреть дело без его участия.
Третьи лица ФИО1 и представитель УМВД России по Забайкальскому краю в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, возражений относительно требований таможенного органа в суд не представили.
Информация о дате и времени судебного заседания в соответствии со ст.ст. 14, 16 ФЗ от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» заблаговременно размещена на интернет-сайте суда и является общедоступной.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 "О мерах нетарифного регулирования" утверждено Положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (приложению № 16).
В соответствии с названным Положением, в отношении специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, предусмотрен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
В силу подп. 2 п. 1 ст. 260 ТК ЕАЭС, товары в отношении которых подлежат соблюдению запреты и ограничения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса и требуется представление документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких запретов и ограничений, подлежат таможенному декларированию.
В отношении товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, должны быть совершены таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием для выпуска в свободное обращение, временного ввоза, вывоза, временного вывоза либо для помещения под таможенную процедуру таможенного транзита (п. 4 ст. 258 ТК ЕАЭС).
В случае невозможности выпуска товаров для личного пользования таможенным органом по причине несоблюдения условий выпуска и несовершения в отношении товаров для личного пользования таможенных операций, такие товары задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса. (п. 5 ст. 258 ТК ЕАЭС).
Согласно ст. 380 ТК ЕАЭС, задержанные товары и документы на них, за исключением товаров, указанных в пункте 2 настоящей статьи, хранятся таможенными органами в течение 30 календарных дней, а товары, подвергающиеся быстрой порче, - в течение 24 часов.
В соответствии с п. 1 ст. 381 ТК ЕАЭС, возврат задержанных товаров и документов на них производится декларантам, а если таможенное декларирование товаров не осуществлялось, - собственникам товаров, а в случае, если собственник является иностранным лицом либо сведения о собственнике товаров у таможенного органа отсутствуют, - лицам, во владении которых товары находились на момент задержания, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу п. 1 ст. 382 ТК ЕАЭС, товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в статье 381 настоящего Кодекса, в срок, предусмотренный пунктами 1 и 2 статьи 380 настоящего Кодекса, подлежат реализации, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно п. 2 Правил передачи федеральным органам исполнительной власти и их территориальным органам и учета ими конфискованных, а также бесхозяйных радиоэлектронных и специальных технических средств, изъятых из оборота или ограниченно оборотоспособных на территории Российской Федерации, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 111 (ред. от 02.03.2005) (далее Правила) технические средства согласно Перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, подлежат передаче в безвозмездное пользование федеральным органам исполнительной власти и их территориальным органам, наделенным полномочиями по использованию таких средств.
Основанием передачи технических средств в безвозмездное пользование федеральным органам исполнительной власти и их территориальным органам является вступившее в законную силу решение полномочного государственного органа о конфискации или признании их бесхозяйными (п. 4 Правил).
Конфискация и признание технических средств бесхозяйными осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 3 Правил).
В соответствии со ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно положениям ст. 226 ГК РФ, движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
В соответствии с подп. "в" п. 10 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", таможенные органы для выполнения возложенных на них функций вправе предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления о признании имущества бесхозяйным.
В силу п. 2 ст. 186 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ, товары обращаются в федеральную собственность, в частности на основании судебного акта по заявлению (иску) таможенного органа о признании имущества бесхозяйным либо об обращении изъятых товаров в федеральную собственность.
В соответствии со ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.
Из протокола задержания от 13.11.2019 года и актов приема-передачи товаров на склад от 13.11.2019 года следует, что на складе временного хранения хранятся движимые вещи (радиомикрофоны), изъятые в ходе таможенного контроля на таможенном посту МАПП Забайкальск при перемещении их через таможенную границу. Согласно заключению экспертизы №255585 от 22.09.2017 года, изъятые радиомикрофоны относятся к категории специальных средств, предназначенных для негласного получения акустической информации.
ФИО1, во владении которого находился товар, несмотря на направленные ему почтовые уведомления, никаких мер к таможенным операциям с товаром, как до его задержания, так и после задержания, не предпринимает.
Согласно акту об исчислении срока хранения товара, месячный срок хранения задержанного товара, установленный ст. 382 ТК ЕАЭС, истек 13.12.2019.
До настоящего времени имущество хранится на складе, бремя расходов по содержанию имущества несет государство.
В поданном в суд заявлении поставлен вопрос об обращении указанного движимого имущества в федеральную собственность.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, принимая во внимание принятые таможенным органом меры по извещению владельца товара об истечении срока его хранения, бездействие ФИО1 по совершению таможенных операции, связанных с таможенным декларированием ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза специальных технических средств, в отношении которых требуется представление документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, связанных с их ввозом, а также учитывая длительный срок хранения специальных технических средств на складе временного хранения, суд приходит к выводу, что ФИО1 бросил вышеуказанное имущество с целью отказа от права собственности на него.
При таком положении суд находит заявление Читинской таможни о признании имущества бесхозяйным и обращении его в федеральную собственность подлежащим удовлетворению.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.02.1998 № 111 (ред. от 02.03.2005), специальные технические средства для негласного получения и регистрации акустической информации включены в Перечень передаваемых в безвозмездное пользование федеральным органам исполнительной власти и их территориальным органам, наделенным соответствующими полномочиями, конфискованных, а также бесхозяйных радиоэлектронных и специальных технических средств, изъятых из оборота или ограниченно оборотоспособных на территории Российской Федерации.
С учётом изложенного, обращенные в федеральную собственность технические средства подлежат передачи в пользование федеральному органу исполнительной власти, которым на территории Забайкальского края является УМВД России по Забайкальскому краю в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации №111 от 02.02.1998 года.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил
Заявление Читинской таможни об обращении движимого имущества в федеральную собственность удовлетворить.
Обратить в федеральную собственность следующее имущество:
-"радиомикрофоны …, модель №9 " в количестве 4 шт. (0,142 кг)
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Забайкальский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.Ф. Васендин