УИД 42RS0033-01-2023-000828-69 (№ 2-878/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области
в составе судьи Тихоновой Л.Г.,
при секретаре Давлетшиной Ю,В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске
22 мая 2023 года
гражданское дело по иску Ильдерхановой Галины Владимировны, Ильдерхановой Анастасии Олеговны к администрации города Прокопьевска о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, заключении договора о предоставлении социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Ильдерхановы обратились в суд с иском к администрации города Прокопьевска о включении их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта им. Дзержинского» и заключении с ними договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на снос ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта им. Дзержинского», мотивировав тем, что они зарегистрированы и проживают в жилом помещении – квартире, расположенной по адресу: <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. Данный дом находится на территории горного отвода ООО «Шахта им. Дзержинского», отнесен к категории «подработанный ветхий». Список граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода ООО «Шахта им. Дзержинского», составлен на дату принятия решения о ликвидации – 29.03.2019. Жилой дом по <адрес> программу, т.к. в 2012 году был признан аварийным и непригодным для проживания. Распоряжением администрации города Прокопьевска от 23.11.2012 № 3098-р предусмотрено осуществить снос дома в срок не позднее 01.01.2020, однако, в настоящее время снос дома не осуществлен, ответчик не предоставил им жилое помещение в соответствии с региональной адресной программой «Переселения граждан из аварийных домов…». Предлагаемое ответчиком жилое помещение – квартира по <адрес>, как установлено решением Центрального районного суда г. Прокопьевска от 12.09.2022г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии Кемеровского областного суда от 01.12.2022г., не равнозначно ранее занимаемому ими жилому помещению по потребительским качествам, ухудшает жилищные условия Ильдерхановой Г.В. по сравнению с предыдущими, и не может рассматриваться как объект для принудительного переселения Ильдерхановых. Считают, что все эти обстоятельства не лишают их права на социальную поддержку со стороны государства по другой комплексной программе, т.к. ответчик до настоящего времени не исполнил свою обязанность по предоставлению им жилого помещения по программе переселению граждан в соответствии с региональной адресной программой «Переселения граждан из аварийных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу на 2019-2025 годы».
Истцы Ильдерханова Г.В., Ильдерханова А.О., их представитель адвокат Рудяков А.В., представитель ответчика - администрации города Прокопьевска в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица - Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен, представив письменный отзыв.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» указано, что суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ.
Также согласно ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В силу положений статей 55, 68 ГПК РФ, объяснения сторон являются доказательствами по делу и подлежат оценке наряду с другими доказательствами.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Правоотношения, регулируемые законодательством о реструктуризации угольной отрасли, которая получает государственную поддержку в форме финансирования сноса ветхого подработанного жилья и приобретения взамен другого, урегулированы Федеральным законом от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности», статья 2 которого предусматривает, что законодательство об особенностях социальной защиты работников организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) основывается на Конституции РФ и Гражданском кодексе РФ, и принятыми в его развитие Постановлениями Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 и от 13.07.2005 № 428.
Так, названным Федеральным законом предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности, под которыми понимается комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также по решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера (ст. 1). Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ (ст. 5).
В частности, п.п. «б» п. 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840, в качестве одного из направлений программы местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
В соответствии с пунктами 5, 8 Правил межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе, по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых, списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Основания для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, приведены в п. 8 Правил, перечень которых является исчерпывающим (п. 8 в ред. от 29.12.2021).
Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики РФ по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), и муниципальных программ создания новых рабочих мест (п. 6 Правил в ред. 10.05.2018).
Как указано в определении Конституционного суда РФ от 07.02.2008 № 266-О-О и следует из приведенных положений, социальные выплаты в рамках указанных мероприятий направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Суд при рассмотрении спора о праве на получение вышеназванных социальных выплат должен исследовать и оценивать, в частности, основания приобретения права пользования жилым помещением лицом, претендующим на их получение, а также все другие конкретные обстоятельства дела с целью недопущения не основанного на законе ограничения прав граждан на социальную поддержку со стороны государства при реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого жилищного фонда в рамках реструктуризации угольной промышленности, поскольку Конституционные цели социальной политики РФ предполагают такое правовое регулирование отношений по владению и пользованию объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище.
В судебном заседании было установлено, что истец Ильдерханова Галина Владимировна является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, куда в качестве члена семьи включена внучка Ильдерханова Анастасия Олеговна, внук Ильдерханов ФИО7 (л.д. 15-18).
Зарегистрированы по месту жительства по указанному адресу истец Ильдерханова Г.В. с ДД.ММ.ГГГГ, истец Ильдерханова А.О. – с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, иных зарегистрированных граждан не имеется (л.д. 14).
Как следует из информации, представленной администрацией города Прокопьевска, согласно экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ СФ ОАО ВНИМИ «Оценка степени влияния подземных горных работ на техническое состояние жилых домов, расположенных на территории горного отвода ООО «Шахта им. Дзержинского» с выдачей рекомендаций по их сохранению или сносу» многоквартирный жилой дом по <адрес> отнесен к категории «подработанные ветхие».
Список граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода ООО «Шахта им. Дзержинского», составлен на дату принятия решения о ликвидации – 29 марта 2019 года.
Жилой дом по <адрес> в ор. Прокопьевске не включен в Комплексную программу, т.к. в 2012 году был признан Межведомственной комиссией гор. Прокопьевска аварийным и непригодным для проживания.
В связи с тем, что жители дома по <адрес> расселены за счет средств фонда реформирования ЖКХ в рамках федерального закона № 185-ФЗ, дом не может быть включен в другую программу.
Изложенные в Постановлении Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, нормы являются специальными по отношению к гражданам, проживающим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным в жилых помещениях, которые пришли в негодность из-за воздействия горных работ.
При этом социальные выплаты не направлены на улучшение жилищных условий граждан, нуждающихся в их улучшении, а имеют своей целью компенсацию со стороны государства утраченного ветхого жилья, ставшего таким в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, и размер социальных выплат, причитающихся лицам, имеющим право на их получение, рассчитывается исходя из количества лиц, проживающих в ветхом жилом помещении.
Исходя из толкования указанных норм права, усматривается, что социальные выплаты предоставляются не всем гражданам, проживающим в непригодных жилых помещениях, а лишь тем, кто отвечает всей совокупности условий, необходимых и достаточных для включения в списки.
При этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Как указано в возражениях ответчика, согласно приказу ООО «Шахта им. Дзержинского» от 29.03.2019 № 82/1 «О прекращении работ по добыче угля подземным способом» с 29 марта 2019 года были прекращены работы подземным способом по добыче угля и проведению горных выработок, начаты ликвидационные работы согласно «Техническому проекту ликвидации ООО «Шахта им. Дзержинского».
Список граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода ООО «Шахта им. Дзержинского», составлен по состоянию на 29 марта 2019 года, когда было принято решение о прекращении деятельности шахты, следовательно, право у гражданина на получение социальной выплаты возникает на дату принятия решения о ликвидации ООО «Шахта им. Дзержинского» и может им быть реализовано после составления заключения СФ ОАО «ВНИМИ».
Поскольку на дату принятия решения о ликвидации шахты (29 марта 2019 года) истцы Ильдерхановы проживали и продолжают проживать в жилом доме, который являлся аварийным, сохраняет в нем регистрацию по месту жительства, то они подлежат включению в список граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода из ветхого жилищного фонда.
Доводы представителя ответчика о том, что в соответствии с п. 8 Правил, администрация города Прокопьевска не имеет правовых оснований для включения истцов в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта им. Дзержинского», суд считает несостоятельными.
Пунктом 8 Правил предусмотрены основания для уточнения такого списка граждан, перечень которых является исчерпывающим.
Одним из оснований, предусмотренных п. 8 Правил, является проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности.
Судом установлено, что решением Центрального районного суда гор. Прокопьевска Кемеровской области от 12.09.2022 администрации города Прокопьевска было отказано в удовлетворении исковых требований к Ильдерхановой Галине Владимировне, Ильдерхановой Анастасии Олеговне о признании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ прекращенным, признании ответчиков утратившими право пользования и выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, возложении обязанности заключить договор социального найма в отношении жилого помещения по адресу: <адрес>.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 01.12.2022 решение Центрального районного суда гор. Прокопьевска Кемеровской области от 12.09.2022 оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации города Прокопьевска, апелляционное представление прокурора – без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.02.2023 решение Центрального районного суда гор. Прокопьевска Кемеровской области от 12.09.2022г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 01.12.2022г. оставлены без изменения, кассационная жалоба администрации города Прокопьевска – без удовлетворения.
Согласно ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Указанными выше судебными актами установлено, что заключением МВК от ДД.ММ.ГГГГ. № <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации города Прокопьевска от 23.11.2012 № 3098-р «О сносе многоквартирного дома» предусмотрено осуществить снос <адрес>, в срок не позднее 01.01.2020.
Данный дом включен в региональную адресную программу «Переселения граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» на 2019-2025 годы, утвержденную постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.03.2019 № 199. Финансирование программы осуществлялось в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
ДД.ММ.ГГГГ КУМИ города Прокопьевска на основании муниципального контракта № приобретено жилое помещение – <адрес>, состоящая из трех комнат, общей площадью 65,9 кв. м., расположенная на 4 этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.
Распоряжением администрации города Прокопьевска от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении жилых помещений» принято решение о предоставлении вышеуказанного жилого помещения Ильдерхановой Галине Владимировне (состав семьи два человека).
Поскольку Ильдерханова Г.В. отказалась заключить с администрацией города Прокопьевска договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ответчик обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, которые, как указано выше, оставлены без удовлетворения.
Судебными актами также было установлено, что Ильдерханова Г.В. по состоянию здоровья не может использовать предоставленное администрацией города Прокопьевска жилое помещение в <адрес>.
До настоящего времени ответчиком семья Ильдерхановой Г.В. в составе двух человек не переселена из жилого помещения, находящегося в доме, признанным еще в 2012 году аварийным и подлежащим сносу.
При проведении обследования и составления заключения СФ АО ВНИМИ – 10.01.2022 дом по <адрес> экспертным заключением был также признан подработанным горными работами ликвидированного угольного предприятия, ветхим, и, следовательно, подлежит сносу по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО «Шахта им. Дзержинского».
Право на предоставление социальной выплаты имеют граждане, включенные в список граждан, подлежащих переселению, и не обеспеченные иным жилым помещением.
Согласно представленных справок Росреестра, ГБУ «Центр ГКО и ТИ Кузбасса» филиал № 15 БТИ Прокопьевского городского округа и Прокопьевского муниципального округа иных жилых помещений в собственности истцы не имеют, также не приобрели право пользования иным жилым помещением.
Таким образом, истцы Ильдерханова Г.В., Ильдерханова А.О., как проживающие в жилом помещении - <адрес>, расположенной в многоквартирном жилом доме по <адрес> в <адрес>, признанном непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и нуждающиеся в социальной поддержке государства – переселении, поскольку не приобрели право пользования иным жилым помещением пригодным для проживания и не имеют в собственности такого жилого помещения, жилое помещение, пригодное для проживания и отвечающее требованиям ст. ст. 86-88 ЖК РФ с учетом сохранения прежнего уровня жилищных условий истца Ильдерхановой Г.В. (в рамках региональной адресной программы «Переселения граждан из ветхого жилья…»), до настоящего времени истцам администрацией города Прокопьевска не предоставлено, имеют право на предоставление социальной выплаты, а их требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ильдерхановой Галины Владимировны, Ильдерхановой Анастасии Олеговны к администрации города Прокопьевска о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, заключении договора о предоставлении социальной выплаты, удовлетворить.
Обязать администрацию города Прокопьевска включить Ильдерханову Галину Владимировну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, Ильдерханову Анастасию Олеговну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО «Шахта им. Дзержинского».
Обязать администрацию города Прокопьевска заключить с Ильдерхановой Галиной Владимировной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, Ильдерхановой Анастасией Олеговной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО «Шахта им. Дзержинского».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через суд, вынесший решение, т.е. Центральный районный суд гор. Прокопьевска Кемеровской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Л.Г. Тихонова
Мотивированное решение изготовлено 27.05.2023.
Судья Л.Г. Тихонова