Дело № 21-5/2020
Судья: Архипова Н.В.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
20 января 2020 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кучерявого И.Л. на постановление заместителя руководителя УФАС по Чувашской Республике от 30 августа 2019 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 20 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, в отношении начальника МБУ «Управление капитального строительства и реконструкции» г. Чебоксары Кучерявого И.Л.,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии № от 30 августа 2019 года начальник муниципального бюджетного учреждения «Управление капитального строительства и реконструкции» г. Чебоксары Чувашской Республики Кучерявый И.Л. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Кучерявый И.Л подал жалобу в районный суд на предмет его отмены.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 20 ноября 2019 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Кучерявый И.Л. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, ссылаясь на их незаконность. В обоснование жалобы указывает, что субсидирование строительства дошкольного образовательного учреждения на 240 мест поз. 23 в <адрес> регулировалось соглашением, заключенным Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики и Администрацией г. Чебоксары о предоставлении субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики. Согласно п. 4.1.6 соглашения перечисление денежных средств осуществляется на основании заявок на финансирование по мере поступления таких заявок. Заявка от 19 апреля 2019 года, направленная Администрацией г. Чебоксары, в адрес Министерства на сумму ... руб., отвечала всем требованиям, установленным соглашением. Однако, сумма представленных бюджетных ассигнований составила только ... руб. из-за отсутствия их в Министерстве образования и молодежной политики Чувашской Республики, что подтверждается свидетельскими показаниями. 26 апреля 2019 года в адрес Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики администрацией г. Чебоксары направлено письмо № о недостаточном финансировании. Соответствующие доводы судом не рассматривались и не оценивались. Полагает, что нарушение Министерством п. 4.1.6 соглашения повлекло за собой невозможность исполнения взятых на себя обязательств по оплате принятых работ, в связи с чем должностное лицо заказчика не подлежит привлечению к административной ответственности за данное правонарушение. Ссылается на письмо УФАС РФ от 28 августа 2018 года №, согласно которому, если несвоевременная оплата по муниципальному контракту связана с несвоевременным распределением, отзывом либо доведением до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований, данные материалы подлежат направлению для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 15.15.11 КоАП РФ в отношении должностных лиц, ответственных за несвоевременное распределение, отзыв либо доведение до распорядителей или получателей бюджетных средств, в связи с чем действия Министерства подлежали квалификации по ст. 15.15.11 КоАП РФ.
Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения защитника Кучерявого И.Л. - Маркова А.С., возражения старшего помощника прокурора г. Чебоксары Мадюшкина А.А., прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.
Согласно части 13.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), срок оплаты выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцать дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Привлекая Кучерявого И.Л. к административной ответственности по части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо административного органа пришло к выводу о нарушении должностным лицом заказчика – начальником муниципального бюджетного учреждения «Управление капитального строительства и реконструкции» г. Чебоксары Чувашской Республики Кучерявым И.Л. требований части 13.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, выразившихся в ненадлежащем исполнении им должностных обязанностей, повлекших нарушение сроков и порядка оплаты выполненных работ по муниципальному контракту № 22 от 1 октября 2018 года, заключенному с подрядчиком – ПК «...».
Суд первой инстанции с выводами должностного лица УФАС согласился, указав, что в нарушении Закона № 44-ФЗ полная оплата выполненных работ произведена по истечении 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Вместе с тем с состоявшимся по делу судебным актом согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г. Чебоксары проведена проверка соблюдения законодательства о контрактной основе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд МБУ «Управление капитального строительства и реконструкции» г. Чебоксары Чувашской Республики, расположенным по адресу: <адрес>.
В ходе проверки установлено, что 1 октября 2018 года между заказчиком – МБУ «Управление капитального строительства и реконструкции» г. Чебоксары Чувашской Республики и генеральным подрядчиком ПК «...» заключен контракт № на строительство дошкольного образовательного учреждения на 240 мест поз. 23 <адрес> (л.д. 18-23).
Согласно п. 2.1 контракта общая стоимость контракта составляет ... руб., в.т.ч. на 2019 года ... руб. Оплачивается заказчиком за счет средств федерального бюджета, средств республиканского бюджета Чувашской Республики, средств бюджета города (л.д. 18).
Согласно п. 2.5 контракта оплата выполненных работ производится путем безналичного расчета в течение 30 дней на основании подписанных сторонами акта о приемке выполненных работ формы КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3, представленного Генеральным подрядчиком, а также всех документов, подтверждающих фактическое выполнение (акты на скрытые работы, расчеты, фотографии объекта, пояснительные записки о соответствии выполненных работ от строительного контроля и авторского надзора и другие документы) или на основании акта приемки законченного строительством объекта за вычетом пеней, штрафов. Авансирование не предусмотрено.
Согласно п. 2.7 контракта датой оплаты считается дата списания денежных средств с лицевого счета заказчика на счет генерального подрядчика.
Из п. 3.6 контракта следует, что не позднее 10 дней после получения от генерального подрядчика документов, указанных в п. 3.5 контракта, заказчик рассматривает результаты и осуществляет приемку выполненных работ по настоящему контракту на предмет соответствия их объема, качества требованиям, изложенным в контракте, Техническом задании и направляет генеральному подрядчику подписанный заказчиком 1 экземпляр акта сдачи-приемки работ либо запрос о предоставлении разъяснений касательно результатов работ, или мотивированный отказ от принятия результатов выполненных работ, или акт с перечнем выявленных недостатков, необходимых доработок и сроком устранения.
Пунктом 4.1.2 контракта установлено, что заказчик обязуется производить оплату фактически выполненных работ генеральному подрядчику по мере поступления средств на основании актов приемки выполненных работ на форме КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, в пределах суммы, указанной в п. 1.2 контракта и годового лимита капитальных вложений.
Впоследствии между заказчиком и подрядчиком были подписаны дополнительные соглашения от 26 декабря 2018 года, от 30 марта 2019 года, от 26 июля 2019 года к Муниципальному контракту № от 1 октября 2018 года (л.д.30-33).
10 апреля 2019 года МБУ «Управление капитального строительства и реконструкции» г. Чебоксары и генеральным подрядчиком ПК «...» подписаны акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 на сумму № руб. (л.д. 34-51, 52-71, 72). При этом оплата выполненных работ в полном объеме произведена только 24 мая 2019 года.
Нарушение должностным лицом – начальником МБУ «Управление капительного строительства и реконструкции» Кучерявым И.Л. срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) явилось основанием для возбуждения 14 августа 2019 года и.о. прокурора г. Чебоксары Чувашской Республики дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, в отношении указанного лица.
В ходе производства по делу Кучерявый И.Л. приводил доводы о том, что в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения со ссылкой на своевременную подачу заявки в адрес Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики о выделении финансирования, на невозможность оплаты контракта в срок по вине третьих лиц. В подтверждении доводов представил заявку Администрации г. Чебоксары от 19 апреля 2019 года на предоставление и распределение иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение мероприятий по созданию в субъектах РФ дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, к государственной программе РФ «Развитие образования» на апрель 2019 года в сумме ... рублей (л.д. 120), письмо Администрации г. Чебоксары от 26 апреля 2019 года №, направленное в Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, о выделении денежных средств в полном объеме (л.д. 17).
Однако соответствующие доводы в ходе производства по настоящему делу надлежащей правовой оценки не получили.
Согласно п. 4.1.6 соглашения № от 22 ноября 2018 года, заключенного между Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики и Администрацией г. Чебоксары о предоставлении субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики, Министерство осуществляет перечисление денежных средств на основании представленных получателем заявок на финансирование по мере поступления таких заявок (л.д. 87 -90).
Из материалов дела следует, что 19 апреля 2019 МБУ «Управление капитального строительства и реконструкции» г. Чебоксары в адрес Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики направлена заявка на предоставление денежных средств в сумме ... руб., из них ... руб. - за счет средств федерального бюджета, ... - за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, ... - за счет средств местного бюджета (л.д. 120).
26 апреля 2019 года на расчетный счет заказчика поступила сумма ... руб.
Платежным поручением № от 30 апреля 2019 года в адрес подрядчика перечислено ... руб. (л.д. 73).
Из письма Администрации г. Чебоксары от 26 апреля 2019 года №, направленного в Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, следует, что 19 апреля 2019 в адрес Министерства направлена заявка на предоставление и распределение иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение мероприятий по созданию в субъектах РФ дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, к государственной программе РФ «Развитие образования» на апрель 2019 года в сумме ... рублей (л.д. 120). Расходным списанием от 24 апреля 29019 года от Министерства поступили средства на сумму ... руб. По состоянию на 24 апреля 2019 года кредиторская задолженность по объекту «Дошкольное образовательное учреждение на 240 мест поз. 23 <адрес>» составляет ... руб. Несвоевременная оплата приведет к нарушению и наложению штрафных санкций в отношении заказчика в соответствии с п. 7.2 контракта (л.д. 102).
8 мая 2019 года МБУ «Управление капитального строительства и реконструкции» г. Чебоксары в адрес Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики направлена заявка на предоставление оставшихся денежных средств в сумме ... руб.
22 мая 2019 года указанные денежные средства поступили на счет заказчика.
Платежным поручением № от 24 мая 2019 года в адрес подрядчика - ПУ «...» перечислено ... руб. (л.д. 74).
Вышеуказанные обстоятельства, свидетельствующие о принятых заказчиком мерах по соблюдению сроков оплаты работ, предусмотренных муниципальным контрактом, о причинах нарушения указанных сроков, надлежащей оценки при вынесении постановления и решения судьей районного суда по настоящему делу не получили.
Делая вывод о виновности Кучерявого И.Л. в совершении вменяемого ему административного правонарушения, должностным лицом и судом первой инстанции оставлены без надлежащей правовой оценки по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения данные доводы привлекаемого к административной ответственности лица.
Судья районного суда в решении отверг доводы Кучерявого И.Л., сославшись на то, что они получили оценку при рассмотрении дела должностным лицом, что не согласуется с постановлением о назначении административного наказания от 30 августа 2019 года, в котором оценка доводам Кучерявого И.Л. о своевременном направлении заявки на сумму ... руб. не дана.
Вывод судьи о том, что доводы Кучерявого И.Л. выводы должностного лица не опровергают, доказательств, свидетельствующих о том, что должностное лицо приняло все необходимые, достаточные и зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, не представлено, надлежащим образом не мотивирован.
Более того, в описательно – мотивировочной части решения судья ссылается на заявку МБУ «Управление капитального строительства и реконструкции» г. Чебоксары, направленную 19 апреля 2019 года в адрес Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, на предоставление денежных средств в сумме ... руб. Указывает, что на расчетный счет поступили денежные средства в размере ... руб., и приходит к выводу о нарушении Кучерявым И.Л. сроков оплаты по контракту.
При этом, в чем выразилась вина Кучерявого И.Л., своевременно направившего заявку на получение денежных средств, в решении не указано, какие действия не выполнил, но обязан был выполнить в силу своих должностных обязанностей Кучерявый И.Л. для соблюдения условий контракта, также не указано.
Допрошенный в суде первой инстанции в качестве свидетеля заместитель начальника отдела ресурсного обеспечения Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики ФИО1 показал, что в конце апреля 2019 года поступила заявка МБУ «Управление капитального строительства и реконструкции» г. Чебоксары на сумму более 9 млн. рублей, однако оплата была произведена лишь частично в размере ... руб. Заявку на май он просил переделать с учетом частичной оплаты в апреле 2019 года.
Судьей районного суда оценка показаниям данного свидетеля не дана, по какой причине оплата произведена частично, не выяснялось.
Таким образом, судьей районного суда по делу не выполнены требования ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, решение вынесено без учета всех имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств.
Из показания свидетеля ФИО1, опрошенного в суде апелляционной инстанции, следует, что 19 апреля 2019 гола в Министерство поступила заявка Администрации г. Чебоксары на выделение денежных средств на сумму ... руб., однако оплата была произведена лишь частично в размере ... руб. в связи с тем, что на момент подачи заявки лимиты были исчерпаны. В мае 2019 года оставшаяся сумма была оплачена на основании дополнительной заявки.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Чебоксары Мадюшкин А.А., возражая против доводов Кучерявого И.Л., указал, что Администрацией г. Чебоксары 19 апреля 2019 года в Министерство была направлена заявка о выделении денежных средств на сумму ... руб., заявка на сумму ... руб. в прокуратуру не представлялась. Кучерявый И.Л. доводы о том, что указанная заявка была подана в Министерство, не приводил.
Между тем, из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 14 августа 2019 года следует, что защитник Кучерявого И.Л. - Кондратьев Д.А. указывал, что в прокуратуру г. Чебоксары ранее представлены заявка о выделении финансирования на оплату за выполненную работу по строительству дошкольного учреждения на сумму на сумме ... рублей, письмо Администрации г. Чебоксары от 26 апреля 2019 года №, направленное в Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, о выделении денежных средств в полном объеме (л.д. 17).
В постановлении и.о. прокурора г. Чебоксары о возбуждении дела об административном правонарушении от 14 августа 2019 года в отношении Кучерявого И.Л. ссылки на то, когда и на какую сумму Администрацией г. Чебоксары была подана в Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики заявка не имеется (л.д. 15-17).
При рассмотрении дела и жалобы должностным лицом и судом из прокуратуры г. Чебоксары материалы надзорного производства в отношении Кучерявого И.Л. не истребовались.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу решения.
На основании изложенного решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 20 ноября 2019 года подлежит отмене, дело об административном правонарушении подлежит возвращению на новое рассмотрение в тот же суд.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 20 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, в отношении начальника МБУ «Управление капитального строительства и реконструкции» г. Чебоксары Кучерявого И.Л. отменить.
Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова