Судья: Ахтемирова Ю.С. дело N 33а-3175/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 февраля 2024 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Роменской В.Н. и Ромадановой И.А.,
с участием помощника прокурора Никитиной Е.С.,
при секретаре Исмаилове Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2а-1620/2024 по апелляционной жалобе Мельников А.С. на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 11 января 2024 г.
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., заключение прокурора Никитиной Е.С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Мельников А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением о досрочном прекращении административного надзора, установленного в отношении него решением Красноглинского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ г., указав, что ДД.ММ.ГГГГ г. он осужден приговором Комсомольского районного суда г. Тольятти, при этом указал, что отбывал наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Самарской области, освободился по отбытии срока наказания ДД.ММ.ГГГГ г.
<адрес>. решением Красноглинского районного суда г.Самары в его отношении установлен административный надзор сроком на 8 лет с административными ограничениями: являться на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения 2 раза в месяц; запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 23.00 часов до 06.00 часов следующих суток, в настоящее время истекло более половины установленного срока административного надзора (5 лет 7 месяцев 29 дней).
Ссылаясь на то, что добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет все обязанности и установленные запреты, Мельников А.С. просил досрочно прекратить административный надзор установленный решением Красноглинского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ г.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти от 11 января 2024г. в удовлетворении административного искового заявления отказано (л.д. 56-63).
В апелляционной жалобе Мельников А.С. ставит вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права, просит принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления (л.д. 69-71).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
Правоотношения, связанные с установлением, продлением, досрочным прекращением административного надзора, о частичной отмене или дополнении ранее установленных административных ограничений, урегулированы Федеральным законом от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон №64-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона №64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Из материалов дела следует, что приговором Комсомольского районного суда г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ г. Мельников А.С. осужден по УК РФ (два преступления, в ред. ФЗ от 19.05.2020 №87-ФЗ), <данные изъяты> УК РФ (в ред. ФЗ от 19.05.2020 № 87-ФЗ), с учетом <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> годам лишения свободы без дополнительных наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Указанным приговором установлено, что Мельниковым А.С. совершено приготовление и покушение к совершению особо тяжких преступлений, связанных с незаконным сбытом наркотических средств, при наличии в его действиях опасного рецидива преступлений.
ДД.ММ.ГГГГ г. решением Красноглинского районного суда г. Самары по заявлению ФКУ ИК-6 УФСИН России по Самарской области в отношении Мельникова А.С. установлен административный надзор сроком на 8 лет, а также установлены административные ограничения в виде: обязательной явки 2 раза в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания лица с 23:00 до 06:00 часов следующих суток.
ДД.ММ.ГГГГ г. Мельников А.С. поставлен на учет в ОП N 24 У МВД России по г.Тольятти, как лицо, в отношении которого установлен административный надзор.
Более половины срока административного надзора, установленного в отношении Мельникова А.С., истекло.
После освобождения из мест лишения свободы Мельников А.С., проживает по адресу: <адрес> с супругой и двумя несовершеннолетними детьми. За время проживания зарекомендовал себя с положительной стороны, с соседями вежлив, учтив, приветлив, отзывчив на просьбы, всегда готов оказать помощь и содействие, не замечен в злоупотреблении алкоголем и в конфликтных ситуациях. По адресу<адрес> проживают его бабушка Горелик Н.П., <данные изъяты> года рождения и мать Мельникова В.П., <данные изъяты> года рождения, являющиеся пенсионерами. Мельников А.С. осуществляет постоянный уход и содержание родственников, навещает их со своей супругой и детьми, с жителями указанного дома вежлив и приветлив.
В период с ДД.ММ.ГГГГ г. Мельников А.С. осуществлял трудовую деятельность в ООО «НИКА-ТРАСТ», с ДД.ММ.ГГГГ г. по настоящее время работает в ООО «АВТОЭКСПЕДИТОР», по месту работы характеризуется положительно.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается, что за время нахождения на учете Мельников А.С. неоднократно привлекался к административной ответственности, в том числе за нарушение ограничений административного надзора: ДД.ММ.ГГГГ г. по <данные изъяты> КоАП РФ (ДД.ММ.ГГГГ г. не явился на регистрацию в отдел полиции), назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей; ДД.ММ.ГГГГ г. по ст. <данные изъяты> КоАП РФ (ДД.ММ.ГГГГ г. отсутствовал по месту жительства в <данные изъяты> минут), назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей; ДД.ММ.ГГГГ г. по <данные изъяты> КоАП РФ (ДД.ММ.ГГГГ г. отсутствовал по месту жительства после <данные изъяты> часов), назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены административного надзора в отношении Мельникова А.С., судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Согласно статье 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 данного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
На основании части 1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 поименнованной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
На основании пункта 1 статьи 10 Федерального закона N 64-ФЗ поднадзорное лицо имеет право, обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также частичной отмене установленных судом административных ограничений.
Административный надзор может быть прекращен судом в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона N 64-ФЗ по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные названным Законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) учебы.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 9 указанного Федерального закона досрочное прекращение установленного в отношении поднадзорного лица административного надзора является правом, но не обязанностью суда, возникающей при соблюдении перечисленных в соответствующей норме условий, при этом, удовлетворение соответствующих требований должно отвечать целям и задачам установления административного надзора, перечисленным в статье 2 Федерального Закона N 64-ФЗ.
В силу части 2 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.
При разрешении настоящего административного спора судом учтены представленные административным истцом сведений о его личностных характеристиках, указывающие на соблюдение административных ограничений, положительные характеристики, а также то, что на момент обращения в суд с исковым заявлением большая часть срока административного надзора истекла.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данные обстоятельства не могут быть признаны безусловными и достаточными для досрочного прекращения административного надзора, установленного в отношении Мельникова А.С., учитывая характер и степень общественной опасности совершенного преступления.
Так, из материалов административного дела следует, что Мельников А.С. совершил преступление, отнесенное к категории особо тяжких при наличии опасного рецидива преступлений, кроме того, в период установленного административного надзора он привлекался к административной ответственности.
Судебная коллегия обращает внимание, что в силу части 2 статьи 9 Федерального закона N 64-ФЗ, разъяснений, данных в пунктах 28, 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения.
Таким образом, Мельников А.С. не лишен права в установленном законом порядке обратиться за решением вопроса о частичной отмене административных ограничений.
Каких-либо объективных данных о том, что административные ограничения произвольно и несоразмерно ограничивают реализацию гражданских прав и интересов административного истца, материалы дела не содержат.
Вопреки приведенным выше нормам закона, административный истец в обоснование своих требований не предоставил суду доказательств о несоразмерном ограничении его прав и законных интересов вследствие продолжения административного надзора и дальнейшего исполнения административных ограничений, предположения о таковых не могут быть приняты во внимание.
При указанных обстоятельствах необходимо констатировать, что по данному административному делу правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных требований, судом первой инстанции не установлено, что судебная коллегия находит законным и обоснованным, приходя к выводу о том, что суд правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку совокупности собранных и исследованных в судебных заседаниях доказательств, позиция не противоречит нормам примененных законов, подлежащих применению и регулирующих спорные правоотношения, а также обеспечивает баланс частных и общественных интересов, согласуется с положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение суда отмене, апелляционная жалоба удовлетворению, не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Тольятти от 11 января 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Мельникова А.С. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Определение в мотивированной форме принято ДД.ММ.ГГГГ г.
Председательствующий:
Судьи: