Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-907/2023 ~ М-786/2023 от 30.05.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 августа 2023 года                                   г. Узловая

Узловский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Сироткиной Т.П.,

при секретаре Киселеве С.С.,

с участием истца Баландиной П.В., представителя третьего лица к администрации МО Шахтерское Узловского района по доверенности Насимовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-907/2023 (УИД 71RS0021-01-2023-000923-83) по иску Баландиной Пелагеи Васильевны к ООО «Региональная генерирующая компания», АО «ОЕИРЦ» об обязании исключить из платежного документа сведения о задолженности и взыскании компенсации морального вреда,

установил:

истец Баландина П.В. обратилась к ООО «Региональная генерирующая компания», АО «ОЕИРЦ» с вышеуказанным иском, указав, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В 2004 году в квартире произведено переустройство в виде установки индивидуального источника отопления. В связи с этим в адрес поставщика коммунальной услуги по отоплению ею был предоставлен пакет документов, подтверждающий законность производства переустройства жилого помещения. Задолженности по коммунальной услуги оказываемой ООО «РГК» не имеет, поскольку с 2005 года она не является получателем коммунальной услуги по отоплению жилого помещения, общие стояки отопления в квартире отсутствуют, при этом ответчик ООО «РГК» продолжает выставлять счета за якобы потребляемую тепловую энергию. Начисление указанных платежей за услугу, которую она не получает, считает небоснованным и незаконным. В единой платежной квитанции, выставляемой АО «ОЕИРЦ» с августа 2021 года по декабрь 2021 года появилась новая графа и начисление платежа ООО «РГК». С января 2022 года по настоящее время графа из квитанции исключена, однако в каждой квитанции указывается на наличие задолженности по оплате ранее начисленной за услуги ООО «РГК», что считает незаконным, в настоящее время сумма задолженности составляет 12114,82 руб. 14 июня 2022 года обратилась в ООО «РГК» с претензией, в которой просила исключить из платежного документа сведения о наличии задолженности и не начислить в дальнейшем плату за несуществующую услугу. 24 июня 2022 года ООО «РГК» направил ответ, в котором подтвердил факт отсутствия в моей квартире отопительных приборов и указал, что в АО «ОЕИРЦ» им было направлено письмо о снятии задолженности, но указанная задолженность продолжает значиться в платежном документе. При помещении ею офиса АО «ОЕИРЦ» ей пояснили, что ООО «РГК» никаких писем о снятии задолженности не направлял. При этом, ответчик прекратил начисление платы за несуществующую услугу. От судебных приставов ей стало известно, что мировым судьей судебного участка №44 Узловского судебного района Тульской области по требованию ООО «РГК» вынесен судебный приказ о взыскании задолженности в размере 11427,23 рублей, после чего она вновь обнаружила предупреждение от ответчика ООО «РГК» с просьбой погасить образовавшуюся задолженность. Указанными действиями ответчиков ей был причине моральный вред, поскольку она пожилой человек, из-за постоянных требований со стороны ответчиков о имеющейся задолженности и требований ее погашения она испытывает нравственные страдания, отчего подымается высокое артериальное давление размер компенсации морального вреда оценивает в 20000 рублей. Просит обязать ответчиков исключить из единой платежной квитанции (номер лицевого счета оператора АО «ОЕИРЦ» сведения о наличии задолженности перед ООО «РГК» и взыскать моральный вред с каждого ответчика по 10000 рублей, взыскать солидарно с ответчиков расходы по оплате юридических услуг в размере 5000 рублей и по оплате государственной пошлины в размере 900 рублей.

В судебном заседании истец Баландина П.В. исковые требования поддержала, уточнила размер компенсации морального вреда и просила взыскать с каждого ответчика по 30000 рублей.

Представитель ответчика ООО «РГК» по доверенности Хисамутдинова Е.А. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что ООО «РГК-Тула» являлось единой теплоснабжающей организацией на территории муниципального образования Узловский район, начиная с отопительного периода 2015-2021, с января 2022 года по настоящее время теплоснабжающей организацией является ООО «РГК». На протяжении длительного времени потребители массово устанавливали индивидуальные источники тепловой энергии на основании разрешительной документации. Индивидуальный источник тепловой энергии был также установлен по адресу: <адрес>. Согласно выписки из поквартирной карточки от 15 июня 2022 года по указанному адресу зарегистрированы Баландина П.В. и ФИО1, которые обязаны оплачивать коммунальные услуги солидарно. За расчетные периоды до 01 января 2019 года ООО «РГК-Тула» осуществляло начисление платы по указанному адресу за отопление по разработанной ранее методике, поскольку Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2018 года №1708, которым были внесены поправки в Постановление Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354, регламентирующее порядок начисления платы за отопление потребителя с индивидуальными источниками тепловой энергии, вступило в силу только с 01 января 2019 года и обратной силы не имеет. Расчет платы за отопление и объем тепловой энергии потребителям, установившим индивидуальные источники тепловой энергии, потребленного при использовании общего имущества в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, осуществляется согласно методике, указанной в Постановлении Правительства РФ №1708 от 28 декабря 2018 года. Полагает, что доводы истца об отсутствии в многоквартирном <адрес> отдельных элементов общедомовой системы отопления, исключающем необходимость оплаты за коммунальную услугу по отоплению, для расчета по методике применявшейся до 01 января 2019 года, ни редакции Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 № 354, применявшаяся с 01 января 2019 года дор 25 июня 2021 года, не учитывала при расчете количество, комплектность и характеристики элементов внутридомовой системы отопления. Постановлением от 25 июня 2021 года № 1018 внесена поправка в действующее законодательство, которая предписывает не начислять плату за отопление жителям квартир с индивидуальные источники тепловой энергии тех домов, в которых все помещения общего пользования не оснащены отопительными или иными теплопотребляющими элементами внутридимовой инженерной системы отопления, что подтверждается технической документацией на многоквартирный дом, с момента предоставления подтверждающего акта из управляющей компании. Поскольку указанный акт обслуживающей управляющей компанией был предоставлен в октябре 2021 года, начисления за отопление были прекращены с ноября 2021 года. Данное обстоятельство не изменяет и не исключает обязанность Баландиной П.В. и ФИО1 как потребителей, оплатить задолженность по коммунальной услуге по топлению в размере 10970,47 рублей, рассчитанную в соответствии с вышеуказанными методиками, по октябрь 2021 года включительно в полном объеме. 07 февраля 2022 года между ООО «РГК-Тула» и ООО «РГК» заключен договор возмездной уступки прав (цессии), по которому к ООО «РГК» перешли права требования по исполнению денежных обязательств, в том числе задолженности Баландиной П.В. и ФИО1 в размере 10970,47 рублей. По их заявлению мировым судьей судебного участка №44 вынесен судебный приказ о взыскании задолженности за услугу отопление, который в мае 2023 года был отменен. В рамках исполнительного производства судебным приставом была взыскана и перечислена в адрес ООО «РГК» часть задолженности в размере 2385,36 рублей. В настоящий момент сумма задолженности составляет 8429 рублей. В части исковых требований о взыскании морального вреда указала, что ответчики каких-либо противоправных действий в отношении истца не совершали, причинение моральных и нравственных страданий не доказано, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Представитель ответчика АО «ОЕИРЦ» в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Определением суда в качестве третьих лиц привлечены ООО «УК «БАСТИИОН» и администрация муниципального образования Шахтерское Узловского района Тульской области.

Представитель ООО «УК «БАСТИОН» в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Ранее в судебном заседании представитель ООО «УК «БАСТИОН» Ефименко Р.С. пояснил, что указанная управляющая компания обслуживает <адрес> с 01 марта 2020 года, ранее дом обслуживала ООО УК «УЖКХ». Общие сведения на дом отражены в техническом паспорте. Данный дом подключен к системе центрального отопления, однако в местах общего пользования система центрального отопления не предусмотрена.

Представитель третьего лица администрации муниципального образования Шахтерское Узловского района по доверенности Нагимова Л.А. пояснила, что изначально <адрес> был построен с печным отоплением, затем все дома по ул. Л. Толстого были подключены к системе центрального отопления. В 2019 году была утверждена схема теплоснабжения МО Шахтерское Узловского района, в которой также значится спорный дом. Согласно технического паспорта на указанный дом по состоянию на 02 июля 1992 года дом имеет центральное отопление.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, выслушав истца, представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Односторонний отказ от исполнения обязательств влечет гражданско-правовую ответственность, предусмотренную статьями 307 - 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, а обязанность оплачивать коммунальные услуги предусмотрена Жилищным кодексом Российской Федерации.

В силу статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

Статьями 210 ГК РФ и 30 ЖК РФ установлено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Согласно статье 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Статьей 155 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Согласно частям 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме; доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Судом установлено, что Баландина П.В. является собственником <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права от 11.05.2016).

В данной квартире зарегистрированы собственник Баландина П.В. с 20 декабря 1974 года и ее сын ФИО1 с 22 февраля 1980 года.

23 августа 2007 года Баландиной П.В. заключила договор с ОАО «Тулаоблгаз» на техническое обслуживание, ремонт по заявкам и аварийное обслуживание котла, находящегося по адресу: <адрес>.

С 01 марта 2020 года <адрес> обслуживает ООО «УК «БАСТИОН».

Согласно технического паспорта по состоянию на 02 декабря 1992 года отопление указанного дома - центральное.

Постановлением Администрации Муниципального образования Шахтерское Узловского района Тульской области от 02 октября 2019 года № 162 утверждена схема теплоснабжения муниципального образования Шахтерское Узловского района на период 2019-2042 годов. Согласно приложению к данному постановлению, <адрес> включен в схему централизованного теплоснабжения и отапливается котельной № 21.

Из справки по лицевому счету на Баландину П.В. по адресу: <адрес> начислено за отопление за период с октября 2017 года по декабрь 2021 года 12765,04 рублей.

02 декабря 2021 года генеральным директором ООО УК «Бастион» направлен в адрес генерального директора ООО «РГК-Тула» акт обследования многоквартирного <адрес> от ноября 2021 года, из которого следует, что в 1 и 2 подъездах дома отсутствуют стояки и приборы центрального отопления в момента пуска дома в эксплуатацию.

В связи с чем, начисления за отопление были прекращены с ноября 2021 года.

Определением мирового судьи судебного участка № 43 Узловского судебного района Тульской области и.о. мирового судьи судебного участка № 44 Узловского района Тульской области отменен судебный приказ №2-2675/2022 о взыскании солидарно с должников ФИО1 и Баландиной П.В. в пользу ООО «РГК» задолженности по оплате коммунальной услуги (отопление, горячее водоснабжение) за период с 01 февраля 2022 по 31 мая 2022 в размере 10880,51 рублей, пени в размере 366,72 рублей, расходов по оплате государственной пошлины в размере 225 рублей, отменен.

Актом комиссии, утвержденным 10 июня 2022 года генеральным директором ООО «УК «Бастион» следует, что в <адрес> подъездах № 1 и № 2 отсутствуют стояки центрального отопления с момента ввода в эксплуатацию многоквартирного дома.

В то же время, из акта комиссии, утвержденного генеральным директором ООО «УК «Бастион» 15 мая 2023 года следует, что в <адрес> отсутствуют стояки отопления, установлено индивидуальное отопление, трубы центрального отопления заглушены.

В ходе судебного заседания, истец Баландина П.В. и представитель третьего лица администрации МО Шахтерское Уловского района Насимова Л.А. пояснили, что в доме имелось центральное отопление, затем когда все жильца подъезда в котором проживает Баландина П.В. установили индивидуальное отопление, трубы центрального отопления были заглушены.

Таким образом, судом установлено, что <адрес> имеет подключение в центральному теплоснабжению.

Переход отдельных помещений в многоквартирном доме с централизованного отопления на индивидуальное не означает прекращение потребление тепловой энергии на обгорев помещений с демонтированными (отключенными) отопительными приборами и в объеме, приходящемся на общедомовые нужды, поскольку одним из источников теплоснабжения таких помещений является отдача тепла стояками центрального отопления, проходящими через все помещения в многоквартирном доме.

Жилищное законодательство Российской Федерации рассматривает весь многоквартирный дом как единый теплотехнический объект, в который поступает теплоэнергия с целью отопления помещений этого дома - и жилых, и нежилых помещений, и помещений в составе общего имущества и прочих инженерных сетей жизнеобеспечения жилого дома. Тепло распространяется внутри дома от всех элементов системы отопления, от каждого участка этой системы, и распространяется по всем помещениям, независимо от их изолированности, наличия или отсутствия в конкретных помещениях радиаторов отопления, трубопроводов (стояков) системы отопления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491 утверждены Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Поскольку внутридомовая система отопления является неделимой, входит в состав общего имущества и предназначена для обеспечения нормальной температуры воздуха во всех помещениях многоквартирного дома, при этом к внешним сетям теплоснабжения подключается именно внутридомовая система отопления, то именно эта система отопления и является теплопотребляющей установкой, а не ее отдельные элементы (в том числе радиаторы), размещенные в тех или иных помещениях дома.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 апреля 2021 года №16-П указал, что обеспечение сохранности многоквартирного дома как сложного единого объекта, а также содержание его в состоянии, исключающем разрушение его составных элементов вследствие промерзания или отсыревания, предполагает в первую очередь соблюдение в отдельных жилых и нежилых помещениях такого дома и в расположенных в нем помещениях общего пользования нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования соответствующих помещений по целевому назначению. Это достигается, как правило, за счет предоставления собственникам и пользователям указанных помещений коммунальной услуги по отоплению в виде подачи по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии (подпункт «е» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и пункт 15 приложения №1 к данным Правилам; подпункт «в» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).

Несмотря на то, что многоквартирные дома - в зависимости от особенностей их конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения - могут обогреваться различными способами (в том числе не предполагающими оказания собственникам и пользователям расположенных в них помещений коммунальной услуги по отоплению), подавляющее большинство этих домов подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную (общедомовую) систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме. Проектирование и строительство таких многоквартирных домов осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях (включая как обособленные жилые и нежилые помещения, так и помещения общего пользования), составляющих совокупный отапливаемый объем здания в целом, что достигается, как правило, за счет присоединения каждого из этих помещений к внутридомовой системе отопления, которая включается в состав общего имущества многоквартирного дома и состоит из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Пунктом 1 статьи 548 ГК РФ установлено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354:

- в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения №2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (абзац второй пункта 42(1));

- размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 данных Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения №2 к названным Правилам (абзац первый пункта 44);

- если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенна в соответствии с пунктом 44 данных Правил, за такой расчетный период потребителям не начисляется (пункт 45).

Предусмотренный абзацем вторым пункта 42(1) Правил предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354, во взаимосвязи с формулой 2 приложения №2 к данным Правилам, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме основывается на общем принципе распределения фактически потребленного всеми помещениями многоквартирного дома объема (количества) тепловой энергии пропорционально площади конкретного жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. При этом приведенное правовое регулирование предполагает, что плата за отопление, подлежащая внесению собственниками и пользователями жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения, по общему правилу, включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Вместе с тем, пунктом 3 части 1 статьи 36 ЖК РФ установлено, что именно собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; и в силу статей 210 и 211 ГК РФ именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также риск его случайной гибели или случайного повреждения.

Согласно материалам дела, МКД <адрес> подключен к системе центрального отопления, имеет подводящую к дому сеть трубопроводов.

Многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения, и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов, по общему правилу, не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года №170).

Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к вопросу о взимании платы за коммунальную услугу по отоплению, подлежащей внесению собственниками или пользователями жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, переведенных на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, сама по себе установка такого рода источников тепловой энергии и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для полного освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (Постановление от 20 декабря 2018 года №46-П).

Данная правовая позиция основывается на том, что переход отдельных помещений (жилых или нежилых) многоквартирного дома, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения, на автономное отопление (включая демонтаж расположенных в этих помещениях отопительных приборов (радиаторов отопления) и изоляцию проходящих через них стояков отопления) не влечет за собой реконструкцию относящихся к общему имуществу многоквартирного дома в целом внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в такой дом по централизованным сетям теплоснабжения, по-прежнему продолжает распределяться через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям (жилым, нежилым, помещениям общего пользования), тем самым отапливая не только соответствующие помещения, но и весь дом в целом, что, по общему правилу, предполагает потребление тепловой энергии, в том числе, и на общедомовые нужды, а также неизбежные потери тепловой энергии во внутридомовых сетях этого дома (трубопроводах, стояках и т.д.).

Указанное, в свою очередь, обусловливает обязанность собственников и пользователей всех помещений в многоквартирном доме оплачивать коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую на общедомовые нужды, вне зависимости от того, каким образом отапливаются сами эти помещения - за счет тепловой энергии, поступающей в конкретное помещение через подключенную к централизованным сетям теплоснабжения внутридомовую систему отопления, либо за счет индивидуальных источников тепловой энергии. Исходя из этого полный отказ от предоставления и оплаты коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, допускается лишь при условии отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить лишь по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и только в рамках реконструкции системы его теплоснабжения (часть 3 статьи 36 и пункт 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2021 года №16-П указано, что положения абзаца третьего пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещении в многоквартирных домах и жилых домов во взаимосвязи с формул приложения №2 к данным Правилам не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти нормативные положения обязывают собственников пользователей жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, который подключен к централизованным сетям теплоснабжения и оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и переведенных с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление посредством индивидуальных источников тепловой энергии, вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в случае, когда помещения общего пользования данного многоквартирного дома не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления, не учитывая при этом фактическое участие этих лиц в опосредованном отоплении указанных помещений общего пользования и тем самым многоквартирного дома в целом, а также в обусловленных таким участием расходах, связанных с обеспечением общедомовых нужд.

Правительству Российской Федерации надлежит - руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении, - внести в кратчайшие сроки изменения в действующий порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, если отдельные помещения в таком доме переведены с соблюдением установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, а помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления.

До внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений сохраняется прежний порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в таком многоквартирном доме, поскольку при определенных обстоятельствах (например, если в конкретном доме число жилых и нежилых помещений, оснащенных индивидуальными источниками тепловой энергии, соотносимо с числом жилых и нежилых помещений, отапливаемых централизованно, а тем более превышает его) освобождение собственников и пользователей помещений, отапливаемых автономно, от обязанности по оплате коммунальной услуги по отоплению в части потребления тепловой энергии, поступающей в указанный дом по централизованным сетям теплоснабжения, в целях содержания его общего имущества - в отсутствие специальных правил расчета соответствующей платы - могло бы привести к существенному росту платежей за отопление для собственников и пользователей остальных помещений данного дома, что не согласовывалось бы с конституционными предписаниями об экономической и социальной солидарности.

Принимая во внимание обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в таком доме (статья 210 ГК РФ, часть 3 статьи 30 и часть 1 статьи 39 ЖК РФ), действующее нормативное регулирование отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по отоплению, исходит из необходимости возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию (иные коммунальные ресурсы, используемые при производстве услуги по отоплению), фактически потребляемую для обогрева как обособленных жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, так и расположенных в нем помещений общего пользования.

Такой подход, по общему правилу, обуславливает недопустимость отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, а равно и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, основан на презумпции фактического потребления тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева каждого из расположенных в нем помещений (включая помещения общего пользования) и тем самым многоквартирного дома в целом.

Данная презумпция может быть опровергнута лишь полным отсутствием фактического потребления тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева того или иного помещения, что, в свою очередь, может быть обусловлено, в частности, особенностями схемы теплоснабжения конкретного многоквартирного дома, предполагающей изначальное отсутствие в помещении элементов внутридомовой системы отопления (отопительных приборов, трубопроводов, стояков отопления и т.п.), либо проведением согласованного в установленном порядке демонтажа системы отопления определенного помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через это помещение элементов внутридомовой системы.

Собственники и пользователи всех помещений в МКД обязаны оплачивать коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую на общедомовые нужды, вне зависимости от того, каким образом отапливаются данные помещения - за счет тепловой энергии, поступающей в конкретное помещение через подключенную к централизованным сетям теплоснабжения внутридомовую систему отопления, либо за счет индивидуальных источников тепловой энергии.

Суд полагает, что указанные выше обстоятельства не изменяют и не исключают обязанность Баландиной П.В. оплатить задолженность по коммунальной услуге по отоплению по октябрь 2021 года в полном объеме и приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 222 ГПК РФ, суд

решил:

в иске Баландиной Пелагеи Васильевны к ООО «Региональная генерирующая компания», АО «ОЕИРЦ» об обязании исключить из платежного документа сведения о задолженности и взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Узловский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение принято 24 августа 2023 года.

Председательствующий                                       подпись                                     Т.П. Сироткина

    «КОПИЯ ВЕРНА»    подпись судьи _______________________________       ____ секретарь судебного заседания    ________                                  Наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции      «__» _________ 20 г.                    С.С. Киселев                                                     (Инициалы, фамилия)

2-907/2023 ~ М-786/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Баландина Пелагея Васильевна
Ответчики
ООО "Региональная генерирующая компания"
АО "ОЕИРЦ"
Другие
ООО УК "Бастион"
Администрация МО Шахтерское Узловского района
Суд
Узловский районный суд Тульской области
Судья
Сироткина Татьяна Петровна
Дело на странице суда
uzlovsky--tula.sudrf.ru
30.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.05.2023Передача материалов судье
01.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.06.2023Подготовка дела (собеседование)
21.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.07.2023Судебное заседание
03.08.2023Судебное заседание
15.08.2023Судебное заседание
24.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.09.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее