Дело № 2- 3099 / 2023
УИД 76RS0014-01-2023-002128-12
Изготовлено 04.08.2023 г.
РЕШЕНИЕ
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
26 июля 2023 г. г.Ярославль
Кировский районный суд г.Ярославля в составе председательствующего судьи Бабиковой И.Н.,
при секретаре Юрьевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усачева Олега Федоровича к департаменту дорожного хозяйства Ярославской области, АО «Ярдормост», ГКУ ЯО «Ярдорслужба» о возмещении ущерба,
У С Т А Н О В И Л :
Усачев О.Ф. обратился в суд с иском к департаменту дорожного хозяйства Ярославской области, ГКУ ЯО «Ярдорслужба», АО «ЯРДОРМОСТ», указав в исковом заявлении, что 12.04.2023 г. около 13.40 час., управляя принадлежащим ему автомобилем марки «Шкода Рапид», государственный регистрационный знак №, при движении в районе 199 км 300 м автодороги <адрес> он совершил наезд на выбоину (яму), в результате чего автомобиль получил механические повреждения. Согласно заключению ИП ФИО1стоимость восстановительного ремонта без учета износа заменяемых комплектующих на дату ДТП составляет 57 600 руб., утилизационная стоимость заменяемых деталей составляет 655 руб.
Истец просит взыскать с надлежащего ответчика в его пользу сумму ущерба в размере 56 945 руб., возместить судебные расходы: 800 руб. на оплату услуг ИП ФИО1, 1908 руб. на оплату государственной пошлины, 10 000 руб. на оплату юридических услуг, 2 925 руб. на копирование документов, 2 400 руб. на оформление доверенности, 750 руб.- почтовые расходы.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Соловьев В.В. исковые требования уточнил, пояснил, что истец согласен на возмещение ущерба в размере 50 000 руб., однако просит возместить понесенные им судебные расходы.
Представитель ответчика АО «ЯРДОРМОСТ» по доверенности Киселева О.В. возражала против удовлетворения исковых требований по мотивам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Доводы отзыва сводятся к тому, что бремя содержания имущества несет его собственник. Именно собственник имеет полномочия привести дорогу в состояние, соответствующее ГОСТ. АО «ЯРДОРМОСТ» свои обязательства по контракту по содержанию дороги исполнил надлежащим образом- ремонтные работы на участке дороги, где произошло ДТП, производились 13.04.2023 г.
Иные вызванные в суд участники производства по делу в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В суд поступил отзыв департамента дорожного хозяйства Ярославской области, согласно которому в соответствии с п.6 ст.12 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения. В соответствии с постановлением Правительства области от 12.03.2008 №83-п автомобильная дорога Сергиев Посад-Калязин-Рыбинск-Череповец включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения, относящихся к государственной собственности Ярославской области и составляющих казну Ярославской области. Для осуществления полномочий в сфере дорожной деятельности Ярославской области создано ГКУ «Ярославская областная дорожная служба», которое осуществляет функции государственного заказчика на объектах строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них. В соответствии с уставом ГКУ «Ярдорслужба» осуществляет обследование автомобильных дорог регионального значения, формирует и выполняет мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на региональных автомобильных дорогах, определяет соответствие установленному уровню содержания автомобильных дорог регионального значения и искусственных сооружений на них, осуществляет мероприятия по проведению аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на эти цели, заключает государственные контракты на выполнение дорожных работ, осуществляет контроль за выполнением работ по контракту, принимает выполненные дорожные работы и оплачивает их. Государственный заказчик формирует мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на региональных автомобильных дорогах, определяет задания и объемы для выполнения подрядными организациями дорожных работ. Непосредственное выполнение дорожных работ на автомобильных дорогах осуществляют подрядные дорожные предприятия, с которыми государственный заказчик ГКУ ЯО «Ярдорслужба» заключает государственный контракт. Государственным заказчиком был заключен государственный контракт от 22.06.2022 №22-03/9 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования государственной собственности Ярославской области и мостовых сооружений на них на 2022-2024 годы согласно перечню автомобильных дорог с АО «Ярдормост». Указанный перечень содержит и автодорогу «<адрес>». Государственный контракт определяет обязанности и права при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог, а также имущественную ответственность по возмещению причиненного ущерба пострадавшей стороне. Специальные нормы права-Закон об автомобильных дорогах, Закон «О безопасности дорожного движения» возлагают обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог. В соответствии с п.2 ст.28 Закона об автомобильных дорогах пользователь имеет право получать компенсацию вреда, причиненного здоровью и имуществу в случае содержания автомобильных дорог вследствие нарушения требований технических регламентов лицами, осуществляющими содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. В силу п.1.1 и 8.1.1 государственного контракта подрядчик принимает на себя обязательства осуществлять контроль за сохранностью автодорог и мостов, полос отвода, а также обеспечить безопасное и бесперебойное движение транспортных средств по автодорогам и мостам. В соответствии с п.8.1.11 государственного контракта подрядчик ежедневно проводит обследование находящихся у него на обслуживании дорог и мостов и обеспечивает ежедневную передачу информации ответственному дежурному заказчика. Пунктом 8.1.12 государственного контракта предусмотрена обязанность подрядчика в случае обнаружения отдельных повреждений покрытий (просадок, выбоин) на автодорогах А и Б по группам эксплуатационной значимости, размерами сверх предельно допустимых, указанных в пункте 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, ликвидировать их, не ожидая задания от Заказчика. Бремя содержания дороги, как и возмещения ущерба, возлагается в соответствии с законом и заключенным контрактом на подрядчика. Департамент полностью исполнил возложенные на него как на орган исполнительной власти в сфере дорожного хозяйства полномочия, обеспечил заключение государственного контракта на выполнение работ по содержанию автодорог и выделение бюджетных ассигнований на указанные работы. Департамент полагает, что одной из причин совершения ДТП явилось то, что водитель нарушил п.10.1 Правил дорожного движения РФ, то есть, имеется грубая неосторожность в действиях водителя. Считает судебные расходы истца завышенными. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя департамента.
Суд на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав истца, представителя ответчика АО «ЯРДОРМОСТ», исследовав письменные материалы гражданского дела, суд находит исковые требования Усачева О.Ф. подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что в собственности Усачева О.Ф. имеется транспортное средство «Шкода Рапид», государственный регистрационный знак №.
12.04.2021 г. в 13.40 час. на <адрес> автодороги <адрес> Усачев О.Ф., двигаясь на указанном выше автомобиле, совершил наезд на выбоину длиной 3 м, шириной 1,4 м, глубиной 0,9 м, получив технические повреждения. Из материалов дела следует, что автомобиль получил повреждения диска и шины переднего левого колеса.
В силу ст.ст.15, 1064 ГК РФ лицо, чьему имуществу был причинен вред, вправе требовать полного возмещения убытков.
При этом в соответствии с п.2 ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)
Согласно экспертному заключению №118 от 10.05.2023 ИП ФИО1 стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца без учета износа составляет 57 600 руб., утилизационная стоимость заменяемых деталей равна 655 руб.
То есть, сумма ущерба равна 56 945 руб.
Выводы ИП ФИО1 ответчиками не оспорены, альтернативные доказательства ущерба в дело не представлены. В связи с чем, суд считает, что размер причиненного истцу ущерба равен 56 945 рублей.
Вместе с тем, истец ограничивает размер требований суммой в 50 000 рублей.
Правовые основания для уменьшения данной суммы ущерба, по мнению суда, отсутствуют. Материалами дела не подтверждается грубая неосторожность истца при следовании по автодороге <адрес>. Допустимый скоростной режим истцом соблюдался, доказательства обратного в дело не представлены. Сотрудники ГИБДД не усмотрели в действиях водителя нарушений Правил дорожного движения РФ. Какие-либо дорожные знаки, предупреждающие о неровном дорожном покрытии и о возможном ремонте, на данном участке дороги отсутствовали. Само по себе наличие выбоин на дороге, по которой следовал истец, не свидетельствует о грубой неосторожности в действиях истца. Доказательств реальной возможности у водителя своевременно обнаружить дефект дорожного покрытия и принять меры к предотвращению наезда на препятствие, учитывая ненадлежащее состояние проезжей части, в деле не имеется. При движении по дороге водитель транспортного средства, при отсутствии информации, предупреждающей об опасности, не обязан предполагать наличие опасности в виде дефектов дорожного покрытия.
С учетом конкретных обстоятельств происшествия суд приходит к выводу об отсутствии вины водителя в дорожно-транспортном происшествии.
Непосредственной причиной повреждения автомобиля истца явилось ненадлежащее состояние дорожного покрытия.
При определении надлежащего ответчика суд учитывает следующие обстоятельства.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Предельные размеры отдельных повреждений (выбоина, просадка, пролом) согласно п. 5.3 ГОСТ Р 50597-2017 не должны превышать 15 см и более в длину, 5 см и более в глубину, площадь равную 0,06 м2, или более.
Как следует из административных материалов по обращению истца в органы полиции, выбоина на проезжей части, на которую совершил наезд истец, имела размеры: длина 3 м, ширина 1,4 м, глубина 0,9 м, что превышает допустимые размеры.
Согласно Постановлению Правительства Ярославской области от 12.03.2008 года №83-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог», автомобильная дорога, на которой произошло ДТП, включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения, относящихся к государственной собственности Ярославской области.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 26.01.2018 года №35-п «О реорганизации органов исполнительной власти», с 16.04.2018 года был образован Департамент дорожного хозяйства Ярославской области, и ему переданы полномочия Департамента транспорта Ярославской области, в части: разработки и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства; осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них; осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
Согласно Положению о Департаменте дорожного хозяйства Ярославской области, Департамент дорожного Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по разработке и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства на территории Ярославской области.
Департамент дорожного хозяйства Ярославской области является правопреемником Департамента транспорта Ярославской области в части выполнения следующих полномочий: разработки и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства; осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них; осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
Департамент дорожного хозяйства Ярославской области осуществляет следующие полномочия: разработка и реализация единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства области, осуществление дорожной деятельности в отношении региональных автомобильных дорог, осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности региональных автомобильных дорог, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на региональных автомобильных дорогах при осуществлении дорожной деятельности.
Департамент дорожного хозяйства Ярославской области выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством РФ, а также представляет интересы Правительства области в судебных и иных органах при рассмотрении вопросов в пределах установленных полномочий.
Согласно п.4.2 Порядка содержания и ремонта автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Ярославской области, утв. Постановлением Правительства Ярославской области от 01.07.2010 года №440-п, содержание региональных автомобильных дорог выполняется подрядными организациями на основании заключенных государственных контрактов в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Для осуществления полномочий в сфере дорожной деятельности Ярославской области создано ГКУ ЯО «Ярдорслужба», которое в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 08.04.2009 года №337-п «Об оптимизации управления дорожным хозяйством Ярославской области и внесении изменения в постановление Администрации Ярославской области от 03.10.2001 года №141» осуществляет функции государственного заказчика на объектах строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них.
На основании постановления Правительства Ярославской области от 14.03.2011 №151-п создано государственное казенное учреждение Ярославской области «Ярославская областная дорожная служба» (ГКУ ЯО «Ярдорслужба») путем изменения типа существующего государственного учреждения Ярославской области «Ярославская областная дорожная служба» (ГУ ЯО «Ярдорслужба»).
Судом установлено, что между ГКУ ЯО «Ярдорслужба» и АО «Ярдормост» 22.06.2022 года заключен государственный контракт №22-03/9*, в соответствии с условиями которого АО «Ярдормост» приняло на себя обязательства по выполнению работ по содержанию, в том числе указанной автомобильной дороги, на 2022-2024.
Суд полагает, что заключение государственных контрактов на выполнение работ по содержанию автодороги и по ее капитальному ремонту, предусматривающих условия об ответственности подрядчиков за причиненный вред, не освобождает департамент дорожного хозяйства Ярославской области, как собственника автомобильной дороги, от обязанности по возмещению вреда, причиненного в результате ее эксплуатации.
В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Надлежащим ответчиком по данному делу является департамент дорожного хозяйства Ярославской области, который, осуществляя полномочия собственника в отношении автомобильных дорог общего пользования не обеспечил надлежащий контроль за техническим состоянием автодороги в пределах его эксплуатационной ответственности, не принял мер по устранению возникших в процессе эксплуатации дороги недостатков, создающих помехи и угрозу безопасности дорожного движения. Заключение государственных контрактов не освобождает департамент дорожного хозяйства Ярославской области от установленной законом ответственности.
Таким образом, с департамента дорожного хозяйства Ярославской области в пользу истца в счет возмещения причиненного ему ущерба следует взыскать 50 000 руб.
В силу ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные им судебные расходы пропорционально удовлетворенной части исковых требований, при этом расходы на оплату услуг представителя присуждаются в разумных пределах –ч.1 ст.100 ГПК РФ.
Исходя из размера удовлетворенной части исковых требований, размер государственной пошлины, подлежащей возмещению истцу, составляет 1 700 руб.
Истцом понесены расходы по оплате услуг эксперта ИП ФИО1 в размере 8 000 руб., расходы на юридические услуги в размере 10 000 руб., на оформление нотариальной доверенности в размере 2 400 ру., на копирование искового заявления и приложенных к нему материалов в размере 2 295 руб., почтовые расходы в размере 704,88 руб. Расходы истца в указанном размере документально подтверждены, являются разумными и подлежат полному возмещению.
Общая сумма судебных расходов истца, подлежащих взысканию в ответчика, составляет 25 099 руб. 89 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Усачева Олега Федоровича удовлетворить.
Взыскать с департамента дорожного хозяйства Ярославской области, ИНН 7604341976, в пользу Усачева Олега Федоровича, паспорт №, в счет возмещения ущерба 50 000 руб., в возмещение судебных расходов 25 099 руб. 89 коп., всего 75 099 руб. 89 коп.
В удовлетворении исковых требований к АО «Ярдормост», ИНН 7627000228, ГКУ ЯО «Ярдорслужба», ИНН 7627013227, отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Кировский районный суд г.Ярославля в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья И.Н.Бабикова