Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1053/2023 ~ М-280/2023 от 03.02.2023

                                                              Дело

УИД: 91RS0-15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                г. ФИО2

Феодосийский городской суд Республики ФИО2 в составе:

председательствующего судьи Ярошенко Г.А.,

при секретаре ФИО4,

с участием представителя истца ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации города ФИО2 Республики ФИО2 об обязании совершить определенные действия, -

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации города ФИО2 Республики ФИО2, уточнив который просит обязать ответчика заключить с ним договор аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: ФИО2, г. ФИО2, <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.

В обоснование требований указано, что решением сессии созыва Насыпновского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта землеустройства по отводу в частную собственность земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома гр. Украины» утвержден проект землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома из земель Насыпновского сельского совета, передан ему бесплатно в частную собственность для строительства и обслуживания жилого дома земельный участок, расположенный по адресу: г. ФИО2, <адрес>, площадью <данные изъяты> га за счет земель Насыпновского сельского совета, не переданных в собственность или постоянное пользование, входящих в категорию земель жилой и общественной застройки в границах <адрес> сельского совета в том числе по угодьям: открытые земли без растительного покрова или с незначительным растительным покровом, в том числе другие. Во исполнение указанного решения им осуществлена разработка технической документации по землеустройству в части установления границ спорного земельного участка в натуре (на местности). Он обратился в Администрацию города ФИО2 Республики ФИО2 с заявлением о предоставлении указанного земельного участка на праве аренды в порядке переоформления прав, согласно Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Переоформление или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ ФИО2 Республики ФИО2» в новой редакции, утвержденному постановлением Администрации города ФИО2 Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ . Письмом Администрации города ФИО2 Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ за ему было отказано в предоставлении муниципальной услуги, поскольку согласно пункту 7 статьи 13 Закона Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики ФИО2» заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей может быть подано не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Ссылаясь на вышеприведенное, на положения статьи 39 Земельного кодека Российской Федерации, указывая, что в настоящее время он лишен возможности в установленном законом порядке заключить договор аренды на земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, просил исковые требования удовлетворить.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил своего представителя ФИО6, действующую на основании нотариально удостоверенной доверенности, которая в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Администрация города ФИО2 Республики ФИО2 явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, его представителем ФИО5, действующей на основании доверенности, поданы письменные пояснения по делу, в которых она просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации города ФИО2 Республики ФИО2, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что истцом подано заявление о предоставлении земельного участка в аренду в порядке переоформления прав за пределами, установленного законом срока, в связи с чем у органа местного самоуправления отсутствовала обязанность заключить с ним договор аренды в рамках административных процедур.

Информация о дне и времени проведения судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Феодосийского городского суда Республики ФИО2 в Интернет-портале.

Частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Принимая во внимание, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и должна соответствовать принципу добросовестности, поскольку стороны в силу своего волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд приходит к выводу о рассмотрении дела в их отсутствие.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела и разрешения спора по сути, суд полагает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, на основании представленных сторонами в порядке статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оцененных судом в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствах.

В силу статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предмет и основания иска определяет истец. При этом к основаниям иска относятся не только нормы права, на которые указывает истец, но и фактические обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований.

В соответствии с требованиями статьи 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела и установление правоотношений сторон, относится к компетенции суда.

В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

При рассмотрении дела судом установлено, что решением сессии созыва Насыпновского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта землеустройства по отводу в частную собственность земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома гр. Украины» утвержден проект землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома из земель Насыпновского сельского совета, и передан ФИО1 бесплатно в частную собственность земельный участок для строительства и обслуживания жилого дома, расположенный по адресу: г. ФИО2, <адрес>, площадью <данные изъяты> га за счет земель Насыпновского сельского совета, не переданных в собственность или постоянное пользование, входящих в категорию земель жилой и общественной застройки в границах <адрес> сельского совета в том числе по угодьям: открытые земли без растительного покрова или с незначительным растительным покровом, в том числе другие (пункты ).

В соответствии с пунктом решения сессии созыва Насыпновского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ на землепользователя возложена обязанность, в том числе, в месячный срок выполнить работу по выносу в натуру границ земельного участка, оформить соответствующие документы на право частной собственности на землю в установленные сроки.

На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО1, Обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты>» была разработана техническая документация по землеустройству в части установления границ земельного участка в натуре (на местности) гражданину Украины ФИО1 для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, расположенного по адресу: ФИО2, г. ФИО2, Насыпновский сельский совет, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, через представителя ФИО6, обратился в Администрацию города ФИО2 Республики ФИО2 с заявлением о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: ФИО2, г. ФИО2, <адрес>, на праве аренды в порядке переоформления прав на основании статьи 3 Закона Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики ФИО2» в порядке, предусмотренном Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ ФИО2 Республики ФИО2».

Письмом Администрации города ФИО2 Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ заявление ФИО6, действующей от имени ФИО1, от ДД.ММ.ГГГГ было возвращено без рассмотрения, поскольку согласно пункту 7 статьи 13 Закона Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики ФИО2» заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, должно быть подано не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из письма Администрации города ФИО2 Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО1 с иными заявлениями о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером не обращался.

По сведениям Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: ФИО2, г. ФИО2, <адрес>, зарегистрировано за Муниципальным образованием городской округ ФИО2 Республики ФИО2.

Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация об объекте недвижимости – здание, расположенное по адресу: ФИО2, г. ФИО2, <адрес>.

В письме Филиала Государственного унитарного предприятия Республики ФИО2 «ФИО2 БТИ» в г. ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что инвентарное дело по адресу: ФИО2, г. ФИО2, <адрес> - отсутствует, первичная инвентаризация не проводилась.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Исходя из пунктов «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу статьи 12 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики ФИО2 и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики ФИО2 и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики ФИО2 и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики ФИО2, государственными и иными официальными органами <адрес>, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики ФИО2 или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

В подпункте пункта Перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утвержденных постановлением Совета министров Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ , определено, что документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики ФИО2 до ДД.ММ.ГГГГ решения о передаче (предоставлении) земельного участка в собственность или пользование (за исключением аренды).

Судом установлено, что решением сессии созыва Насыпновского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта землеустройства по отводу в частную собственность земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома гр. Украины» ФИО1 передан бесплатно в собственность земельный участок для строительства и обслуживания жилого дома, расположенный по адресу: ФИО2, г. ФИО2, <адрес>, площадью <данные изъяты> га.

Право собственности истца на указанный земельный участок в установленном законом порядке не оформлено и не зарегистрировано, доказательств обратного суду не представлено и в ходе рассмотрения дела не добыто.

В силу пункта 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.

На основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ » муниципальное образование городской округ ФИО2 Республики ФИО2 включено в пункт 44.18 Перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Таким образом, истец ФИО1, являясь иностранным гражданином (гражданин Украины), не может обладать правом собственности на спорный земельный участок, расположенный в приграничной зоне, в силу положений пункта 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане не могут обладать на праве собственности земельными участками».

Вместе с тем, в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

Пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В силу подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики ФИО2 и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики ФИО2 и города федерального значения Севастополя» до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики ФИО2 и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики ФИО2 и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики ФИО2 установлены Законом Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики ФИО2».

Согласно статье 13 Закона Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики ФИО2» завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, исполнительного органа Республики ФИО2 о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству (часть 1).

Согласно части 2 статьи 13 Закона Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики ФИО2» предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях:

1) бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона;

2) за плату - в собственность юридическим лицам, иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;

3) в аренду - лицам, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, если данные лица отказались от покупки земельного участка.

Частью 5 статьи 13 Закона Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики ФИО2» установлено, что порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики ФИО2.

Постановлением Совета министров Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики ФИО2, согласно пункту 1 которого настоящий Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики ФИО2 или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики ФИО2 и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики ФИО2 и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в статьях 3 и 13 Закона Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики ФИО2» (далее - Закон).

Завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (далее - решение о разрешении на разработку документации, документация по землеустройству), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству (пункт 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики ФИО2, утвержденного постановлением Совета министров Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ ).

В соответствии с пунктом 5 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики ФИО2, утвержденного постановлением Совета министров Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ , для завершения оформления или переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики ФИО2 - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики ФИО2; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Требования к содержанию заявления, а также к прилагаемым к нему документам содержатся в пунктах 6, 7 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики ФИО2, утвержденного постановлением Совета министров Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с пунктом 12 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики ФИО2, утвержденного постановлением Совета министров Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ , основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики ФИО2», а именно:

1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи;

2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики ФИО2, утвержденной до ДД.ММ.ГГГГ, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории;

3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа Республики ФИО2, уполномоченного в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.

При этом возможность завершения оформления права на земельные участки в соответствии с приведенным нормативно-правовым актом ограничена сроком - заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее ДД.ММ.ГГГГ (часть 7 статьи 13 Закона Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики ФИО2»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В силу пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Исходя из установленных по делу обстоятельств во взаимосвязи с нормами права, подлежащими применению к возникшим спорным правоотношениям, предоставление земельных участков лицам, имеющим право на завершение оформления права на земельный участок, отнесено к компетенции органов местного самоуправления и суд не вправе подменять установленную законом специальную процедуру путем удовлетворения требований о возложении обязанности на орган местного самоуправления заключить договор аренды земельного участка с указанными лицами при наличии иных возможных способов восстановления нарушенных прав.

Вышеуказанными нормативными актами установлен определенный порядок завершения оформления прав на земельные участки, предусматривающий проверку компетентными органами соответствия места расположения объекта соответствующим схемам, документации по планировке территории, градостроительной документации.

Поскольку письмом Администрации города ФИО2 Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по существу вопрос о предоставлении истцу спорного земельного участка в аренду не разрешался, так как представителем ФИО1ФИО6 заявление о предоставлении земельного участка на праве аренды в порядке переоформления прав было подано по истечении срока, установленного частью 7 статьи 13 Закона Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики ФИО2», а надлежащих и допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что Администрация города ФИО2 Республики ФИО2 уклоняется от заключения с ФИО1 договора аренды земельного участка, суду не представлено, как и отсутствуют надлежащие и допустимые доказательства, подтверждающие факт того, что истец ФИО1 после возврата заявления обращался в Администрацию города ФИО2 Республики ФИО2 с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ФИО2, г.ФИО2, <адрес>, в соответствии со статьей 22 Земельного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что истцом не исчерпан внесудебный порядок разрешения спора.

Частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от ДД.ММ.ГГГГ -О-О, от ДД.ММ.ГГГГ -О-О, от ДД.ММ.ГГГГ -О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделение равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности. То есть, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

Проанализировав вышеизложенное, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы и их системное толкование, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь в их совокупности, установив фактические обстоятельства дела, а именно, что ФИО1 в соответствии со статьей 22 Земельного кодекса Российской Федерации не обращался в Администрацию города ФИО2 Республики ФИО2 с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ФИО2, г.ФИО2, <адрес>; истцом, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащих и допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что Администрация города ФИО2 Республики ФИО2 уклоняется от заключения с ФИО1 договора аренды спорного земельного участка, не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения обязанности на Администрацию города ФИО2 Республики ФИО2 заключить с истцом договор аренды указанного земельного участка, и как следствие, об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Учитывая, что решением суда в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано, законные основания для возмещения истцу, не в пользу которого состоялось решение суда, судебных расходов в виде государственной пошлины отсутствуют.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации города ФИО2 Республики ФИО2 об обязании совершить определенные действия – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики ФИО2 через Феодосийский городской суд Республики ФИО2 в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья:                /подпись/            Ярошенко Г.А.

Копия верна:

Судья:                                Секретарь:

2-1053/2023 ~ М-280/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Драгунов Сергей Петрович
Ответчики
Администрация города Феодосии Республики Крым
Другие
Марченко Ирина Александровна
Суд
Феодосийский городской суд Республики Крым
Судья
Ярошенко Галина Александровна
Дело на странице суда
feodosiya--krm.sudrf.ru
03.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.02.2023Передача материалов судье
07.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.02.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2023Судебное заседание
16.05.2023Судебное заседание
22.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2024Дело оформлено
15.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее