Гр.дело №2-121/2021 Мотивированное решение изготовлено 5 февраля 2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 февраля 2021 года г. Апатиты
Апатитский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Тычинской Т.Ю.
при секретаре Протасевич А.А.
с участием истца Кашликова В.В.
представителя ответчика Сирвутене Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кашликова Владимира Владимировича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Апатиты Мурманской области (межрайонное) о включении в страховой стаж периодов трудовой деятельности,
У С Т А Н О В И Л:
Кашликов В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Апатиты Мурманской области (далее – УПФР г. Апатиты) о включении в страховой стаж периодов трудовой деятельности.
Заявленные требования мотивирует тем, что 22 октября 2020 года он обратился в УПФР г. Апатиты за установлением страховой пенсии. Решением УПФР г. Апатиты ему отказано в установлении пенсии ввиду отсутствия требуемого страхового стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости. Из подсчета страхового стажа исключен период работы в автотранспортной конторе треста «Апатитстрой» со 2 июля 1984 года по 28 декабря 1992 года по причине отсутствия трудовых договоров. С принятым решением не согласен, поскольку им представлена трудовая книжка, в которой имеется запись о приеме на работу в автотранспортную контору треста «Апатитстрой», архивная справка № К-825 от 10 сентября 2020 года.
Просит включить указанный период в страховой стаж работы в районах Крайнего Севера (далее – РКС).
Истец в судебном заседании уточнил исковые требования и просил включить период работы в автотранспортной конторе треста «Апатитстрой» с 2 июля 1984 года по 31 декабря 1991 года в общий страховой стаж в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год 6 месяцев.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях; дополнительно пояснила, что при подсчете общего страхового стажа период работы истца со 2 июля 1984 года по 31 декабря 1991 года был включен в общий трудовой стаж в календарном исчислении по причине отсутствия срочных трудовых договоров, и других документов, подтверждающих право истца на предоставление льгот, предусмотренных ст. 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года. Учитывая, что истец не относился до 1 января 2002 года к лицам, которые имели право на получение двух пенсий, применение к Закону № 156-ФЗ от 22 июля 2008 года Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П (в части исчисления страхового стажа в льготном исчислении) не применяется, так как касается правовых норм, действовавших на 31 декабря 2001 года. Просит в удовлетворении иска отказать.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, обозрев материалы отказных пенсионных дел № 20/360 и № 920, суд находит исковые требования Кашликова В.В. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 39 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
Право на страховую пенсию по старости, согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Закон №400-ФЗ), имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости, согласно пункту 6 части 1 статьи 32 Закона №400-ФЗ, назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
В силу части 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В соответствии с частью 8 статьи 13 Закона №400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Перечень районов Крайнего Севера и местностей приравненных к ним, в которых производится выплата процентной надбавки за стаж работы, утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029, согласно которому Мурманская область относится к районам Крайнего Севера.
Согласно части 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон N 4468-1) граждане, названные в статье 1 Закона N 4468-1, имеют право на получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом N 4468-1, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости.
В спорный период отношения в сфере пенсионного обеспечения регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" (действовавшим до 01 января 1992 года).
Согласно пункту 110 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (действовавшего в период работы истца), работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 1 марта 1960 года засчитывалась в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».
В соответствии с пунктом "д" статьи 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана - два года, предоставлены дополнительно льготы, в том числе: один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитывается за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.
Льготы, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются также лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, по собственной инициативе и заключившим срочный трудовой договор о работе в этих районах.
Продолжительность трудового договора, дающего право на получение льгот, предусмотренных статьей 5, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года №1908-VII сокращена с пяти до трех лет.
Порядок предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, был установлен также Инструкцией, утвержденной Постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1967 года N 530/П-28, которой было предусмотрено, что льготы по исчислению общего стажа предоставлялись работникам переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны (включая лиц, прибывших по собственной инициативе), при условии заключения ими трудового договора о работе в этих районах и местностях на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана - два года.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П, при определении права на страховую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ (специального стажа), имевших место до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования, то есть исчисление периодов до 01 января 2002 года, засчитываемых в страховой стаж и специальный стаж может производиться с учетом правил и норм Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» и иных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный стаж для указанной даты (например, о полуторном исчислении стажа работы в РКС, двойном исчислении периода военной службы по призыву при включении в страховой стаж).
Однако, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении № 2-П, данное правовое регулирование допускается лишь для граждан, приобретших пенсионные права до 01 января 2002 года (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату), то есть подпадающих по состоянию на 31 декабря 2001 года под действие указанного Закона в силу своего постоянного проживания в России либо осуществления на ее территории трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности.
Для граждан, на которых Постановление Конституционного Суда РФ № 2-П не распространяется, страховой стаж исчисляется по нормам законодательства, действующего на день установления пенсии, либо в порядке части 8 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ (при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица), то есть с последовательным применением норм пенсионного законодательств, действовавшего в период выполнения работы и (или) иной общественно-полезной деятельности:
- за периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, имевших место в период действия Закона СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» - с учетом правил пенсионного законодательства СССР;
- за периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, имевших место до 01 января 2002 года, в период действия Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 (в основной своей части вступил в силу с 01 января 1992 года) - с учетом правил и норм названного Закона Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми исчислялся стаж до указанной даты;
- за периоды работы и иной общественно - полезной деятельности, имевших место до 01 января 2015 года, в период действия Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - с учетом правил и норм названного Федерального закона и иных нормативных правовых актов;
- за периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, имевших место начиная с 01 января 2015 года, - с учетом правил и норм Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ и иных нормативных правовых актов.
Статьей 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшей с 1 января 1992 года по 1 января 2002 года, предусмотрено исчисление трудового стажа в районах Крайнего Севера в полуторном размере.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года, трудовой стаж исчисляется в календарном порядке.
Аналогичное исчисление страхового стажа предусмотрено частью 1 статьи 13 Закона №400-ФЗ.
Судом установлено, что Калашников В.В., 12 апреля 1964 года рождения, с 24 октября 2001 года зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования. С 1 декабря 1997 года по 31 января 2001 года истец проходил службу в ОВД РФ, с января 2002 года по 24 апреля 2011 года – в ГПС МЧС России.
Калашников В.В. является получателем пенсии в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" с 25 апреля 2011 года (л.д. 15).
Возраста 55 лет Кашликов В.В. достиг <дата>
3 октября 2019 года истец обратился в УПФР г. Апатиты с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ.
Решением УПФР г. Апатиты № 259361/2019 от 13 декабря 2019 года истцу отказано в установлении пенсии с 12 октября 2019 года в связи с отсутствием требуемого страхового стажа не менее 25 лет, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ.
22 октября 2020 года истец повторно обратился с аналогичным заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением УПФР г. Апатиты № 300682/2020 от 27 октября 2020 года истцу отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемого страхового стажа не менее 25 лет, поскольку страховой стаж истца на 31 декабря 2019 года в календарном исчислении составил 21 год 3 месяца 17 дней, страховой стаж в льготном исчислении – 24 года 3 месяца 17 дней; стаж работы в РКС – 21 год 3 месяца 5 дней.
Период работы истца с 2 июля 1984 года по 31 декабря 1991 года в должности водителя в автотранспортной конторе треста «Апатитстрой» включен в общий трудовой стаж истца в календарном исчислении.
Признавая решение УПФР г. Апатиты № 300682/2020 законным и обоснованным, суд исходит из того, что для применения льготного порядка исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях необходимо, чтобы работник прибыл самостоятельно, либо был переведен из другой местности на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности на условиях срочного трудового договора. Только заключение срочного трудового договора с работниками, прибывшими в районы Крайнего Севера либо приравненные к ним местности, давало основание для льготного исчисления периода работы по таким договорам при определении права на пенсионное обеспечение.
Вместе с тем, истцом суду не представлено доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости в соответствии с положениями статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтверждающих, что он прибыл в район Крайнего Севера (Мурманскую область), был приглашен на работу, на условиях срочного трудового договора.
Так, из пояснений истца в судебном заседании следует, что он родился и всегда проживал в г. Апатиты Мурманской области, по апрель 1984 года работал в г. Апатиты в ЦЭС «Колэнерго», был призван на военную службу, после окончания которой в 1984 году устроился в трест «Апатитстрой» по трудовому договору с неопределенным сроком действия.
Из трудовой книжки Кашликова В.В. следует, что на основании приказа от 28 июня 1984 года № 594 со 2 июля 1984 он принят в автотранспортную контору треста «Апатитстрой» <.....>, 28 декабря 1992 года уволен по переводу во вспомогательную школу <.....> Сведений том, что истец принят на работу на основании срочного трудового договора трудовая книжка не содержит (л.д. 9-10).
Согласно архивной справке № К-825 от 10 сентября 2019 года Кашликов В.В. работал в АТК треста «Апатитстрой» (АТП АСПК «Апатитстрой») в период с 1984 года по 1992 год, ему начислялась заработная плата с учетом районного коэффициента 50 % (л.д. 14).
Как следует из архивной справки № К-1135 от 10 декабря 2019 года, на хранении в МКУ «Муниципальный архив г. Апатит» не значится трудовых договоров за период трудовой деятельности в автотранспортной конторе треста «Апатитстрой» со 2 июля 1984 года по 28 декабря 1992 года.
Таким образом, принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований на основании всех представленных сторонами доказательств, и руководствуясь положениями закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям сторон, суд исходит из того, что поскольку истец в спорный период для выполнения работы из другого региона не приглашался, срочный трудовой договор с ним не заключался, основания для включения в общий страховой стаж периода работы со 2 июля 1984 года по 31 декабря 1991 года в автотранспортной конторе треста «Апатитстрой» в льготном исчислении, исходя из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 2 ░░░░ 1984 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 1991 ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░