Дело № 2-533/2021
УИД: 61RS0013-01-2021-000901-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 мая 2021 г. г. Гуково, Ростовская область
Гуковский городской суд Ростовской области
в составе: председательствующего судьи И.Г.Петриченко,
при секретаре Воркуновой Е.А.,
с участием помощника прокурора г. Гуково Бондаренко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Гуково в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Власову В.Н. об обязании встать на учет в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду,
установил:
заместитель прокурора города Гуково, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что прокуратурой г. Гуково во исполнение задания прокуратуры области от 12.02.2021 № 7-08/4-2021 проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды ИП Власовым В.Н. В ходе проверки установлено, что основным видом деятельности ИП Власова В.Н. <данные изъяты> является производство мебели. На основании договора аренды нежилого помещения от 01.05.2019 он осуществляет хозяйственную деятельность (мебельный цех) по адресу: <данные изъяты> По данному адресу расположен административно-бытовой корпус, отапливаемый печью на дровяной основе. Сжигание древесины приводит к загрязнению атмосферного воздуха вредными веществами, которые содержаться в продуктах сгорания (углекислый газ, азот, окись углерода, сернистый газ). При сгорании 1 килограмма древесины выделяется 7,5 - 8,0 м3 газообразных продуктов сгорания.
Согласно сведениям Федерального и Регионального реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, ИП Власов В.Н. не состоит на учете в данном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, заявка о постановке объекта на учет в соответствии со ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды» не поступала, в связи с чем категория объекта не определена, необходимые документы отсутствуют. Из чего следует, чтоИП Власов В.Н. в нарушение ст.ст. 34, 39, 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды», осуществляя предпринимательскую деятельность, оказывает негативное воздействие на окружающую среду, при этом, не состоит на учете в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в Департаменте Росприроднадзора по ЮФО, чем нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного просит суд обязать ИП Власова В.Н. <данные изъяты> встать на учет в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в Департамент Росприроднадзора по ЮФО, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 200/1, корпус 3.
В судебном заседании помощник прокурора г. Гуково Бондаренко Е.В. исковые требования поддержала по доводам, указанным в исковом заявлении, просила удовлетворить.
Ответчик ИП Власов В.Н. в судебном заседании не возражал в удовлетворении исковых требований.
Представители третьих лиц - Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу, администрации г. Гуково в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом. В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 11 Федерального закона 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую природную среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу ст. 3 названного Закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, прокуратурой г. Гуково проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды ИП Власовым В.Н., в ходе которой установлено, что основным видом деятельности ИП Власова В.Н. <данные изъяты> является производство мебели. На основании договора аренды нежилого помещения от 01.05.2019 он осуществляет хозяйственную деятельность (мебельный цех) по адресу: <данные изъяты>
Согласно акту проверки от 18.02.2021, по вышеуказанному адресу расположен административно - бытовой корпус, отапливаемый печью на дровяной основе. Сжигание древесины приводит к загрязнению атмосферного воздуха вредными веществами, которые содержаться в продуктах сгорания (углекислый газ, азот, окись углерода, сернистый газ). При сгорании 1 килограмма древесины выделяется 7,5 - 8,0 м3 газообразных продуктов сгорания.
Как следует из сведений из Федерального и Регионального реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, ИП Власов В.Н. не состоит на учете в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, заявка о постановке объекта на учет в соответствии со ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды» не поступала, в связи с чем категория объекта не определена, необходимые документы отсутствуют.
Согласно ст. 4.2Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на объекты I, II, III и IV категории. Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 3, 11 ст. 69 указанного Федерального закона государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выдается соответственно
свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Согласно ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (т.е. с 1 января 2015 года), в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ.
Вместе с тем, обязанность по подаче заявки на постановку на государственный учет эксплуатируемых ИП Власовым В.Н. объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не исполнена. Осуществление ИП Власовым В.Н деятельности, связанной с выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие соответствующего разрешения, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией Российской Федерации.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая, что прокурор при обращении в суд с настоящим исковым заявлением неимущественного характера, в силу закона освобожден от уплаты госпошлины, в соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ и п.п.3. п.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика Власова В.Н. подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░ - ░░ - ░░░░, ░░. ░░░░░░, 200/1, ░░░░░░ 3.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31.05.2021.