Судья: Лапшина З.Р. адм. дело № 33а-13476/2022
УИД №
Дело № 2а-3223/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 декабря 2022 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Хлыстовой Е.В.,
судей Лешиной Т.Е. и Мыльниковой Н.В.,
при секретаре Алиеве Н.М.,
с участием прокурора Никитиной Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению и.о. прокурора Советского района г. Самары на решение Советского районного суда г. Самары от 15 сентября 2022 года.
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Мыльниковой Н.В., заключение прокурора, поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия
установила:
Начальник ОП №3 У МВД России обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Кичулы И.Е.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что приговором Советского районного суда г. Самары от 30 июня 2021 года Кичула И.Е. осужден за совершение тяжкого преступления, предусмотренного пунктами «а», «г» части 2 статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Самарского областного суда от 15 октября 2021 года к 1 году 10 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Указанное преступление совершено при особо опасном рецидиве. Постановлением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 14 июня 2022 года Кичула И.Е. освобожден условно-досрочно, до настоящего времени судимость не снята и не погашена.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд установить в отношении Кичулы И.Е. административный надзор сроком на 8 лет, с установлением ограничений в виде: являться на регистрацию в ОВД по месту пребывания 1 раз в месяц; находиться по месту жительства с22.00 до 06.00 часов, кроме случаев связанных с работой.
Решением Советского районного суда г. Самары от 15 сентября 2022 года заявленные требования удовлетворены. В отношении Кичулы И.Е., установлен административный надзор сроком на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, срок административного надзора постановлено исчислять со дня истечения срока оставшейся неотбытой части наказания. В указанный период Кичуле И.Е. установлены административные ограничения в виде: обязательной явки 1 (один) раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня, за исключением случаев, связанных с работой (л.д. 48-53).
В апелляционном представлении и.о. прокурора Советского района г. Самары просит решение суда изменить, изложив решение суда в следующей редакции: «Установить административный надзор в отношении Кичулы И.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения сроком на 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчислять после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, определенных постановлением Центрального районного суда г. Тольятти от 14 июня 2022 года. Установить в отношении Кичулы И.Е. следующие административные ограничения: Обязательной явки 2 раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрет посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков; запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов до 06 часов следующих суток». В остальной части решение суда оставить без изменения.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Прокурор в ходе рассмотрения дела доводы апелляционного представления поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне, времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы административного дела, доводы апелляционного представления, заключение прокурора, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционного представления, изученным по материалам дела, имеются.
Административный надзор устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее Федеральный закон № 64-ФЗ).
Согласно статье 6 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Административный надзор устанавливается за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы для предупреждения совершения указанными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 Федерального закона № 64-ФЗ).
На основании части 8 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан с изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Судом установлено и из материалов административного дела следует, что приговором Советского районного суда г. Самары от 30 июня 2021 года Кичула И.Е. осужден за совершение преступления, предусмотренного пунктами «а», «г» части 2 статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Самарского областного суда от 15 октября 2021 года к 1 году 10 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима (л.д. 14-18, 20-28).
Указанное преступление в соответствии с частью 4 статьи 15 УК РФ, относится к категории тяжких, совершено при особо опасном рецидиве преступления.
Постановлением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 14 июня 2022 года Кичула И.Е. освобожден условно-досрочно на неотбытый срок 4 месяца 22 дня. Указанным постановлением на Кичулу И.Е. возложена обязанность не менять постоянное место жительства, работы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденных, не покидать постоянного места жительства с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток, кроме случаев, связанных с работой, не посещать питейных и игровых заведений (л.д. 19).
В силу пункта "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей во время совершения деяния) срок погашения судимости составляет 8 лет.
Оценив в совокупности установленные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что имеются основания, предусмотренные частью 2 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ, для установления административного надзора в отношении Кичула И.Е.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о необходимости установления Кичула И.Е. административного надзора на срок 8 лет.
Между тем, проверяя решение суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционного представления прокурора, а решение суда подлежащим изменению в связи со следующим.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции определил исчислять срок административного надзора со дня истечения срока оставшейся неотбытой части наказания, вместе с тем, в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", лицу, освобожденному условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы, либо лицу, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы, административный надзор может быть установлен в период отбытия наказания, не связанного с лишением свободы, либо в период исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением из мест лишения свободы. При таких обстоятельствах административный надзор начинает осуществляться после отбытия лицом наказания, не связанного с лишением свободы, либо после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, в случае их возложения на лицо в соответствии с частью 2 статьи 79 УК РФ.
Таким образом, доводы апелляционного представления о необходимости исчисления срока административного надзора после отбытия срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, определенных постановлением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 14 июня 2022 года, заслуживают внимания, и решение в данной части подлежит изменению.
Также судебная коллегия находит заслуживающим внимание довод апелляционного представления о необходимости установления Кичуле И.Е. административного ограничения в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Из материалов дела следует, что Кичула И.Е. ранее судим за умышленные преступления, однако должных выводов для себя не сделал, вновь совершив тяжкое преступление. Указанные обстоятельства свидетельствуют о склонности административного ответчика к совершению преступлений и, соответственно, о возможности совершения им новых преступлений при отсутствии контроля за его поведением, при таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда первой инстанции и установить Кичуле И.Е. административное ограничение в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом судебная коллегия отмечает, что судом правомерно, в целях устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также оказания воспитательного воздействия на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения, установлено ограничение в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22.00 до 06.00 часов следующих суток.
Согласно пункту 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Учитывая, что преступление за которое отбывал наказание административный ответчик совершено им в состоянии алкогольного опьянения, оценивая данные, характеризующие личность осужденного, судебная коллегия усматривает основания для установления Кичуле И.Е. административного ограничения, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и находит заслуживающими внимания доводы апелляционного представления прокурора в указанной части.
Таким образом, решение суда подлежит изменению в части установления Кичуле И.Е. административного ограничения в виде запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит изменению в части указания порядка исчисления срока административного надзора, и установления административных ограничений в виде обязательной явки поднадзорного лица два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
В остальной части решение суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, ввиду правильного установления и определения обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора по существу, надлежащей правовой оценки всех доказательств по делу в их совокупности.
При этом судебная коллегия учитывает, что установленные в отношении Кичулы И.Е. ограничения являются временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона № 64-ФЗ поднадзорное лицо в течение срока административного надзора имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Самары от 15 сентября 2022 года изменить, изложить резолютивную часть решения суда следующим образом:
Административное исковое заявление начальника Отдела полиции №3 Управления МВД России по городу Самаре об установлении административного надзора в отношении Кичулы И.Е. – удовлетворить.
Установить в отношении Кичулы И.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административный надзор на срок 8 лет, за вычетом срока истекшего после отбытия наказания, со следующими ограничениями:
- обязать явкой два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня;
- запрет посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Срок административного надзора исчислять после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, определенных постановлением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 14 июня 2022 года.
Представление и.о. прокурора Советского район г. Самары - удовлетворить.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: