Дело №2-588/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 сентября 2019 года
Верещагинский районный суд Пермского края
в составе председательствующего судьи Анисимовой В.С.,
при секретаре судебного заседания Штебнер Н.Н.,
с участием истца Перевозчикова С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Верещагино гражданское дело по иску Перевозчикова Станислава Сергеевича к администрации Муниципального образования «Верещагинский муниципальный район» Пермского края о восстановлении срока, признании нуждающимся в жилом помещении и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, и возложении обязанности предоставить жилое помещение,
установил:
Перевозчиков С.С. обратился в суд в иском к администрации МО «Верещагинский муниципальный район» Пермского края о восстановлении срока, признании нуждающимся в жилом помещении и возложении обязанности включить в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В ходе судебного заседания истец показал, что когда ему было 11 лет, он остался сиротой, так как его мать ФИО8. ДД.ММ.ГГГГ умерла. Отца у него не было, он был записан в свидетельстве о его рождении со слов матери. Он был передан под опеку, опекуном была назначена ФИО9., у которой он проживал до того, как ушел в армию. За ним было закреплено право проживания в квартире № № по адресу: <адрес>. Опекуну устно было отказано в поставке его на очередь по предоставлению жилья, как ребенку, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как за ним была закреплена квартира, в которой проживала его бабушка. После армии он переехал жить в Ростовскую область к родственникам и оформил временную регистрацию, для того чтоб выучиться на водителя и устроиться на работу. Постановлением администрации МО «Верещагинский муниципальный район» №№ от 14.08.2018 закрепление за ним жилого помещения в <адрес> снято. В 2018 году он снят с регистрационного учета в Верещагинском районе и со 02.03.2018 зарегистрирован по адресу: <адрес>, где в настоящее время проживает. В предоставлении жилья на территории Октябрьского района Ростовской области ему отказали, так как в Администрации Октябрьского района нет его личного дела и он по учетам, как сирота в Ростовской области не значится. В связи с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» он подлежал обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда, так как является сиротой. Ему уже 25 лет, однако, до настоящего времени он жильем не обеспечен, на удовлетворении исковых требований настаивает.
Представитель ответчика администрации МО «Верещагинский муниципальный район» Пермского края в судебном заседании участие не принимал. Принимая участие в предварительном судебном заседании, представитель ответчика Гиляшева Е.А. исковые требования не признала, так как истец не может быть включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Верещагинского муниципального района по договору найма специализированного жилого помещения, так как не зарегистрирован на территории Верещагинского района. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители третьих лиц Правительства Пермского края и Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие. Согласно представленных отзывов на исковое заявление, считают, что исковое заявление подлежит оставлению без движения, так как истец миновал процедуру письменного обращения с заявлением в органы исполнительной власти о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, иск должен быть подан в суд по месту жительства Перевозчикова С.С., истец проживает по адресу: <адрес>.
Представитель третьего лица МТУ № 2 Минсоцразвития края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве указывает на то, что в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также «Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства», утвержденных Постановлением Правительства РФ 04.04.2019 №397, лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 или после 01.01.2013 имели право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам специализированных жилых помещения, но не были включены в список. При этом жилые по договору социального найма, указанным лицам, предоставляются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации. Истец имеет постоянное место регистрации на территории Октябрьского района Ростовской области, поэтому ему необходимо обратиться в органы местного самоуправления по месту регистрации, для включения в список лиц, которые относились к категории детей и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав истца, изучив письменные доказательства, приходит к следующему:
В соответствии с ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
В силу положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пунктом 9 статьи 8 указанного закона определено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Статьей 1 указанного закона определено, что дети-сироты, это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В судебном заседании установлено, что мать истца ФИО10, умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9). ФИО11, в свидетельстве о рождении истца указан в качестве отца со слов матери, на основании заявления ФИО12. (л.д.10). Перевозчиков С.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся ребенком-сиротой, поскольку его единственный родитель умер, когда ему было 10 лет.
Постановлением главы Верещагинского муниципального района № № от 04.06.2004 над несовершеннолетним Перевозчиковым С.С. была установлена опека, опекуном назначена ФИО13, пунктом 6 указанного Постановления за ребенком было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> (л.д.8).
14.08.2018 Постановлением Администрации Верещагинского муниципального района № №, в Постановление главы Верещагинского района Пермской области от 04.06.2004 №№ «Об установлении опеки над несовершеннолетним Перевозчиковым С.С.» внесены изменения, п.6 исключен (л.д.7), таким образом закрепленного жилья за истцом - нет. По сообщению ГБУ ПК «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края», сведения о недвижимом имуществе, принадлежащем Перевозчикову Станиславу Сергеевичу - отсутствуют (л.д.25), матери истца жилых помещений на территории Верещагинского, Сивинского, Карагайского и Верещагинских районов, на праве собственности не принадлежало (л.д.11). По сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на имя Перевозчикова Станислава Сергеевича права на отдельные объекты недвижимости, отсутствуют (л.д.26).
Перевозчиков С.С. не числится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда Верещагинского муниципального района.
Таким образом, Перевозчиков С.С. являлся ребенком-сиротой, он не имеет закрепленного жилого помещения и не обеспечен жильем. До 01.01.2013, в установленном порядке, не был поставлен на учет и не был включен в список, лиц имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, после 01.01.2013 имеет право на включение список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, которые достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в установленном законодателем порядке.
Пунктом 8 статьи 9 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ определено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 "Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 397 определено, что формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления). Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).
Пунктом 6 указанных Правил определено, что в заявлении лиц, указанных в пунктах 4 и 5 настоящих Правил (далее - заявитель), о включении в список, указываются следующие сведения о детях-сиротах, лицах из числа детей-сирот, лицах, которые достигли возраста 23 лет - сведения о регистрации лица, подлежащего включению в список, по месту жительства и (или) месту пребывания на территории субъекта Российской Федерации, в котором формируется список (при наличии).
Согласно пункта 6 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ, в том числе полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств. Аналогичная норма предусмотрена ст.1 п.6 Закона Пермской области от 14.11.05г №2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан».
Как указано частях 1, 2, 5, 4 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края. Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным. Жилые помещения предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров. Предоставляемое жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 № 1194-п утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).
Согласно п. 1.2 Порядка, при наличии условий, содержащихся в части 2 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон от 29 декабря 2004 г. N 1939-419), лицам, указанным в пункте 1.1 настоящего Порядка и включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, сформированный Министерством социального развития Пермского края (далее - Министерство) в соответствии с частью 6 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 (далее - граждане), однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения), по договорам найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 1.4 указанного Порядка определено, что в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Письменных обращений Перевозчикова С.С. и его опекуна, о признании истца нуждающимся и включении в список детей-сирот и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в Управлении образования Верещагинского района, МТУ №2 Минсоцразвития Пермского края, Администрации Верещагинского района, не зарегистрировано.
Не обращался истец в Администрацию Верещагинского муниципального района с заявлением о включении в список детей-сирот и лиц, из числа детей-сирот, которые достигли возраста 23 лет и подлежат обеспечению жилыми помещениями, до рассмотрения настоящего дела.
Перевозчиков С.С. на территории Верещагинского района Пермского края не зарегистрирован, с 19.10.2018 истец зарегистрирован по месту жительства: <адрес> (л.д.16). Судом установлено, что Перевозчиков С.С. по данному адресу фактически проживает с 2014, желание возвращаться в Пермский край на постоянное или временное место жительство, не имеет.
Таким образом, формированием списка детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, на территории которого находится место жительство лиц, из числа детей-сирот, которые достигли 23 лет, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, поэтому у суда оснований для возложения на Администрацию Верещагинского района обязанности по включению истца в указанный список, не имеется.
В связи с чем, суд пришел к выводу, что исковые требования Перевозчикова С.С. не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198,199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Перевозчикову Станиславу Сергеевичу в восстановлении срока на подачу заявления о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, в возложении на администрацию Верещагинского муниципального района Пермского края обязанности включить Перевозчикова Станислава Сергеевича в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Верещагинского муниципального района - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья В.С.Анисимова
Мотивированное решение изготовлено – 06.09.2019.