Дело № 2-371/2023
УИД № 24RS0054-01-2023-000021-81
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 ноября 2023 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Моховиковой Ю.Н.,
при помощнике судьи Полевец М.О.,
с участием представителя истца Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Байкаловой Т.А., действующей на основании доверенности от 10.11.2022,
представителя ответчика администрации Солгонского сельсовета Ужурского района Красноярского края - главы сельсовета Милициной А.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к администрации Солгонского сельсовета Ужурского района Красноярского края об устранении нарушений санитарного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратилось в суд с иском к администрации Солгонского сельсовета Ужурского района Красноярского края об устранении нарушений санитарного законодательства, мотивируя требования с учетом уточнения следующим. Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово в 2021 году проведен мониторинг качества питьевой воды из водозаборной скважины централизованной системы питьевого водоснабжения, расположенной по адресу: Красноярский край, Ужурский район, с. Солгон, ул.Совхозная, 2а. По результатам мониторинга не соответствует требованиям таблицы 3.13 раздела III СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» качество воды из распределительной сети и водозаборной скважины с. Солгон в 83,3 % исследованных проб по показателю: железо. По результатам мониторинга качества питьевой воды из водозаборной скважины централизованной системы питьевого водоснабжения, расположенной по адресу: Красноярский край, Ужурский район, с. Солгон, ул. Совхозная, 2а, в администрацию Солгонского сельсовета территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово направлено уведомление о несоответствии нормативам качества питьевой воды (исх. № 24-07-01/02-71-2022 от 27.01.2022). Кроме того, в 2020 году с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека была проведена плановая выездная проверка в отношении администрации Солгонского сельсовета Ужурского района Красноярского края. Аккредитованной лабораторией филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» в г. Шарыпово проведены лабораторные исследования питьевой воды разводящей сети и водозаборных скважин Солгонского сельсовета. По результатам проведенных лабораторных испытаний по микробиологическим, санитарно-химических показателям отобранного образца холодной питьевой воды из разводящей сети водозаборной скважины, расположенной по адресу: Красноярский край, Ужурский район, д. Изыкчуль, ул. Ужурская, 32 (водоразборная колонка) установлено, что по санитарно-химическим показателям образец холодной питьевой виды не соответствует санитарным нормам. По результатам лабораторных испытаний по микробиологическим, санитарно-химическим показателям отобранного образца холодной питьевой воды из водозаборной скважины, расположенной по адресу: Красноярский край, Ужурский район, д. Изыкчуль, ул. Гайдара, 1/1, установлено, что по санитарно-химическим показателям образецхолоднойпитьевой воды не соответствует санитарным нормам. По результатам лабораторных испытаний по микробиологическим, санитарно-химических показателям отобранного образца холодной питьевой воды из разводящей сети водозаборной скважины, расположенной по адресу: Красноярский край, Ужурский район, с. Солгон, ул. Горшкова, 18 (водоразборная колонка) установлено, что по санитарно-химическим показателям образец холодной питьевой воды не соответствует санитарным нормам. По результатам лабораторных испытаний по микробиологическим, санитарно-химических показателям отобранного образца холодной питьевой воды из водозаборной скважины, расположенной по адресу: Красноярский край, Ужурский район, с. Солгон, ул. Совхозная, 2а, установлено, что по санитарно-химическим показателям образец холодной питьевой воды не соответствует санитарным нормам. По результатам надзорных мероприятий в отношении администрации Солгонского сельсовета, проведенных в 2020 году установлено не соответствие требованиям п.п. 3.3, 3.4, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 качества воды из распределительной сети и из водозаборной скважины д. Изыкчуль (из водозаборной скважины, расположенной по адресу: Красноярский край, Ужурский район, д. Изыкчуль, ул. Гайдара, 1/1, из водоразборной колонки по адресу: Красноярский край, Ужурский район, д. Изыкчуль, ул. Ужурская, 32) в 100 % исследованных проб по показателям: нитраты, жесткость; качества воды из распределительной сети и из водозаборной скважины с. Солгон (водозаборная скважина, расположенная по адресу: Красноярский край, Ужурский район, с. Солгон, ул. Совхозная, 2а, водоразборная колонка по адресу: Красноярский край, Ужурский район, с. Солгон, ул. Горшкова, 18) в 100 % исследованных проб по показателям: железо, мутность. По результатам надзорного мероприятия (плановой выездной проверки) в администрацию Солгонского сельсовета Ужурского района территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово направлены уведомления о несоответствии нормативам качества питьевой воды в с. Солгон и д. Изыкчуль Ужурского района. В соответствии с Федеральным законом № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» и Правилами разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 641, действия по разработке и утверждению технического задания осуществляет орган местного самоуправления поселения. Согласно ч. 6 ст. 23. Федерального закона от 7 декабря 2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае получения уведомлений о не соответствии нормативам качества питьевой воды, органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Поскольку на территории Солгонского сельсовета Ужурского района не определена организация, осуществляющая холодное водоснабжение, ответственность за разработку плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и за согласование его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, несет администрация Солгонского сельсовета Ужурского района. Администрация Солгонского сельсовета Ужурского района Красноярского края является юридическим лицом и осуществляет деятельность органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным Законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом Солгонского сельсовета. Согласно п. 14 ст. 7 Устава Солгонского сельсовета Ужурского района Красноярского края к вопросам местного значения сельсовета относится организация в границах сельсовета водоснабжения населения. На момент предъявления иска уведомления о несоответствии нормативам качества питьевой воды администрацией Солгонского сельсовета Ужурского района Красноярского края не исполнены, а именно не разработано техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы, в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в с. Солгон и д. Изыкчуль Ужурского района в соответствие с установленными требованиями не направлены в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово для согласования. Введенные в действие с 01.03.2021 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» взамен СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», содержат требования к качеству питьевой воды, указанные в СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству, воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» не действующем с 01.03.2021. Несоблюдение указанных правил может привести к возникновению массовых неинфекционных (отравлений) заболеваний у населения. Длительное использование питьевой воды с нарушением гигиенических требований по химическому составу обуславливает развитие различных заболеваний у населения. Неблагоприятное биологическое воздействие избыточного поступления в организм ряда химических веществ, проявляется не только в повышении общей или специфической заболеваемости, но и в изменении отдельных показателей здоровья, свидетельствующих о начальных патологических или предпатологических сдвигах в организме. Повышенное содержание нитратов в питьевой воде, опасно тем, что нитраты оказывают токсичное действие на организм. Накапливаясь в организме человека, нитраты вызывают метгемоглобииемию. Метгемоглобин в отличие от гемоглобина не переносит кислород, что приводит к кислородному голоданию тканей. В результате ухудшается самочувствие, развивается усталость, вялость. Нитраты отрицательно воздействуют на нервную, сердечно-сосудистую системы организма, желудочно-кишечный тракт и другие органы. При употреблении годами жесткой воды во внутренних органах откладываются соли, образовываются песок, камни, нарушается работа желудка, кишечника. Повышенное содержание нитратов и общей жесткости в питьевой воде оказывает отрицательное воздействие на здоровье детского и взрослого населения. Растворенное в воде железо повышенной концентрации может стать причиной развития дерматитов, аллергических реакций, заболеваний печени и почек. Превышение ПДК железа в воде может способствовать увеличению риска онкологических заболеваний, инфарктов и повреждения тканей при инсультах. Таким образом, ответчик, не соблюдая требования санитарного законодательства при осуществлении деятельности с нарушением санитарного законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Ссылаясь на ст. 12, 150 ГК РФ, ст. 24 и п.п. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999, истец просит обязать администрацию Солгонского сельсовета Ужурского района Красноярского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований п. 5 ч. 1 ст. 6, ч. 7 ст. 23, ч. 1 и 11 ст. 40 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 6 и 9 Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 641, а именно: разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы регулируемой организации; разработать планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в с. Солгон Ужурского района в соответствие с установленными требованиями и согласовать их с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово; обеспечить соответствие качества питьевой воды и питьевого водоснабжения из водозаборной башни со скважиной, расположенной по адресу: Красноярский край, Ужурский район, д. Изыкчуль, ул. Гайдара, 1/1, санитарно-эпидемиологическим требованиям; обеспечить население д. Изыкчуль Ужурского района Красноярского края питьевой водой, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям любым доступным способом.
Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Байкалова Т.А. в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнения поддержала по доводам, изложенным в иске, просила обязать ответчикаразработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы регулируемой организации, разработать планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в с. Солгон в соответствие с установленными требованиями и согласовать их с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово, а также обеспечить соответствие качества питьевой воды и питьевого водоснабжения из водозаборной башни со скважиной, расположенной по адресу: Красноярский край, Ужурский район, д. Изыкчуль, ул. Гайдара, 1/1, санитарно-эпидемиологическим требованиям; обеспечить население д. Изыкчуль Ужурского района Красноярского края питьевой водой, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям любым доступным способом. С целью предоставления ответчику возможности исполнить решение суда в полном объеме, считает возможным установить срок для исполнения возложенных обязанностей в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. С доводами, изложенными в возражениях ответчика, не согласилась по следующим основаниям. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона № 131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством РФ. В статье 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» за сельскими поселениями Красноярского края закреплены вопросы местного значения, в том числе организация в границах сельского поселения водоснабжения населения. В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ. Согласно ч. 3 ст. 9, ч. 1 и 2 ст. 28 Устава Администрация Солгонского сельсовета является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, подотчетным Солгонскому сельскому Совету депутатов. Согласно ч. 5 ст. 28 Устава Администрация сельсовета наделяется правами юридического лица. Согласно п. 14 ст. 7 Устава Солгонского сельсовета Ужурского района Красноярского края, к вопросам местного значения сельсовета относится организация в границах сельсовета водоснабжения населения. Поскольку на территории Солгонского сельсовета Ужурского района не определена организация, осуществляющая холодное водоснабжение, ответственность за разработку плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и за согласование его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, несет Администрация Солгонского сельсовета Ужурского района, а потому доводы ответчика, что администрация Солгонского сельсовета Ужурского района не является юридическим лицом, осуществляющим холодное водоснабжение несостоятельны. Ответчик указывает, что требование о возложении обязанности разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы не подлежит удовлетворению, так как согласно ч. 2 ст. 40 Федерального закона № 416-ФЗ утверждение инвестиционной программы без утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения не допускается, вместе с тем схема водоснабжения и водоотведения на территории д. Изыкчуль отсутствует. В соответствии с ч. 2 ст. 40 Закона № 416-ФЗ, п. 4 постановления № 641 согласование инвестиционного проекта без схемы водоснабжения и водоотведения не допускается. В соответствии с п. 10 постановления № 641 в инвестиционную программу включаются мероприятия по строительству, а также мероприятия по модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, целесообразность реализации которых обоснована в схемах водоснабжения и водоотведения. В соответствии со ст. 38 Закона № 416-ФЗ развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов (часть 1). Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения (часть 2). На основании ст. 6 Закона № 416-ФЗ и п. 4 постановление Правительства РФ от 05.09.2013 №782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления на соответствующих территориях. В ч. 2 ст. 42 Закона № 416-ФЗ предусмотрено, что до 01.07.2013 органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности. Таким образом, эта работа уже должна быть проведена.Либо имеет место бездействие органов местного самоуправления как в части разработки и утверждения технического задания, так и в части разработки и утверждения схемы водоснабжения и водоотведения. Роспотребнадзор не обладает ресурсами для понуждения органов местного самоуправления выполнять каждое требование действующего законодательства. Обращение в суд является правом надзорного органа. В то время как исполнение требований действующего законодательства является обязанностью органов местного самоуправления не только по судебным искам, но и в силу закона, а потому у ответчика есть ряд определенных действий, которые он должен исполнить и которые предусмотрены законом. Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке административного судопроизводства или искового заявления). Вид применимого судопроизводства (административное или гражданское) определяет суд. Истец, обращаясь с исковым заявлением в порядке гражданского судопроизводства исходил из того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 ГК РФ), споры об осуществлении этих прав, и являющихся основанием их возникновения, если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Вместе с тем, к объектам гражданских прав относятся нематериальные блага (ст. 128 ГК РФ). Согласно ст. 150 ГК РФ к нематериальным благам, в том числе относиться и жизнь, здоровье граждан. Нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятные условия обитания и жизнедеятельности, следовательно, рассмотрение данного дела подлежит в гражданском судопроизводстве. Полагает, что доводы администрации Солгонского сельсовета Ужурского района являются ошибочными, основанными на неверном толковании норм права. Просит исковые требования с учетом их уточнения удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Солгонского сельсовета Ужурского района Красноярского края - глава сельсовета Милицина А.В. в судебном заседании исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым указала, что положениями ч. 7 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено, что именно организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы. В свою очередь, п. 1 ч. 1 ст. 6 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления отнесено не исполнение непосредственных функций организации осуществляющей водоснабжение, а организацияводоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо а случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Как указал Конституционный Суд РФ в своем Определении от 09.11.2017 № 2516-0 понятие «организация», используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задачпублично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг. Вместе с тем, требования Управления не затрагивают вопросы осуществления ответчиком действий публично-властного характера и направлены на возложение обязанности по реализации конкретного функционала организации, осуществляющей водоснабжение, что является деятельностью несвойственной органу местного самоуправления. Кроме того, согласно п. 15 ст. 2 Федерального закона № 416-ФЗорганизацией, осуществляющей холодное водоснабжение,признается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. В целях указанного федерального закона к организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организациям водопроводно-канализационного хозяйства), приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. Администрация в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» являетсяисполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, а не юридическим лицом - организацией, осуществляющей холодное водоснабжение. Как указано в ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о юридическом лице, в том числе коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности. Российским законодательством не допускается осуществление деятельности юридическим лицом, код которой не включен в сведения об организации в ЕГРЮЛ. В выписке из ЕГРЮЛ администрации Солгонского сельсовета Ужурского района Красноярского края указан код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности 84.11.3 «Деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера». Поскольку сведения об Администрации в ЕГРЮЛ не содержат код, предусматривающий деятельность, связанную с осуществлением водоснабжения, то на нее не может быть возложена обязанность по разработке и согласованию плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, поскольку Администрация не является организацией (юридическим лицом), осуществляющей холодное водоснабжение. Управление в отзыве, сославшись на полномочия городского поселения, предусмотренные ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», сделало вывод, что на территории Солгонского сельсовета Ужурского района не определена организация, осуществляющая холодное водоснабжение, ответственность за разработку плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями и за согласование его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, несет Администрация Солгонского сельсовета. Указанный вывод является неправомерным в силу следующего. Частью 1 статьи 6 Федеральною закона № 416-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления городских поселений и городских округов, а не сельских поселений, по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, в том числе, утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ. В силу ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 данной статьи, на территории сельскою поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. Законом Красноярского края от 15.10.2015 № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» за сельскими поселениями Красноярскою края в части водоснабжения и (или) водоотведения закреплена только организация в границах поселения этектро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. «а» ст. 1). Вопрос об утверждении технических заданий на разработку инвестиционных программ за сельскими поселениями не закреплен, соответственно, это полномочие на территории сельского поселения должно осуществляться органами местного самоуправления муниципального района, а значит, требования Управления к Администрации не подлежат удовлетворению. На территории Солгонского сельсовета отсутствует организация, осуществляющая водоснабжение, поэтому предлагаемое Роспотребнадзором возложение обязанности разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы регулируемой организации по существу означает возложение обязанности ответчику выдать самому себе техническое задание, что противоречит здравому смыслу и положениям закона, регулирующего водоснабжение. Ввиду вышеуказанного, требования Управления в указанной части не подлежат удовлетворению. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 40 Федерального закона № 416-ФЗ утверждение инвестиционной программы без утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения не допускается, аналогичная норма отражена в постановлении Правительства РФ от 29.07.2013 № 641. Данное постановление утверждает правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее Правила). В соответствии с Правилами орган местного самоуправления поселения (городского округа) до 1 марта года, предшествующего году начала планируемого срока действия инвестиционной программы, утверждает техническое задание и не позднее 3 дней со дня его утверждения направляет его в регулируемую организацию для разработки инвестиционной программы. Для регулируемой организации, осуществляющей деятельность на основании концессионного соглашения, в первый календарный год после вступления в силу концессионного соглашения орган местного самоуправления утверждает техническое задание не позднее 30 календарных дней со дня вступления в силу концессионного соглашения. Из совокупного толкования приведенных положений следует, что обязательным условием принятия инвестиционной программы является утвержденная схема водоснабжения и водоотведения, которая должна разрабатываться и утверждаться в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782. Вместе с тем, схема водоснабжения и водоотведения на территории д. Изыкчуль отсутствует, а значит, требования Управления не подлежат удовлетворению. Управление обратилось с исковым заявлением в суд в защиту неопределенного крута лиц с требованием к органу местного самоуправления - органу публичной власти, что подтверждается ссылкой в мотивировочной части искового заявления на вопрос местного значения по организации водоснабжения и водоотведения, полномочиями по осуществлению которого наделена Администрация. В свою очередь, споры, связанные с возложением обязанности на орган публичной власти должны рассматриваться в соответствии с главой 22 КАС РФ. Таким образом, исковое заявление с указанными выше требованиями не может быть удовлетворено, поскольку спор не подлежит рассмотрению в порядке, установленном ГПК РФ. Указание Роспотребнадзора в отзыве на то, что нарушение прав неопределенного круга лиц является основанием рассмотрения дела в рамках гражданского судопроизводства, не соответствует нормам закона и является несостоятельным. Так, в силу п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в том числе выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административною истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. В свою очередь, истцом при подаче гражданского иска не было учтено, что споры, связанные с возложением обязанности на орган публичной власти, должны рассматриваться в соответствии с главой22КАС РФ, а значит, требования Управления не могут быть удовлетворены в рамках гражданского судопроизводства. Просит в удовлетворении исковых требований Управлению Роспотребнадзора по Красноярскому краю отказать в полном объеме.
Заслушав участников процесса, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ установлено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 (далее также - Федеральный закон №52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 52-ФЗ среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.
В силу положений ст. 4 Федерального закона № 52-ФЗ обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека. Указанное право реализуется, в том числе, через соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований санитарно- эпидемиологического законодательства.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также пищевых продуктов при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии со ст. 45 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ для оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания осуществляется социально-гигиенический мониторинг. Социально-гигиенический мониторинг проводится органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 1 и 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Федеральный закон № 416-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, в частности относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ.
Статья 23 Федерального закона № 416-ФЗ предусматривает, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и ч. 7 ст. 8 данного Федерального закона. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение. В случае получения указанного в части 5 данной статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 данной статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.
Указанная норма предусматривает обязанность органов местного самоуправления до 1 марта очередного года внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, в свою очередь организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в ч. 6 ст. 23 Закона № 416-ФЗ, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно п. 6 Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 641, проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации (далее техническое задание). Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа).
Таким образом, действия по разработке и утверждению технического задания осуществляет орган местного самоуправления поселения.
Согласно п. 9 указанных Правил, орган местного самоуправления поселения (городского округа) до 1 марта года, предшествующего году начала планируемого срока действия инвестиционной программы, утверждает техническое задание и не позднее 3 дней со дня его утверждения направляет его в регулируемую организацию для разработки инвестиционной программы. Для регулируемой организации, осуществляющей деятельность на основании концессионного соглашения, в первый календарный год после вступления в силу концессионного соглашения орган местного самоуправления утверждает техническое задание не позднее 30 календарных дней со дня вступления в силу концессионного соглашения.
В силу ч. 1 и 2 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и ч. 7 ст. 8 настоящего Федерального закона. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Согласно ч. 7 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в ч. 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.
В соответствии с ч. 1 и 11 ст. 40 Федерального закона № 416- ФЗ основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности; схемы водоснабжения и водоотведения; плана снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды. Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ (с учетом особенностей разработки, согласования, утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, и содержания таких программ), в том числе планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, требования к составу инвестиционных программ, технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы, а также критерии принятия решения о согласовании и утверждении инвестиционной программы и порядок рассмотрения разногласий по вопросам согласования и утверждения инвестиционной программы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Согласно раздела 1 указанного СанПиН 2.1.3684-21, настоящие санитарные правила и нормы (далее Санитарные правила) являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями. Абзацы 2-5 п. 75 Санитарных правил применяются в целях ежегодной оценки обеспеченности населения качественной питьевой водой и не подлежат проверке при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).
Пунктом 75 СанПиН 1.2.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены: превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichia coli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям; превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.
Несоблюдение указанных правил может привести к возникновению массовых неинфекционных (отравлений) заболеваний у населения.
В соответствии с п.п. 3.3, 3.4, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», действующим до 01.03.2021, безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям, представленным в таблице 1. Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по: обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2); содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения (таблица 3); содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека (приложение 2). Благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2.
Судом установлено, что администрация Солгонского сельсовета Ужурского района Красноярского края является юридическим лицом, осуществляет деятельность органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом № 131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также с Уставом Солгонского сельсовета Ужурского района Красноярского края, принятым решением Солгонского сельского Совета депутатов от 24.04.1998 № 6-20р.
14.09.2023 за Муниципальным образованием Солгонский сельсовет Ужурского района Красноярского края зарегистрировано право муниципальной собственности на водозаборное сооружение - водопроводную сеть протяженностью 2434 м, расположенную по адресу: Красноярский край, Ужурский район, с. Солгон, от водонапорной башни, расположенной по адресу по ул. Ужурская 7а, по ул. Главная, ул. Ужурская, ул. Харченко, ул. Горшкова до потребителей, кадастровый номер 24:39:4300001:2759.
13.10.2023 за Муниципальным образованием Солгонский сельсовет Ужурского района Красноярского края зарегистрировано право муниципальной собственности на водозаборное сооружение - водонапорную башню со скважиной площадью 4,8 кв.м., расположенную по адресу: Красноярский край, Ужурский район, с. Солгон, ул. Совхозная, № 2а, кадастровый номер 24:39:4300001:2767.
13.10.2023 за Муниципальным образованием Солгонский сельсовет Ужурского района Красноярского края зарегистрировано право муниципальной собственности на водозаборное сооружение - водонапорную башню со скважиной 13,8 кв.м., расположенную по адресу: Красноярский край, Ужурский район, д. Изыкчуль, ул. Гайдара, 1/1, кадастровый номер 24:39:2700001:626.
Кроме того, на территории Солгонского сельсовета в д. Изыкчуль имеется водоразборная колонка по адресу: Ужурский район, д. Изыкчуль, ул. Ужурская, 32, право собственности на которую не зарегистрировано, на учете в органе Росреестра в качестве бесхозяйного имущества не поставлена.
Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости, выданными филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
В соответствии со ст. 2 Устава Солгонский сельсовет Ужурского района является внутрирайонным самостоятельным муниципальным образованием в составе Ужурского района Красноярского края, местное самоуправление в котором осуществляется на основе данного Устава, соответствующего Устава Ужурского района, имеется муниципальная собственность. Административным центром Солгонского сельсовета, объединяющим в территориальном и административном отношении село Солгон, деревню Изыкчуль, деревню Терехта, деревню Яга, деревню Набережная, деревню Тарханка, является село Солгон.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 7 Устава, к вопросам местного значения сельсовета относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В 2020 году с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека на основании плана деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю на 2020 год, размещенного на официальном сайте управления в сети «Интернет» Web-сайт: http://24.rospotrebnadzor.ru, распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Аккерт М.Р. от 31.03.2020 № 1592, проведена плановая выездная проверка администрации Солгонского сельсовета Ужурского района Красноярского края.
По результатам проведенных лабораторных исследований питьевой воды разводящей сети и водозаборных скважин Солгонского сельсовета установлено не соответствие требованиям п. 3.3, 3.4, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» качество воды из распределительной сети и водозаборной скважины д. Изыкчуль (из водозаборной скважины, расположенной по адресу: Красноярский край, Ужурский район, д. Изыкчуль, ул. Гайдара, 1/1, из водоразборной колонки по адресу: Красноярский край, Ужурский район, д. Изыкчуль, ул. Ужурская, 32) в 100 % исследованных проб по показателям: нитраты, жесткость, а также качество воды из распределительной сети и водозаборной скважины с. Солгон (водозаборная скважина, расположенная по адресу: Красноярский край, Ужурский район, с. Солгон, ул. Совхозная, 2а, водоразборная колонка по адресу: Красноярский край, Ужурский район, с. Солгон, ул. Горшкова, 18) в 100 % исследованных проб по показателям: железо, мутность.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколами лабораторных исследований № 171-720, 171-721, 171-723, 171-724 от 14.05.2020, заключениями санитарно-эпидемиологических экспертиз № 6437, 6439, 6443, 6469, 6479, 6481, 6484, 6487 от 19.05.2020.
В связи с выявлением фактов нарушений по результатам проверки качества питьевой воды из распределительной сети и водозаборной скважины с. Солгон и д. Изыкчуль, в адрес администрации Ужурского района Красноярского края и администрации Солгонского сельсовета Ужурского района Красноярского края 26.01.2021 направлены уведомления о несоответствии нормативам качества питьевой воды, подаваемой администрацией Солгонского сельсовета в водопроводные сети с. Солгон и д. Изыкчуль, согласно которым в соответствии с требованиями п. 6 ст. 23, п. 7 ст. 24 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» с целью устранения выявленных нарушений санитарного законодательства необходимо: органам местного самоуправления Ужурского района Красноярского края внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями; администрации Солгонского сельсовета в течение трех месяцев с момента получения технического задания разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с органом, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Кроме того, в 2021 году территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово проведен мониторинг качества питьевой воды из водозаборной скважины централизованной системы питьевого водоснабжения, расположенной по адресу: Красноярский край, Ужурский район, с. Солгон, ул. Совхозная, 2а. По результатам которого установлено не соответствие требованиям таблицы 3.13 раздела III СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», п. 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» качество воды из распределительной сети и водозаборной скважины с. Солгон в 83,3 % исследованных проб по показателю: железо.
По причине несоответствия нормативам качества питьевой воды территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово 27.01.2022 направлено уведомление в адрес администрации Солгонского сельсовета с аналогичными в 2021 году требованиями устранить выявленные нарушения санитарного законодательства.
До настоящего времени администрацией Солгонского сельсовета не устранены выявленные истцом нарушения санитарного законодательства по приведению качества питьевой воды в соответствие с требованиями законодательства.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 14 данного Федерального закона законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
В ст. 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» за сельскими поселениями Красноярского края закреплены вопросы местного значения, в том числе организация в границах сельского поселения водоснабжения населения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Принимая во внимание, что на территории Солгонского сельсовета Ужурского района Красноярского края организация, осуществляющая водоснабжение, отсутствует, обязанность разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово возлагается на администрацию Солгонского сельсовета Ужурского района.
Тот факт, что на территории Солгонского сельсовета отсутствует организация, осуществляющая водоснабжение не должно освобождать ответчика от разработки технического задания, поскольку данная обязанность закреплена в Федеральном законе №416-ФЗ.
Ответчиком не представлено доказательств, исполнения выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно разработки и утверждения технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации, а также разработки плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласование его с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово,что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Основания освобождать ответчика от исполнения обязанности, предусмотренной действующим законодательством и необходимой для выполнения мероприятий по поддержанию должного качества питьевой воды основания отсутствуют, поскольку обратный подход может привести к не восстановлению нарушенных прав на получение населением качественной воды. Отсутствие на территории Солгонского сельсовета организации, осуществляющей водоснабжение, от обязанности ответчика разработать и утвердить техническое задание не освобождает.
Техническое задание ответчик выдает не «сам себе», а разрабатывает и утверждает указанный документ администрация Солгонского сельсовета, как часть мероприятий, направленных на поддержание должного качества воды, поскольку обратный подход в освобождении администрации от разработки и утверждения технического задания на разработку инвестиционной программы приведет к тому, что системы водоснабжения с. Солгон не могут быть включены в инвестиционную программу, что исключает получение финансирования на ее реализацию, что приведет к нарушению интересов населения с. Солгон Ужурского района Красноярского края.
Кроме того, поскольку возложенные на администрацию Солгонского сельсовета полномочия по организации обеспечения населения питьевой водой исполняются ненадлежащим образом, с нарушением требований ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ, а также Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, в соответствии с которыми питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства, администрация Солгонского сельсовета обязана организовывать водоснабжение населения д. Изыкчуль Ужурского района питьевой водой, отвечающей требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
До настоящего времени ответчиком указанная обязанность, предусмотренная действующим законодательством и Уставом Солгонского сельсовета, не исполнена, что влечет нарушение прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории данного муниципального образования.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд находит требования истца законными и подлежащими удовлетворению.
Довод ответчика о том, что требования истца не подлежат удовлетворению, посколькусхема водоснабжения и водоотведения на территории д. Изыкчуль отсутствует, противоречит его же утверждению об имеющейся у органа местного самоуправления обязанности утвердить данную схему в соответствии с требованиями ст. 6 Закона № 416-ФЗ и п. 4 постановления Правительства РФ от 05.09.2013 №782 «О схемах водоснабжения и водоотведения».
Ссылка стороны ответчика на то, что поданное истцом заявление подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, является несостоятельной.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
В силу ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
Исходя из ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ право предъявления заявлений в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства предоставлено главным государственным санитарным врачам и их заместителям.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными ст. 50 этого Федерального закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», постановлением Правительства РФ от 06.04.2004 №154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Одним из способов осуществления правозащитной функции государства является участие в гражданском процессе органов Роспотребнадзора по вопросам своей компетенции и представляет собой самостоятельный гражданский процессуальный институт, включающий в себя нормы, закрепленные в ст. 4, 34, 46, 47 ГПК РФ. Органы Роспотребнадзора, участвующие в гражданском судопроизводстве, выступают в процессе от своего имени.
Действующее гражданское процессуальное законодательство предусматривает две формы защиты прав, свобод и законных интересов других лиц: обращение в суд с иском или заявлением (ст. 4, 46 ГПК РФ); участие в деле для дачи заключения по делу (ст. 47 ГПК РФ).
Кроме того, полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей прописаны в Федеральном законе № 52-ФЗ. Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 данного Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: рассматривать материалы и дела о нарушениях санитарного законодательства; предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово связаны с осуществлением истцом своих полномочий по федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, возложением на ответчика обязанности по исполнению требований действующего санитарного законодательства. Право Территориального отдела, являющегося структурным подразделением Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, обращаться в суд с заявлениями в защиту неопределенного круга потребителей предусмотрено в рамках гражданско-правовых отношений и регулируется нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
В опровержение довода о рассмотрении требований Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в порядке административного судопроизводства, сама глава сельсовета в своих возражения указала, что требования Управления не затрагивают вопросы осуществления ответчиком действий публично-властного характера.
Разрешая вопрос о сроке устранения нарушений санитарного законодательства, суд принимает во внимание требуемое количество и объем необходимых работ. Срок, в течение которого истец просит обязать администрацию Солгонского сельсовета Ужурского района Красноярского края устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, учитывая их объем, является недостаточным, а потому суд считает необходимым установить срок для исполнения требований в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, полагая данный срок разумным и достаточным для исполнения решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю (ОГРН 1052466033608) удовлетворить.
Возложить наадминистрацию Солгонского сельсовета Ужурского района Красноярского края (ОГРН 1022401093505) обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований п. 5 ч. 1 ст. 6, ч. 7 ст. 23, ч. 1 и ч. 11 ст. 40 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 6 и п. 9 Правил разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 641, а именно: разработать и утвердить техническое задание на разработку инвестиционной программы регулируемой организации; разработать планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в с. Солгон Ужурского района Красноярского края в соответствие с установленными требованиями и согласовать их с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово; обеспечить соответствие качества питьевой воды и питьевого водоснабжения из водозаборной башни со скважиной, расположенной по адресу: Красноярский край, Ужурский район, д. Изыкчуль, ул. Гайдара, 1/1, санитарно-эпидемиологическим требованиям; обеспечить население д. Изыкчуль Ужурского района Красноярского края питьевой водой, отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям любым доступным способом.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ужурский районный суд Красноярского края.
Председательствующий Ю.Н. Моховикова
Решение в окончательной форме составлено и подписано 14 ноября 2023 года