Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-297/2023 ~ М-176/2023 от 13.02.2023

Дело № 2-297/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«27» марта 2023 года                                                            с.Кунашак

Кунашакский районный суд Челябинской области в составе председательствующего Кариповой Ю.Ш.

при секретаре Шарафутдиновой Р.А.

с участием истца Хусаиновой Р.С.,

представителя ответчика – Администрации Кунашакского муниципального района Зарипова Р.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Кунашак дело по иску Хусаиновой Р.С. к Администрации Кунашакского муниципального района о признании незаконным заключения межведомственной комиссии и его отмене, возложении обязанности на межведомственную комиссию вынести заключение о признания жилого помещения непригодным для постоянного проживания

                У С Т А Н О В И Л :

Хусаинова Р.С. обратилась в суд с иском к Администрации Кунашакского муниципального района о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ г. о необходимости и возможности проведения капитального ремонта в жилом помещении – <адрес>. в <адрес><адрес> и его отмене, возложении обязанности на межведомственную комиссию признать указанное жилое помещение непригодным для постоянного проживания.

В обоснование иска указала, что ей принадлежит на праве собственности <адрес>. в <адрес><адрес>. Техническое состояние квартиры согласно справке БТИ на ДД.ММ.ГГГГ имел износ 50 %. Квартира передана ей по договору дарения матерью Бердагуловой Р.Г. Ранее данное здание принадлежало ЮУЖД, в котором располагался железнодорожный вокзал, в разное время здание переоборудовалось под магазин, под школу, впоследствии перестроили под 4 квартиры. Мать проживала в квартире, т.к. работала продавцом магазина ЮУЖД и данная квартира была выделена взамен другой, находившейся в бараке, которая пришла в непригодное состояние. Она обратилась в администрацию <адрес> с заявлением об обследовании межведомственной комиссией принадлежащего указанного жилого помещения на предмет пригодности (непригодности) к проживанию. ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия обследовала квартиру и пришла к выводу о признании жилья подлежащим капитальному ремонту. На основании указанного заключения Зам.главы района Хасановым В.Ю. вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения подлежащим капитальному ремонту. Данные заключения и постановление полагает незаконными, подлежащими отмене. Мать Бердагулова Р.Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ, при её жизни они делали ремонт и содержали в надлежащем для проживания виде, хотя на период проживания уже потолок имел трещины, которую они постоянно заделывали и белили, стены также имеют множество трещин и сколов. Фундамент в целом по всему периметру отсутствует, он ушел в землю. В весенний период в период таяния снега талая вода проникает внутрь дома и заливает пол. Пол во многих местах сгнил, шатается. Дом очень холодный, в нем печное отопление, жильцы других квартир выехали, поскольку в поселке отсутствует инфраструктура – нет магазина, школы и пр. Ранее ЮУЖД дом обшил металлосайдингом, который прикрыл лишь снаружи всех дефекты, но никак не утеплил дом. Капитальный ремонт не улучшит состояние квартиры из-за полного разрушения основной конструкции дома – фундамента и стен. При осмотре квартиры в комиссии не принимали участие специалисты, которые бы разбирались в данном вопросе. В комиссии при осмотре были не те лица, которые впоследствии подписали акт. Ни в акте, ни в заключении нет упоминания о состоянии фундамента как об основной несущей конструкции жилого дома. Согласно заключения межведомственной комиссии, необходимо провести работы: подключиться к сети электроснабжения с частичной заменой электропроводки; в местах отслоения штукатурки – заштукатурить; частично заменить половые доски; провести косметический ремонт (побелка, покраска). Данные работы не относятся к капитальному ремонту и он не может привести жилое помещение в пригодной для проживания состояние.

Истец Хусаинова Р.С. в суде требования поддержала по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика - Администрации Кунашакского муниципального района Зарипов Р.Х. с иском не согласен, поскольку межведомственной комиссией не установлено оснований для признания жилого дома непригодным для постоянного проживания. Истец как собственник несет бремя содержания своего имущества и должна осуществлять капитальный ремонт своего жилья своими силами.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично.

В судебном заседании установлено, что Хусаинова Р.С. является собственником жилого помещения с кадастровым номером - <адрес>. <адрес> на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ. Со слов истца данное жилое помещение принадлежало матери Бердагуловой Р.Г., которая проживала в указанной квартире до момента смерти – ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ года в жилом помещении никто не проживает. Истец Хусаинова Р.С. проживает в своем жилом доме в <адрес>

Согласно выписке из ЕГРН вышеуказанное жилое помещение находится в нежилом здании с кадастровым номером – здании вокзала, общей площадью 166,1 кв.м, ДД.ММ.ГГГГ года постройки.

Согласно акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного межведомственной комиссией произведено визуальное обследование помещения по адресу <адрес> <адрес> – квартира расположена в нежилом здании вокзала, крыша металлочерепица – видимых разрушений и дефектов не обнаружено; потолок – побелен, местами есть небольшие трещины; стены дома – из мелких бетонных блоков, обшит металлосайдингом, видимых разрушений и дефектов не обнаружено, состояние внутри – побеленные, из-за того, что квартира не отапливается произошло образование трещин и расколов, видна отслойка штукатурки; окна пластиковые, ПВХ, двери входные – металлические, входные в квартиру - деревянные; пол – дощатый, крашеный, имеются истертости, частично подвержены разрушению, требуется частичная замена досок; инженерное оборудование – электроснабжение – отключено от общей сети, отопление печное, паровое, водоснабжение отсутствует, канализация – надворный туалет. Оценка результатов проведенного инструментального контроля и других видов контрольных исследований не проводилось. Рекомендации межведомственной комиссии и предлагаемые меры, которые необходимо принять для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания: подключиться к сети электроснабжения с частичной заменой электропроводки; в местах отслойки штукатурного слоя – заштукатурить; частично заменить половые доски; провести косметический ремонт (побелка, покраска). Рекомендовать Главе района признать квартиру подлежащим капитальному ремонту.

На основании указанного акта вынесено Заключение от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией Администрации Кунашакского муниципального района, согласно которого комиссия решила о выявлении оснований для признания квартиры по адресу – <адрес> , <адрес> подлежащей капитальному ремонту.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признано жилое помещение, расположенное по адресу – <адрес> , <адрес>, подлежащим капитальному ремонту.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля.

Согласно пунктов 6 и 8 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу пунктов 8 и 9 ст. 14 Жилищного кодекса РФ относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

В соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения (часть 1). Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 3). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (часть 4).

Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признаётся непригодным для проживания, а многоквартирный дом признаётся аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее Положение).

Согласно пункту 2 Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В соответствии с абзацем первым пункта 7 названного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее межведомственная комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Право органа местного самоуправления принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать межведомственной комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан предусмотрено в п.8 Положения.

В соответствии с пунктом 42 Положения межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Пунктом 47 Положения предусмотрено, что по результатам работы комиссия принимает одно из указанных в данной норме решений, в частности о выявлении оснований для признания помещения подлежащим     капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями.

Пунктом 44 Положения установлено, что процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:

прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, а также иных документов, предусмотренных абзацем первым п. 42 настоящего Положения;

определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющие право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (специализированная организация) по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению ;

составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Суд приходит к выводу, что процедура оценки жилого помещения Хусаиновой Р.С. и оспариваемое ею заключение межведомственной комиссии не соответствует приведенным выше требованиям Положения.

Так установлено, что межведомственной комиссией проводился лишь визуальное исследование жилого дома истца, какие-либо измерительные приборы не применялись, эксперты не привлекались, фактическое состояние дома членами комиссии не оценивалось, оценка фундамента жилого помещения не проведена.

Давая ДД.ММ.ГГГГ заключение, межведомственная комиссия без учета фактического состояния жилого дома и его конструкций, в т.ч. фундамента, сочла, что в жилом доме истца необходимо и возможно провести капитальный ремонт, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения. При этом выводы межведомственной комиссии не подтверждены техническим заключением о целесообразности и стоимости ремонтных работ, не подтверждены иным каким-либо документов, сделано без привлечения специалистов либо специализированной организации.

Согласно представленного истцом заключения ООО «Экспертного Центра «ТОКМАС» от ДД.ММ.ГГГГ состояние фундамента жилого помещения истца оценено как аварийное, так при обследовании подпольного пространство обнаружено, что грунт под домом переувлажнен, что в свою очередь ведет к снижению несущей способности фундамента, а также проседанию фундамента, гнили несущих лаг пола. При обследовании стен, перекрытий, пола обнаружены дефекты: не равномерная просадка ленточного фундамента, просадка конструкций пола; трещины на внутренних стенах, трещины в местах сопряжения перекрытий и стен, трещины в местах сопряжения стен. Данные дефекты свидетельствуют о снижении несущей способности фундамента, о неудовлетворительной работе грунта основания, жесткость и устойчивость ленточного фундамента нарушена. Состояние стен – осадочные трещины, трещины на стыках стен (что свидетельствует о неравномерной осадке здания), горизонтальные трещины на перегородках. Стены не соответствуют требованиям СП50.13330.2012 «Тепловая защита зданий». Состояние стен оценивается как аварийное. Состояние перекрытий аварийное: обнаружены видимые прогибы, нарушение горизонтальности плоскости потолка, поражение гнилью деревянных конструкций крыши. За время эксплуатации утеплитель из шлака превратился в пылевидную массу и не выполняет своей функции. Отсутствие утеплителя или уменьшение его толщины в зимний период при отрицательных температурах приводит к повышенным теплопотерям, промерзанию потолков, что приводит к переувлажнению перекрытий при конденсации влаги, образованию плесени, гниению деревянных элементов перекрытий, несущих балок перекрытия, что ведет к снижению несущей способности конструкции и приведет к разрушению. Кровля оценена как ограниченно работоспособной. Полы имеют аварийное состояние, поскольку имеется зыбкость пола, нарушение горизонтальности пола, утепление пола отсутствует, по итогу происходит образование конденсата и наледи на поверхности пола со стороны подпольного пространства, что приводит к переувлажнению и образованию гнили. Состояние инженерных сетей оценено как аварийное: при обследовании электропроводки обнаружено потеря эластичности проводов, следы перегрева электроприбором, при обследовании отопления обнаружено глубокие трещины в кладке печи, дымление через вьюшенную дверцу, присутствуют следы вымывания раствора в кладке дымохода, из чего следует, что герметичность печи нарушена. По вышеперечисленным критериям основные несущие конструкции обследуемого жилого дома, расположенного по адресу – <адрес> <адрес>, находятся в аварийном состоянии.

Таким образом, выводы экспертов ООО «ЭЦ «ТОКМАС» не соответствуют выводам межведомственной комиссии, обследовавшей жилое помещение истца.

Вместе с тем требования истца о вынесении межведомственной комиссией заключения о выявлении оснований для признания жилого помещения – <адрес>. в <адрес> , <адрес> непригодным для постоянного проживания, не могут быть удовлетворены. Поскольку решение вопроса о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания в частном жилищном фонде действующее законодательство относит к исключительной компетенции органа местного самоуправления. При этом орган местного самоуправления вправе делегировать межведомственной комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан (п.7,8 Положения). Поскольку отсутствуют доказательства о передаче ответчиком данных прав межведомственной комиссии, то в данном случае такие решения принимаются администрацией Кунашакского района. Понуждение ответчика к совершению действий, предрешающих существо решения, которое должно быть принято, является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции РФ принцип разделения властей.

Таким образом, суд приходит к выводу, что на администрацию <адрес> необходимо возложить обязанность по проведению оценки соответствия жилого дома истца на предмет соответствия требованиям, установленным Положением.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Хусаиновой Р.С. удовлетворить частично.

    Признать незаконным и отменить заключение межведомственной комиссии администрации Кунашакского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> , <адрес>, подлежащим капитальному ремонту.

          Возложить обязанность на Администрацию Кунашакского муниципального района провести оценку соответствия <адрес><адрес> требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу

          Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в Кунашакский районный суд.

        Председательствующий                               Ю.Ш.Карипова

2-297/2023 ~ М-176/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Хусаинова Рафида Сайдулловна
Ответчики
администарция Кунашакского муниципального района
Суд
Кунашакский районный суд Челябинской области
Судья
Карипова Ю.Ш.
Дело на сайте суда
kunash--chel.sudrf.ru
13.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.02.2023Передача материалов судье
16.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.03.2023Предварительное судебное заседание
27.03.2023Судебное заседание
03.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.05.2023Дело оформлено
04.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее