Дело № 2-3462/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> 10 октября 2023 года
Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Мальцевой Л.П.,
при секретаре судебного заседания Соловьевой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Любченко Василия Петровича, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о включении в список,
установил:
Любченко В.П., действующий в интересах ФИО2 обратился в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о включении в список, в обоснование заявленных требований, указав, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является сиротой. Согласно свидетельству о рождении мать ФИО3, отец ФИО4. Согласно свидетельству о смерти мать умерла. Решением суда отец лишен родительских прав. В соответствии с постановлением отдела опеки и попечительства по Солнечному муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ №.16-03/395. Любченко Василий Петрович назначен опекуном ФИО2. Законным представителем в установленном порядке направлено заявление о включении ФИО2 в список детей-сирот в министерство ЖКХ. С приложением полного перечня документов, указанных в части 1.1 статьи 4 закона №. Вместе с тем, согласно полученному от министерства ЖКХ письму от ДД.ММ.ГГГГ указанное заявление было приостановлено в связи с тем, что необходимо предоставить правоустанавливающие документы на жилое помещение, расположенное по месту жительства ФИО2, указанному в его паспорте. ФИО2 имеет регистрацию по указанному по указанному адресу, вместе с тем не является собственником или членом семьи нанимателя указанного жилого помещения. На основании изложенного, просит включить ФИО2 в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в части 2 статьи 2 Закона № подлежащих обеспечению благоустроенным жилым помещением на территории <адрес>.
В судебное заседание истец, представитель ответчика не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещались своевременно, надлежащим образом, представитель ответчика предоставил письменные возражения относительного заявленных исковых требований.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, неявка которых не препятствует рассмотрению дела по существу.
Изучив материалы дела, заслушав истца, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ч. 1 ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1).
Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размере устанавливаются законом (ст. 39 ч. 2 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Как установлено в судебном заседании, согласно свидетельства о рождении I-ДВ № ФИО2, родился ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ году составлена запись акта о рождении №. Родителями являются: отец ФИО4, мать ФИО3.
Согласно свидетельства о смерти I-ДВ № ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умерла ДД.ММ.ГГГГ году, о чем ДД.ММ.ГГГГ году составлена запись акта о смерти №.
Решением Солнечного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 лишена родительских прав в отношении ФИО3, несовершеннолетний ФИО2 передан на попечение органа по делам опеки и попечительству по Солнечному муниципальному району <адрес>.
Постановлением Отдела опеки и попечительства по Солнечному муниципальному району №.16-03/393 от ДД.ММ.ГГГГ Любченко Василий Петрович, ФИО5 назначены опекуном несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес> из данного постановления следует, что ФИО6, решением Солнечного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего ФИО2
Из указанного следует, что ФИО2 относится к лицам, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, на него распространяются нормы Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Из ответа Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., отказано в рассмотрении заявления об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, на основании пункта 1 части 7 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>».
Согласно свидетельства о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, район Солнечный, <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из постановления Министерства образования и науки <адрес> отдела опеки и попечительства по Солнечному муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ №.16-03/393 следует, что несовершеннолетний ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства по адресу: Комсомольская ул., <адрес>А <адрес> (договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ №).
Из экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилая <адрес> по адресу: <адрес>, в поселке <адрес> не соответствует нормам СанПин.
Распоряжением Администрации Горненского Сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского кря от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания.
Из типового договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что нанимателем вышеуказанного жилого помещения является ФИО3.
Таким образом, оснований полагать, что ФИО2 был обеспечен жилым помещением, в результате закрепления жилого помещения, не имеется.
Из представленных суду данных следует, что ФИО2 не имеет в собственности жилого помещения, жилое помещение, в котором зарегистрирован несовершеннолетний ФИО2 признанно непригодным для проживания, жилое помещение в котором несовершеннолетний зарегистрирован временно по месту пребывания, принадлежит его опекунам, что подтверждается материалами дела.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому право на жилище (ст. 40), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 ч. 1).
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений (п. 2 ст. 8).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (п.3 ст.8).
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Согласно п. 4 ст. 8 Закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в том числе в связи с тем, что жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 8 ст. 8 Закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Закона).
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса РФ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Отношения, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <адрес>, благоустроенными жилыми помещениями государственного жилищного фонда края, регулирует <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>», положения которого соответствуют Жилищному кодексу РФ и вышеприведенным положениям ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 2 ст. <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, установленным настоящим законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом <адрес>» Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> определено специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и наделено полномочиями: по организации ведения учета государственного жилищного фонда края; учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из государственного жилищного фонда края по договорам социального найма; по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края (пп. 2.2.1); по принятию решений о предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда края (п. 2.5.).
Согласно ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ) истец до достижения возраста 18 лет относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а в возрасте от 18 до 23 лет - к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, учитывая установленные обстоятельства, свидетельствующие о том, что истец не является собственником жилого помещения, а также приведенные выше нормы материального права, суд приходит к выводу о том, что ФИО2, как нуждающийся в жилом помещении, подлежит включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежавших обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Любченко Василия Петровича, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о включении в список - удовлетворить.
Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (ИНН №) включить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серии 08 21 №) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений.
Решение может быть обжаловано в <адрес> суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд <адрес>.
Мотивированное решение составлено 17.10.2023.
Судья Л.П. Мальцева
Копия верна
Судья:_____________________
(Л.П. Мальцева)
Секретарь судебного заседания
_______________(Соловьева А.П.)
«____»_____________2023 г.
Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2023-002333-50
Решение не вступило в законную силу.
Подлинник решения подшит в дело № 2-3462/2023 и хранится в Центральном районном суде <адрес>