Дело № 2-1326/2023
УИД 91RS0013-01-2023-001942-54
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 октября 2023 года пгт. Кировское
Кировский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Дегтярева И.А.,
при ведении протокола с/з секретарем Османовым И.С.,
с участием представителя ответчика Решитова Ж.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым к Лубко Вячеславу Николаевичу, 3-е лицо Администрация Кировского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Главное Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и г. Севастополю, Отделение судебных приставов по Кировскому и Советскому районам ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю, о возложении обязанности произвести отчуждение земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, обратилось в суд с исковыми требованиями о принудительной продаже с публичных торгов земельного участка с кадастровым номером 90:04:040401:733 площадью 30230+/-61кв.м., расположенный по адресу: Республика Крым, Кировский район, на территории Владиславовского сельского поселения, принадлежащий на праве собственности гражданину Украины – Лубко Вячеславу Николаевичу, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с последующей передачей Лубко Вячеславу Николаевичу вырученной суммы, за вычетом затрат, понесенных на отчуждение имущества.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик Луюко В.Н. являясь иностранным гражданином имеет в частной собственности земельный участок с кадастровым номером 90:04:040401:733 площадью 30230+/-61кв.м., расположенный по адресу: Республика Крым, Кировский район, на территории Владиславовского сельского поселения. Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2011 года N 26, с учетом изменений от 20.03.2020 утвержден Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства не могут обладать на праве собственности земельными участками. В данный перечень входит муниципальное образование Кировский района Республики Крым. Владение ответчиком на праве собственности спорным земельным участком является нарушением законодательства России, а следовательно, земельный участок должен быть продан с публичных торгов.
В судебное заседание представитель истца не явился, в письменном заявлении просил рассматривать дело в их отсутстие, исковые требования поддержали.
Назначенный ответчику в порядке ст.50 ГПК РФ представитель – адвокат Решитов Ж.А. в судебном заседании просил иск отклонить.
Третьи лица извещены должным образом, в письменных заявлениях просили рассматривать дело в их отсутствие.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материала дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает "национальный режим" для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.
Исходя из того, что в силу Гражданского кодекса Российской Федерации, конкретизирующего конституционный принцип национального режима, правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абзац четвертый пункта 1 статьи 2), и в соответствии со статьей 36 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земельные участки на территории Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2011 года N 26, с учетом изменений от 20.03.2020 утвержден Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства не могут обладать на праве собственности земельными участками.
В данный перечень входит муниципальное образование Кировский района Республики Крым.
Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (пункт 1 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из статей 9 (часть 2) и 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 62 (часть 3).
Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в статье 9 (часть 1), согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в статье 36 (часть 1), согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, однако, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (статья 4, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации).
Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю. Так, статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации для указанных лиц введен запрет на обладание на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
Из материалов дела установлено, что ответчик Лубко В.Н., который является гражданином Украины, обладает на праве собственности земельным участком с кадастровым номером 90:04:040401:733 площадью 30230+/-61кв.м., расположенный по адресу: Республика Крым, Кировский район, на территории Владиславовского сельского поселения. Право собственности зарегистрировано 24.04.2018.
В настоящее время, ответчик Лубко В.Н. является гражданином Украины, доказательств приобретения ответчиком гражданства России, материалы дела не содержат.
Оценивая изложенное, суд приходит к выводу, что Лубко В.Н. являясь в настоящее время иностранным гражданином, не может иметь в собственности спорный земельный участок, находящийся в приграничной территории.
Принадлежащий ответчику земельный участок подлежал отчуждению им в течение года с момента вступления в законную силу Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 №201, однако этого ответчиком добровольно сделано не было, до настоящего времени право собственности на земельные участки зарегистрировано за ответчиком.
Если земельный участок в силу закона не может принадлежать на праве собственности ответчику как иностранному гражданину, необходимо его отчуждение, так как это связано с защитой прав и интересов Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2019 года N 2970-О "По запросу Геленджикского городского суда Краснодарского края о проверке конституционности пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 15 и пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 1 и 2 статьи 238 и статьей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации", принудительная продажа земельного участка с одновременным сохранением за иностранным гражданином права собственности на находящиеся на нем здания, сооружения предполагает сохранение прав владения и пользования земельным участком, на котором расположена данная недвижимость, на основании статьи 271 ГК Российской Федерации. Этим обусловлена затруднительность принудительной продажи земельного участка, принадлежащего иностранному гражданину, в частную собственность другим лицам, которые в случае приобретения участка фактически будут лишены возможности его использовать, сохраняя за собой лишь право - в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 и статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации - на получение платы с иностранного гражданина, являющегося собственником здания, сооружения. Однако объективные затруднения, связанные с реализацией такого рода земельных участков, не могут служить оправданием для лишения иностранных граждан права собственности в отношении зданий, сооружений, которое признается российским законодателем и, значит, гарантируется Российской Федерацией. С другой стороны, статья 238 ГК Российской Федерации - предусматривая принудительное отчуждение имущества, оказавшегося по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица, которому в силу закона не может принадлежать, - в пункте 2 закрепляет в качестве возможного варианта прекращения права собственности передачу имущества в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику его стоимости, определенной судом. Избираемый вариант принудительного отчуждения имущества во всяком случае должен быть наиболее разумным, справедливым и оптимальным, в минимальной степени ограничивающим права собственников, в том числе должен учитывать особенности данного имущества, наличие заинтересованности в его приобретении как у частных лиц, так и у публично-правовых образований.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что пункт 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, действующий во взаимосвязи с другими положениями данного Кодекса и с нормами гражданского законодательства, не предполагает возложения на иностранного гражданина обязанности продать в принудительном порядке принадлежащее ему здание, сооружение, расположенное на земельном участке в пределах приграничной территории. Предусмотренный же пунктом 3 статьи 15 данного Кодекса и адресованный иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам запрет обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, входящих в перечень, установленный Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, не может толковаться расширительно и распространяться на объекты, которые в данном законоположении не указаны.
Таким образом, нахождение на спорном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего ответчику не может быть основанием для отказа в удовлетворении требований.
Из сути заявленных исковых требований, усматривается, что они направлены на принудительное отчуждение иностранным лицом имущества, которое в силу закона не может находиться в его собственности.
Принимая во внимание, что порядок принудительной продажи земельных участков, находящихся в собственности лица, которому он не имеет право принадлежать, прямо законом не урегулирован, суд считает необходимым применить к спорным правоотношениям, положения действующего законодательства о принудительной продаже имущества на публичных торгах.
В соответствии с положениями ст. 449.1 ГК РФ, под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.
Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом. (п. 2 ст. 449.1 ГК РФ)
Порядок проведения публичных торгов, регламентирован положениями ст. 448 ГК РФ.
Таким образом, к спорным правоотношениям подлежат применению положения п. 2 ст. 238 ГК РФ, ст. ст. 448, 449.1 ГК РФ, то есть о продаже спорных земельных участков на публичных торгах с последующей передачей ответчику вырученной от продажи суммы, за вычетом затрат, понесенных в связи с отчуждением.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
иск Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, удовлетворить.
Принудительно продать с публичных торгов земельный участок с кадастровым номером 90:04:040401:733 площадью 30230+/-61кв.м., расположенный по адресу: Республика Крым, Кировский район, на территории Владиславовского сельского поселения, принадлежащий на праве собственности гражданину Украины – Лубко Вячеславу Николаевичу, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с последующей передачей Лубко Вячеславу Николаевичу вырученной суммы, за вычетом затрат, понесенных на отчуждение имущества.
Начальную продажную цену отчуждаемого имущества определить равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд РК через Кировский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение составлено в окончательной форме 12.10.2023.
Председательствующий подписано И.А. Дегтярев