Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1002/2022 ~ М-907/2022 от 19.09.2022

44RS0026-01-2022-001508-80

(2- 1002 /2022)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 ноября 2022 года г. Кострома

Димитровский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Моховой Н.А., при помощнике судьи Дерзиянц К.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Костромы в интересах Смирновой Л.Ю. к ОГБУ «Заволжский дом-интернат для престарелых инвалидов» о возложении обязанности по выполнению ремонтных работ,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Костромы в интересах Смирновой Л.Ю. обратился в суд с иском к ОГБУ «Заволжский дом-интернат для престарелых инвалидов» о возложении обязанности по выполнению ремонтных работ. Требования мотивированы тем, что Прокуратурой города Костромы на основании поручения прокуратуры области и обращения Смирновой Л.Ю. проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности ОГБУ «Заволжский дом-интернат для престарелых инвалидов». Установлено, что ОГБУ «Заволжский дом-интернат для престарелых инвалидов» является поставщиком социальных услуг для граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, в том числе в стационарной форме. Учреждению на праве оперативного управления принадлежат здания, расположенные по адресу: <адрес>. Со ссылками на положения ст.ст. 210, 214, 296 ГК РФ, ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи прокурор указал, что асфальтобетонное покрытие на территории Учреждения имеет неудовлетворительное состояние: частичное разрушение и трещины, что препятствует самостоятельному передвижению инвалидов на креслах-колясках по территории Учреждения. В целях устранения нарушений и выполнения необходимых работ по ремонту асфальтового покрытия территории Учреждения прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ года внесено представление директору ОГБУ «Заволжский дом-интернат для престарелых инвалидов». По результатам рассмотрения представления необходимые ремонтные работы Учреждением не выполнены. Просили обязать ОГБУ «Заволжский дом-интернат для престарелых инвалидов» в срок до 01.09.2023 года выполнить работы по ремонту асфальтового покрытия территории учреждения.

Процессуальный истец прокурор города Костромы после перерыва своего представителя в суд не направил, о причинах неявки суд не уведомил. Ранее в судебном заседании 08.11.2022 года помощник прокурора Ахметова Е.Г. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истец Смирнова Л.Ю., надлежаще извещенная о слушании дела, в судебное заседание после перерыва не явилась. Ранее в судебном заседании 08.11.2022 года исковые требования поддержала. Пояснила, что она проживает в доме-интернате уже одиннадцать лет. И за это время асфальт не ремонтировался вообще, сплошные ямы, коляски быстрее изнашиваются. Коляска инвалидам дается на пять лет, ее ремонт производится за счет проживающего. Туфли даются на три года, но их на этот срок не хватает. Смирнова Л.Ю. ходит на протезах и свои ботинки за полгода может сносить до дыр. Многие проживающие пожилого возраста с нарушенной координацией движений не выходят на прогулку, т.к. боятся упасть и получить перелом.

Представитель ответчика ОГБУ «Заволжский дом-интернат для престарелых инвалидов» Тихонова Е.Б. исковые требования признала частично, пояснив, что обеспечить беспрепятственное перемещение по территории учреждения – это обязанность учреждения. Однако для проведения данных работ нужно соответствующее финансирование. Ответчик - областное государственное бюджетное учреждение, которое финансируется из средств областного бюджета, поэтому деньги на эти работы должны выделяться Департаментом финансов Костромской области. После вынесения представления прокуратуры была сделана заявка на составление сметы на ремонтные работы, стоимость которых по смете составила 24 млн. руб. Заявка в Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области на эту сумму направлена. В этому году эти средства не могут быть выделены. Если в следующем году деньги будут выделены, то необходимые ремонтные работы будут проведены.

Третье лицо Департамент финансов Костромской области, надлежаще извещенный о слушании дела, своего представителя в суд не направил. Ранее в судебном заседании 05.10.2022 года представитель третьего лица – Пономарёва М.В., оставила вопрос об удовлетворении требований на усмотрение суда, пояснив, что ответчик является некоммерческой организацией. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Департамент по труду и социальной защиты населения Костромской области. Департамент осуществляет полномочия учредителя областных государственных организаций в установленной сфере деятельности, функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций, контролирует финансово-хозяйственную деятельность подведомственных организаций. Финансовое обеспечение осуществляется за счет субсидий из федерального и областного бюджета. Заволжский дом интернат осуществляет дополнительную деятельность, из которой также могут извлекать доход.

Третье лицо Департамент по труду и социальной защиты населения Костромской области, надлежаще извещенный о слушании дела, своего представителя в суд не направил.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований или возражений. Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств (ст. 68 ГПК РФ).

Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по гражданскому делу являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные могут устанавливаться объяснениями сторон, показаниями свидетелей, письменными доказательствами.

В силу положений ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Судом установлено, что ОГБУ «Заволжский дом-интернат для престарелых инвалидов» является поставщиком социальных услуг для граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, в том числе в стационарной форме.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи утвержден приказом Минтруда России от 30.07.2015 года № 527н.

Согласно п. 4 вышеуказанных Правил руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере труда, занятости и социальной защиты, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:

а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;

б) возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски.

Приказом Минстроя России от 30.12.2020 года № 904/пр утвержден свод правил 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Данные СНиП действуют с 01.07.2021 года.

В соответствии с пунктом 1.2 СНиП 35-01-2001 их требования распространяются на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН.

На основании требований п. 5.1.11 СНиП 35-01-2001 покрытие прохожей части пешеходных дорожек, тротуаров, съездов, пандусов и лестниц должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему. Их поверхность должна обеспечивать продольный коэффициент сцепления 0,6 - 0,75 кН/кН, в условиях сырой погоды и отрицательных температур - не менее 0,4 кН/кН. Покрытие из бетонных плит или брусчатки должно иметь толщину швов между элементами покрытия не более 0,01 м. Покрытие из рыхлых материалов, в том числе песка и гравия, не допускается.

В нарушение указанных норм СНиП на момент проведения проверки покрытие пешеходных дорожек, расположенных на территории ОГБУ «Заволжский дом-интернат для престарелых инвалидов» по адресу: <адрес>, состояло из разбитого асфальта (разрушение и трещины). Вышеуказанные факты подтверждаются актом осмотра помощником прокурора г. Костромы от 13.06.2022 года.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации объекты недвижимого имущества, расположенные на территории ОГБУ «Заволжский дом-интернат для престарелых инвалидов» по адресу<адрес>, принадлежат учреждению на праве оперативного управления.

Из положений ст.ст. 214, 296 ГК РФ следует, что лицо, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности. При передаче имущества в оперативное управление обязанность по содержанию этого имущества в силу закона возлагается на лицо, ставшее субъектом ограниченного вещного права.

В этой связи правообладатель объекта недвижимости является надлежащим ответчиком по данному спору.

Бездействие должностных лиц ОГБУ «Заволжский дом-интернат для престарелых инвалидов», выразившееся в непринятии мер по ремонту асфальтового покрытия территории, нарушает основной принцип обеспечения социальной защиты инвалидов, предусмотренный ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Нарушение требований действующего законодательства в сфере социальной защиты инвалидов в части не обеспечения условий для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, влечет со стороны ответчика ОГБУ «Заволжский дом-интернат для престарелых инвалидов» нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, особо нуждающихся в правовой защите в удовлетворении своих общественных потребностей.

Установив приведенные обстоятельства, руководствуясь приведенными выше нормами права, проанализировав представленные в материалы дела доказательства с учетом положений ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, предъявленных к ОГБУ «Заволжский дом-интернат для престарелых инвалидов».

В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов (ч. 1). В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ч. 2).

Заявленный прокурором г. Костромы срок (до 01.0.2023 года) для приведения асфальтового покрытия на территории учреждения в надлежащее состояние суд считает недостаточным и полагает с учетом разумности установить срок в 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, что будет отвечать требованиям справедливости, соразмерности и обеспечит баланс прав и законных интересов сторон.

В соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета, от уплаты которой истец в силу требований закона при подаче иска был освобожден. Однако, учитывая положения ст. 333.20 НК РФ, обстоятельства дела, суд полагает возможным освободить муниципальное ОГБУ «Заволжский дом-интернат для престарелых инвалидов» от уплаты госпошлины.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Костромы в интересах Смирновой Л.Ю. к ОГБУ «Заволжский дом-интернат для престарелых инвалидов» о возложении обязанности по выполнению ремонтных работ удовлетворить.

Обязать ОГБУ «Заволжский дом-интернат для престарелых инвалидов» (ИНН 4401014551) выполнить работы по ремонту асфальтового покрытия территории учреждения по адресу: <адрес> в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Димитровский районный суд г. Костромы в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                   Н.А. Мохова

Мотивированное решение изготовлено 25.11.2022 года.

2-1002/2022 ~ М-907/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Смирнова Людмила Юрьевна
Прокурор г.Костромы
Ответчики
ОГБУ "Заволжский дом-интернат для престарелых и инвалидов"
Другие
Тихонова Елена Борисовна
Департамент финансов КО
Департамент по труду и социальной защите населения в КО
Суд
Димитровский районный суд г. Костромы
Судья
Мохова Наталья Александровна
Дело на странице суда
dimitrovsky--kst.sudrf.ru
19.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.09.2022Передача материалов судье
21.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.10.2022Судебное заседание
08.11.2022Судебное заседание
18.11.2022Судебное заседание
25.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2023Дело оформлено
20.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее