Судья Сааринен И.А. |
№ 12-151/2022 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
07.09.2022 |
г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу Шараховского А. В. на постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16.11.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Шараховского А. В.,
установил:
постановлением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16.11.2021 Шараховский А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 7500 руб.
С таким постановлением не согласен Шараховский А.В., в поданной жалобе просит его отменить и прекратить производство по делу на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Указывает, что п. 8.4.1 Распоряжения Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р изложен в иной редакции, из которой нельзя сделать определенный вывод об обязательности ношения гигиенических масок. Пункт 11.12 данного распоряжения утратил силу.
Подателем жалобы также заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования судебного постановления, мотивированное его пропуском по уважительной причине.
С учетом положений ст. 30.3 КоАП РФ и обстоятельств дела полагаю возможным удовлетворить ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
На рассмотрение дела по поданной жалобе Шараховский А.В. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Проверив дело, прихожу к следующему.
В силу ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ совершенное повторно невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15000 до 50000 руб.
В силу ст.ст. 10 и 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон) Правительство РФ устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Граждане РФ обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности.
Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Органы государственной власти субъектов РФ принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта РФ или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подп. "а.2" п. "а" ст. 10 Закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп. "б" п. 6 ст. 4.1, п. "а", "у", "ф" ч. 1 ст. 11 Закона).
В развитие данных норм в субъектах РФ приняты правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р (далее - Распоряжение) в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции с 12.03.2020 введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия.
Пунктом 8.4.1 Распоряжения в редакции, действовавшей на день совершения правонарушения и на день рассмотрения дела, было введено обязательное использование средств индивидуальной защиты - масок при нахождении в общественном транспорте, при этом маска должна закрывать нос, рот и подбородок.
Согласно подп. 1 п. 11.12 Распоряжения до отмены режима повышенной готовности перевозка пассажиров и багажа городским автомобильным транспортом по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок, автомобильным транспортом по заказу осуществляется при условиях использования масок водителями, кондукторами и пассажирами.
Основанием привлечения Шараховского А.В. к административной ответственности послужило то обстоятельство, что он, будучи подвергнутым административному наказанию по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, 17.10.2021 в 10.32 час., осуществляя перевозку пассажиров по муниципальному маршруту регулярных перевозок (...) на основании путевого листа от 17.10.2021, в нарушение п. 8.4.1, подп. 1 п. 11.12 Распоряжения находился в общественном транспорте – автобусе (...) с нарушением правил использования средств индивидуальной защиты (маски), поскольку маска не закрывала нос.
При рассмотрении дела судья правомерно руководствовался вышеприведенной редакцией Распоряжения.
В силу ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, по общему правилу подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения правонарушения.
Данная норма закреплена в развитие положения ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, согласно которому никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.
Вместе с тем, в силу специального положения, закрепленного в той же части ст. 54 Конституции РФ, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В развитие конституционного принципа частью 2 ст. 1.7 КоАП РФ предусмотрено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило правонарушение до вступления такого закона в силу, и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие), за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Соответственно, лицо может быть привлечено к административной ответственности исключительно за то деяние, которое с определенностью соответствует диспозиции статьи КоАП РФ или закона субъекта РФ, закрепляющей тот или иной состав административного правонарушения. Расширительное толкование положений КоАП РФ, устанавливающих административную ответственность, равно как и применение их по аналогии, не допускается, в том числе по мотивам разумности и целесообразности.
В связи с изложенным обратную силу имеет как закон, непосредственно отменяющий или смягчающий административную ответственность за определенное правонарушение, так и норма права, смягчающая административно-правовой режим таким образом, что вменяемое деяние перестает быть противоправным в ходе производства по делу, в том числе в связи с возникшей в связи с изменением административного законодательства правовой неопределенностью в вопросе об административной наказуемости содеянного.
В соответствии с Распоряжением Главы Республики Карелия от 07.04.2022 № 153-р пункт 11.12 Распоряжения признан утратившим силу. В соответствии с Распоряжением Главы Республики Карелия от 04.07.2022 № 312-р пункт 8.4.1 Распоряжения также признан утратившим силу.
Таким образом, в связи с изменением требований режима повышенной готовности положение лица, которому вменялось совершение правонарушения в рамках настоящего дела, улучшено, поскольку требования, невыполнение которых вменено Шараховскому А.В., в настоящее время не действуют.
Сведений об исполнении административного наказания материалы дела не содержат.
Таким образом, за Распоряжением в действующей редакции следует признать обратную силу, что не противоречит правовой позиции, изложенной в Постановлении Верховного Суда РФ от 29.07.2022 № 5-АД22-61-К2. В связи с этим обжалуемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. О необходимости применения иного основания прекращения производства по делу податель жалобы не заявляет. При этом применяемое основание свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения в условиях действующего административно-правового регулирования.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16.11.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Шараховского А. В. отменить; производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья |
С.В. Щепалов |