№ 2-79/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2024 года город Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Огородникова Д.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Булановой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Новочебоксарска Чувашской Республики Гришина В.А. в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Дмитриеву Льву Юрьевичу, Шумовой Марии Александровне, Корзовой Екатерине Александровне, Корзову Константину Александровичу об обязании обеспечить условия для беспрепятственного доступа к торговому центру и предоставляемым услугам для инвалидов и других маломобильных групп населения,
при участии помощника прокурора г.Новочебоксарск Клычковой Ю.Ю.,
представителя Дмитриева Л.Ю. - Сайченкова А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенной нотариусом Канашского нотариального округа Чувашской Республики ФИО12,
представителя Шумовой М.А., Корзовой Е.А., Корзова К.А. - Скорняковой О.В., действующей на основании доверенностей от 20 и ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенных в ООО «У+» и ООО «УК «Светлый дом»,
установил:
04.07.2023 прокурор г.Новочебоксарск Чувашской Республики с учётом последующего уточнения от 19.09.2023 обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ИП Дмитриеву Л.Ю., Шумовой М.А., Корзовой Е.А. и Корзову К.А., мотивируя тем, что от граждан поступают обращения о том, что в торговом центре «Рынок Новочебоксарский», расположенном по адресу: Чувашская Республика, г.Новочебоксарск, ул.Винокурова, д.64, не обеспечиваются условия доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, в частности, вход в помещения торговых рядов и магазинов 2 этажа представляет собой лестничные марши без пандусов или подъёмных устройств. Со ссылкой на ч.1 ст.15 ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон о защите инвалидов), ст.12 ФЗ от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п.п. 6.1.1, 6.2.8, 6.2.9, 6.2.13, 8.1.2 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2020 №904/пр) просит обязать ответчиков обеспечить условия для беспрепятственного доступа к Торговому центру «Рынок Новочебоксарский» и к предоставляемым в нём услугам путём обустройства пандуса или иного подъёмного устройства для инвалидов, ограниченных в возможности передвижения и других маломобильных групп населения с этажа основного входа в здание (первого этажа) на этажи выше согласно СП 59.13330.2020.
В судебном заседании прокурор Клычкова Ю.Ю. требования поддержала, на возражения ответчиком против иска пояснила, что ответчики не реагировали на уведомления прокурора о явке для проведения прокурорской проверки и не предпринимали мер по обеспечению доступности инвалидов и маломобильных граждан. Указанные меры ответчиками были приняты после обращения прокурора в суд.
Ответчики ИП Дмитриев Л.Ю., Шумова М.А., Корзова Е.А. и Корзов К.А. в судебном заседании не участвовали, извещены, обеспечили явку представителей Сайченкова А.В. и Скорняковой О.В., которые требования не признали, так как при строительстве здания торгового центра в проекте были соблюдены требования к доступности для инвалидов, иначе проект не прошёл бы государственную экспертизу. В настоящее время в здании для перемещения инвалидов с 1 на 2 этаж есть подъёмная платформа и технический персонал, на лестнице будут установлен откидной пандус. Проверка прокуратурой с выездом на место не могла быть проведена, так как такого объекта торговли - Торговый центр «Рынок Новочебоксарский», по сведениям ЕГРН не существует.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике-Чувашии (далее - Управление Роспотребнадзора по ЧР), Приволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление Ростехнадзора по ЧР), Чувашская Республиканская организация общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (далее - Чувашская организация Всероссийского общества инвалидов) в судебное заседание явку представителей не обеспечили, извещены, Чувашская организация Всероссийского общества инвалидов, Управление Роспотребнадзора по ЧР просили рассмотреть дело без их участия.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В ст.2 Закона о защите инвалидов предусмотрено, что под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу ст. 9 Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006 меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие, внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места. К объектам социальной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места.
Как указано в ст.2 Градостроительного кодекса РФ, обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является принципом законодательства о градостроительной деятельности.
Перечисленные в ст. 15 Закона о защите инвалидов гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.
В соответствии с ч.1 ст.15 Закона о защите инвалидов федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
При этом в силу ч.4 ст.15 Закона о защите инвалидов в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Согласно ч.1 ст.12 ФЗ от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Ответчик Дмитриев Л.Ю. является собственником нежилого помещения площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: Чувашская Республика, г.Новочебоксарск, ул.Винокурова, стр.64, пом.1, Шумова М.А., Корзова Е.А. и Корзов К.А. являются собственниками по 1/3 доле каждый помещения площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: Чувашская Республика, г.Новочебоксарск, ул.Винокурова, стр.64, пом.2.
Прокурору г.Новочебоксарска 22.07.2022, 26.08.2022, 16.05.2023 поступили обращения ФИО23 об отсутствии пандуса в ТЦ «Новочебоксарский» по адресу: г.Новочебоксарск, ул.Винокурова, стр.64, при подъёме в магазин «Детский мир», находящийся на втором этаже.
Указанное обстоятельство об отсутствии пандуса на лестничном марше подтверждается фотографиями.
Здание по адресу: г.Новочебоксарск, ул.Винокурова, стр.64, было возведено на основании разрешения администрации г.Новочебоксарска на строительство от 19.05.2015, выданного ИП Дмитриеву Л.Ю. и Корзову А.Н., и проекта торгового центра, получившего положительное заключение государственной экспертизы от 28.06.2015 №, согласно разделу 3.2.9 «Мероприятия по обеспечению доступа для инвалидов» которого для обеспечения доступности маломобильных групп населения и инвалидов в здание центральный вход оборудован пандусом. Размеры тамбура входов соответствуют нормативным требованиям. В иных разделах заключения указано, что в здании для приемки и разгрузки товаров предусмотрено 2 разгрузочных лифта, для эвакуации предусмотрены 5 внутренних лестниц в лестничных клетках и 2 внутренние открытые.
Администрация г.Новочебоксарск ДД.ММ.ГГГГ выдала ИП Дмитриеву Л.Ю. разрешение № на ввод в эксплуатацию построенного торгового центра по вышеуказанному адресу.
Приказом Росстандарта от 04.06.2021 №520-ст утверждён и введён в действие ГОСТ Р 54738-2021 «Национальный стандарт Российской Федерации. Реабилитация инвалидов. Услуги по социальной реабилитации инвалидов», пунктом 5.1.2 которого к объектам социальной инфраструктуры отнесены жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные, спортивные и другие учреждения.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2020 №904/пр утверждён и введён в действие СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, согласно которому требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков (п.4.1). При перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для МГН (п.6.2.8). Здания следует оборудовать пассажирскими лифтами, доступными для МГН, при капитальном ремонте и реконструкции в целях обеспечения доступа инвалидов на этажи выше или ниже этажа основного входа в здание (первого этажа) допускается применять подъемные платформы вертикального перемещения, при затесненных условиях - платформы подъемные наклонного перемещения. Выбор средств для транспортирования МГН и необходимость сочетания этих средств устанавливаются в задании на проектирование (п.6.2.13). Установку платформ подъемных вертикального перемещения для инвалидов следует предусматривать в соответствии с требованиями ГОСТ 34682.2 (п. 6.2.17).
Согласно п.38 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 №815), указанные пункты СП 59.13330.2020 подлежат обязательному применению для соблюдения требований указанного закона о Техническом регламенте.
В СП 59.13330.2020 используется термин «разумное приспособление». Под «разумным приспособлением» понимается внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных Свобод (статья 2 Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006, п.3.22 СП 59.13330.2020).
Таким образом, СП 59.13330.2020 распространяется в том числе на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп граждан в разумных пределах.
Как указано в п.2.10 местных нормативов градостроительного проектирования городского округа - города Новочебоксарска Чувашской Республики (утв. Решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 28.06.2018 №С 47-5) к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, относятся среди прочих жилые и административные здания и сооружения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.
Проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения, должны обеспечивать:
1) досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;
2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда;
3) своевременное получение полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.;
4) удобство и комфорт среды жизнедеятельности.
Поэтому помещения ответчиков по адресу: г.Новочебоксарск, ул.Винокурова, стр.64, где располагается торговый центр, должно соответствовать принятым уже после его возведения требованиям к доступности инвалидов к месту предоставления торговых услуг.
Возражая против предъявленных требований, представители истцов представили следующие доказательства:
дубликат паспорта подъёмной платформы с вертикальным перемещением для инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ от ОАО «Щербинский лифтостроительный завод»,
акт технического освидетельствования ООО «ИКЦ Технолифт» от ДД.ММ.ГГГГ,
уведомление ИП Корзова К.А. о вводе в торговом центре «Новочебоксарский» подъемной платформы для инвалидов в эксплуатацию в Приволжское управление Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ,
уведомление Приволжского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ о постановке платформы на учёт,
должностную инструкцию ФИО17 - старшего контролёра-кассира у ИП Корзова К.А. от ДД.ММ.ГГГГ, согласно пункту 3.5 которой старший кассир обеспечивает беспрепятственный доступ маломобильных групп населения (инвалидов, родителей с колясками и детьми) посетителей торгового центра «Новочебоксарский» на второй этаж здания и обратно путём вызова подъёмника (лифта), при необходимости - путём сопровождения маломобильных лиц,
фотографии и видеозаписи с демонстрацией работы платформы и табличек с инструкцией использования,
удостоверения о прохождении Корзовым К.А. и ФИО17 обучения в ЧОУ ДПО «Учебно-производственный комбинат» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по программе «Подготовка специалистов, ответственных за безопасную эксплуатацию платформ подъемных для инвалидов»,
договор от ДД.ММ.ГГГГ №-ТО между ИП Корзовым К.А. и ООО «Регионтехлифт» на техническое обслуживание платформы подъемной для инвалидов по адресу: г.Новочебоксарск, ул.Винокурова, стр.64, и документов об оплате услуг по договору за период с июля по сентябрь 2023 года,
договор от ДД.ММ.ГГГГ между ИП Корзовым К.А. и ИП ФИО18 на изготовление, поставку и монтаж откидного пандуса, оплата по договору произведена.
Как сообщило ООО «Регионтехлифт» в письме от ДД.ММ.ГГГГ, обществом с ИП Корзовым К.А. действительно был заключен договор на техническое обслуживание платформы подъемной для инвалидов по адресу: г.Новочебоксарск, ул.Винокурова, стр.64. После заключения договора выяснилось, что отсутствуют паспорт платформы и электронный ключ доступа. Был изготовлен дубликат паспорта и у завода-изготовителя заказаны электронные ключи, после поступления которых ООО «Регионтехлифт» провело ДД.ММ.ГГГГ пуско-наладочные работы.
Чувашская организация Всероссийского общества инвалидов в письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщила, что ДД.ММ.ГГГГ представители Общества и представители ТД «Новочебоксарский рынок» обследовали здание на предмет беспрепятственного доступа для инвалидов и других групп населения. Входная группа обустроена пандусом, в здании есть подъёмник для доступа на 2-й этаж для инвалидов с ОВЗ, имеется обученный персонал для обслуживания подъёмника. Здание ТД «Новочебоксарский рынок» было построено в 2015 году, будет соответствовать требованиям СП 59-13330 после капитального ремонта.
Суд оценивает доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ в совокупности с имеющимися доказательствами, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих доводов и возражений.
Так как ответчики владеют зданием - объектом торговли, доступным к посещению неопределенному кругу лиц, то суд приходит к выводу, что они обязаны создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в указанный объект недвижимости, что будет соответствовать нормам действующего законодательства, определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В настоящее время суду представлены доказательства проведения работ по созданию условий доступа инвалидам и другим маломобильным гражданам с 1 на 2 этаж указанного в иске здания, что следует из сообщения Чувашской организации Всероссийского общества инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ. То есть исковые требования ответчикам выполнены после обращения прокурора в суд, однако истец заявления об отказе от исковых требований в связи с их удовлетворением в добровольном порядке не подал. В связи с чем суд полагает необходимым вынести решение об удовлетворении исковых требований с указанием но то, что решение суда следует считать исполненным.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поэтому на основании п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ с ответчиков в равных долях в доход местного бюджета г.Новочебоксарск подлежит взысканию государственная пошлина за требование неимущественного характера в размере 300 руб., то есть по 75 руб. с каждого.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░.░░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░░░░░░░░░, ░.64, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ 59.13330.2020.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ №), ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №), ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №), ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 75 ░░░. ░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 22.01.2024.