Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-9641/2023 от 19.07.2023

Судья: Милованов И.А.          адм. дело N 33а-9641/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 августа 2023 г.                             г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Роменской В.Н. и Лешиной Т.Е.,            

при секретаре Исмаилове Э.М.        

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Морев В.А. на решение Ставропольского районного суда Самарской области от 11 апреля 2023 г. по административному делу N 2а-791/2023 по административному исковому заявлению Морев В.А. об оспаривании решений Собрания представителей сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. N .

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения Морева В.А. в поддержание доводов апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу председателя Собрания сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области Грызловой И.И., представителей Собрания сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области Сергеевой Ю.П., администрации сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области Яловой Ю.В. и Штапакова М.И., объяснения представителя прокуратуры Высоцкой Е.А., полагавшей решение суда не подлежащим отмене

    установила:

Решением Собрания представителей сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N (том 2 л.д. 32-33) отменено решение Собрания представителей сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. N о досрочном прекращении полномочий депутата четвертого созыва Собрания представителей сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области Трифанихина А.В. (том 2 л.д. 22).

Решением Собрания представителей сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. N в связи с утратой доверия досрочно прекращены полномочия депутата четвертого созыва Собрания представителей сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области Морева В.А. (л.д. 22).

Основанием для принятия решения от ДД.ММ.ГГГГ г. N послужило представление прокуратуры Ставропольского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. об устранении нарушений требования законодательства о противодействии коррупции (том 1 л.д. 28-31), согласно которому депутатом Моревым В.А. не представлена Губернатору Самарской области справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты>. В поданной ДД.ММ.ГГГГ г. Губернатору Самарской области справке о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с ДД.ММ.ГГГГ г. в разделе «6.2 Срочные обязательства финансового характера» не указал имеющиеся у него на отчетную дату срочные обязательства финансового характера в размере <данные изъяты> руб., установленные вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ г. решением Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. по делу N , которым Морев В.А. обязан к выплате в пользу Колгина Д.В. суммы долга по двум договорам займа в вышеуказанном размере.

Морев В.А. обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с вышеуказанным административным исковым заявлением (том 1 л.д. 10-18).

Ссылаясь на нарушение процедуры принятия данных решений, отсутствие оснований для их принятия, а также на несоразмерность примененной в отношении него меры публично-правовой ответственности тяжести в отсутствии с его стороны нарушения законодательства о противодействии коррупции, просил решения Собрания представителей сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. N признать незаконным.    

К участию в деле заинтересованными лицами судом привлечены: ТИК Ставропольского района Самарской области, Собрание представителей сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области, прокуратура Самарской области, Трифанихин А.В.

Решением Ставропольского районного суда Самарской области от 11 апреля 2023 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано (том 3 л.д. 10-44).

В апелляционной жалобе Морев В.А. просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права (том 3 л.д. 47-51).

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, а в статье 6 - принципы, в том числе правильное рассмотрение административных дел, законность и справедливость при их разрешении.

Данные положения корреспондируют части 1 статьи 176 КАС РФ, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.

Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении").

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в соответствии с пунктом 1 статьи 309 КАС РФ, приходит к выводу, что обжалуемое решение суда приведенным требованиям отвечает, оснований для отмены судебного постановления не имеется.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).

Абзацем 17 части 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что выборным должностным лицом местного самоуправления является должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с абзацем 20 части 1 этой же статьи выборное должностное лицо местного самоуправления относится к лицам, замещающим муниципальную должность.

Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ и части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), лица, замещающие муниципальную должность, включая депутатов, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом N 273-ФЗ и другими федеральными законами.

Согласно приведенному законоположению полномочия депутата, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

В силу предписаний Федерального закона N 273-ФЗ лица, замещающие, в том числе муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также перечисленные сведения в отношении своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в случае непредставления таких сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия (статьи 12.1 и 13.1).

Так, часть 4 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ закрепляет обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае неисполнения указанной обязанности лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия на основании пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона N 273-ФЗ.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона N 273-ФЗ критериями требований, определяющих качество предоставляемых депутатами представительных органов местного самоуправления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выступает их полнота и достоверность.

Непредставление депутатом представительного органа муниципального образования указанных сведений, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений в силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ, пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона N 273-ФЗ влечет досрочное прекращение полномочий такого депутата (освобождение от должности).

Решением ТИК Ставропольского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. N Морев В.А. избран депутатом Собрания представителей сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области по одномандатному округу N мандат передан ДД.ММ.ГГГГ г. (том 2 л.д. 74).

Как следует из материалов дела, прокуратурой Ставропольского района Самарской области проведена проверка исполнения депутатом Собрания представителей сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области Моревым В.А. требований законодательства о противодействии коррупции в части предоставления достоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ДД.ММ.ГГГГ г.

В ходе данной проверки установлено, что в разделе 6.2 справки о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за ДД.ММ.ГГГГ депутат Морев В.А. не указал имеющиеся у него на отчетную дату срочные обязательства финансового характера в размере <данные изъяты> руб., установленные вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ г. решением Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу N , которым Морев В.А. обязан к выплате в пользу Колгина Д.В. суммы долга по двум договорам займа в вышеуказанном размере.

Кроме того, было установлено, что депутатом Моревым В.А. не представлена справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с ДД.ММ.ГГГГ г. своих четверых несовершеннолетних детей <данные изъяты>

По результатам проверки исполнения требований законодательства о противодействия коррупции прокурором Ставропольского района в Собрание представителей сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ г. об устранении нарушений закона (том 1 л.д. 28-31), в котором указаны вышеуказанные факты, подтверждающие, по мнению прокурора, нарушение депутатом Моревым В.А. требований законодательства о противодействии коррупции и содержатся требования: о рассмотрении данного представления с участием прокурора, принятия мер по устранению и недопущению впредь выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих; о рассмотрении вопроса о применении к депутату Морев В.А. меры ответственности, предусмотренной требованиями Федерального закона N 273-ФЗ вплоть до досрочного прекращения полномочий депутата Собрание представителей сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области (том 1 л.д. 28-31).

Решением от ДД.ММ.ГГГГ г. N Собрания представителей сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области (том 2 л.д. 32-33) отменено решение Собрания представителей сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. N о досрочном прекращении полномочий депутата четвертого созыва Собрания представителей сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области Трифанихина А.В. (том 2 л.д. 22).

Решением от ДД.ММ.ГГГГ г. N Собрания представителей сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области в связи с утратой доверия досрочно прекращены полномочия депутата четвертого созыва Собрания представителей сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области Морева В.А. (том 1 л.д. 22).

Названные решения приняты на основании протокола N заседания Собрания представителей сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области проведенного ДД.ММ.ГГГГ г. (том 1 л.д. 32-42).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что Собранием представителей сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области процедура принятия обжалуемых решений не нарушена.

При этом указал, что порядок принятия решений в отношении Морева В.А. и Трифанихина А.В. урегулированный соответствующими положениями Устава сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области, утвержденного решением Собрания представителей сельского поселения Приморский муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. N (далее – Устав) (том 1 л.д. 72-164) и регламента Собрания представителей сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области, утвержденного решением Собранием представителей сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. N <данные изъяты> (далее – Регламент) (том 2 л.д. 2-21).

Соглашаясь с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований Морева В.А., судебная коллегия учитывает следующее.

Установленная численность депутатов Собрания представителей поселения составляет 10 депутатов (пункт 2 статьи 34 Устава). Собрание представителей правомочно, если на нем присутствует более от числа избранных депутатов (пункт 1 статьи 36 Устава). Решения Собрания представителей, за исключением решений об освобождении от должности председателя Собрания представителей и об удалении Главы поселения в отставку, принимаются большинством голосов избранных депутатов (пункт 1 статьи 33 Устава).

Из протокола N заседания Собрания представителей сельского поселения (том 1 л.д. 32) следует, что на заседании ДД.ММ.ГГГГ г. изначально присутствовали 5 из 7 избранных депутатов: ФИО25 что превышает от числа избранных депутатов.

По первому вопросу повестки об отмене решения Собрания представителей сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. N о досрочном прекращении полномочий депутата четвертого созыва Собрания представителей сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области Трифанихина А.В. голосовали <данные изъяты> депутатов, то есть большинством избранных депутатов.

Решение вступило в законную силу немедленно, Трифанихин А.В. по предложению председательствующей на собрании Жуковой С.В. зарегистрировался в листе регистрации и принял участие в заседании как депутат с правом голоса (том 1 л.д. 36).

По одиннадцатому вопросу, включенному в повестку заседания о рассмотрении представления прокуратуры Ставропольского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. в отношении Морева В.А. за удовлетворение представления проголосовали 6 депутатов, то есть большинством избранных депутатов (том 1 л.д. 41). После чего по предложению председательствующей Жуковой С.В. депутаты единогласно, то есть, большинством избранных депутатов, приняли решение о включении в повестку заседания под номером 12 вопроса о рассмотрение проекта решения о досрочном прекращении полномочий депутата четвертого созыва Собрания представителей сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области Морева В.А.

За досрочное прекращение полномочий депутата Морева В.В. проголосовали все 6 принимавших в голосовании депутатов.

Пунктом 1 части 9 статьи 226 КАС РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в том числе выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

В нарушение требований приведенных норм процессуального закона административный истец Морев В.А. не доказал факт нарушения его прав, свобод либо законных интересов решением Собрания представителей сельского поселения Мусорка муниципального района Ставропольский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N

В качестве обстоятельства, которое бы свидетельствовало о том, что оспариваемым решением от ДД.ММ.ГГГГ г. N нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению им своих прав и свобод, Морев В.А. ссылался на то, что в отсутствии указанного решения Трифанихин А.В. не смог бы принять участие в голосовании по вопросу досрочного прекращения его полномочий, поскольку бы необходимое для этого числа голосов «за» не набиралось.

Вместе с тем, как указывалось выше для принятия решения в отношении Морева В.А. необходимо большинством голосов «за» от числа избранных депутатов, за вычетом голоса Трифанихина А.В. за досрочное прекращения полномочий проголосовало <данные изъяты> депутатов, что является большинством от семи избранных депутатов.

При таких обстоятельствах вывод суда о законности оспариваемых Моревым В.А. решений является правильным.

Судебная коллегия, проанализировав приведенные нормы закона, фактические обстоятельства дела, полагает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, по данному делу отсутствует указанная выше совокупность условий для удовлетворения заявленных Моревым В.А. требований.

Принимая во внимание вышеизложенное, решение суда отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению, не подлежат.

Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ судебная коллегия

определила:

решение Ставропольского районного суда Самарской области от 11 апреля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Морева В.А. без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Мотивированное определение будет принято в течение десяти рабочих дней.

Председательствующий:

    

Судьи:

33а-9641/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Морев В.А.
Ответчики
Собрание представителей с.п Мусорка м.р Ставропольский
Другие
Прокурор Ставропольского района
Губернатор Самарской области
Аникин Владимир Геннадьевич
Трифанихин А.В.
Собрание представителей м.р Ставропольский Самарской области
Территориальная избирательная комиссия Ставропольского района Самарской области
Администрация с.п Мусорка
Прокуратура Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
19.07.2023Передача дела судье
10.08.2023Судебное заседание
08.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.09.2023Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее