50RS0007-01-2023-007366-63
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Домодедово 10 января 2024 года
Домодедовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лебедева Е.В.
при секретаре Кимсанбаевой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Министерства экологии и природопользования <адрес> к ФИО2 о возмещении ущерба, суд,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику с требованиями: взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт 4619 340104, в бюджет Ленинского городского округа <адрес> в качестве возмещения ФИО4, причиненного окружающей среде, сумму в размере 262247 рублей.
В обоснование требований истец указал, что в результате действий ответчика, как собственника земельного участка с КН №, окружающей среде был причинен ФИО4.
В судебное заседание представитель истца ФИО6 явился. Исковые требования поддержал.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен.
Суд рассмотрел дело без участия ответчика по основанию ст. 167 ГПК РФ и ст. 165.1 ГК РФ.
В соответствии со ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат (п. 67 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25). В пункте 68 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам.
Судебная повестка была возвращена в суд за истечением срока хранения.
Суд, заслушав представителя истца, изучив материалы гражданского дела, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимого условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды и ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие ФИО4 окружающей среде в результате ее загрязнения, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме.
ФИО4 окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ФИО4 окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии со ст. 74 Земельного кодекса РФ лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими ФИО4».
В соответствии со ст. 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация ФИО4 окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Иски о компенсации ФИО4 окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
В соответствии с пунктами 2, 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ ФИО8 ВОЗМЕЩЕНИИ ФИО4, ПРИЧИНЕННОГО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ»: непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению ФИО4 окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им ФИО4. Нахождение земельного участка в собственности лица, само по себе не может служить основанием для освобождения этого лица от обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние и возместить ФИО4, причиненный окружающей среде.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарноэпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2 Закона № 7-ФЗ).
Статьей 51 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Частью 2 данной статьи запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» определено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) в статье 1 которого дано определение как отходов производства и потребления, так и действий, образующих понятия сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования, размещения и иного обращения с таковыми.
Пункт 1 статьи 3.4 Закона № 89-ФЗ допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с Земельным кодексом РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ).
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 Закона № 89-ФЗ).
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Такой правовой подход содержится в кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-КА19-14.
Правовая позиция сформированна в определении Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ЭС22-27164.
В указанном судебном акте Верховный суд РФ отмечает, что в случае, если на земельном участке размещена несанкционированная свалка отходов и лицо, разместившее эту свалку, являющуюся источником образования загрязняющих почву веществ, не установлено, необходимо учитывать следующее.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен, в частности, приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 ЗК РФ).
Пунктом 2 статьи 13 ЗК РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить ФИО4 окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным кодексом, федеральными законами (статья 42 ЗК РФ).
Судом установлено, что собственником земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:45055 является ответчик ФИО2
Материалами дела подтверждено. что ДД.ММ.ГГГГ в рамках задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ по фактам завоза и размещению отходов состоялся осмотр на территории земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:45055 расположенного в д. Сапроново Ленинского городского округа <адрес>.
При этом, факт размещения отходов подтвердился. Так, в ходе осмотра ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанном земельном участке привлеченными специалистами ООО «Экоцентр» проведены отборы проб с последующей экспертизой отобранных образцов.
Согласно экспертного заключения ООО «Экоцентр» от ДД.ММ.ГГГГ № ЭЗ-92аК/23 по результатам исследования установлено, что отобранные пробы по степени негативного воздействия на окружающую среду имеет 5 класс опасности.
Исчисление в стоимостной форме размера ФИО4, причиненного почвам, регламентировано в «Методике исчисления размера ФИО4, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», утвержденной Приказом Минприроды России №.
Расчет размера ФИО4 представлен в Экспертном заключении от ДД.ММ.ГГГГ № ЭЗ-92аК/23.
По итогам исчисления в стоимостной форме размера ФИО4, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, установлено, что почвам причинен ФИО4, выраженный в стоимостной форме в размере:
Размер ФИО4 на земельном участке с кадастровым номером 50:21:0000000:45055 составляет 262 247 руб.
Земельный участок 50:21:0000000:45055 не являются объектом размещения (хранения) отходов, не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов.
Суд находит указанное выше экспертное заключение научно обоснованным и кладет в основу решения. Доказательств обратного суду не представлено.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 33 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» гражданско-правовая (имущественная) ответственность за ФИО4, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликатного) причинения ФИО4.
По смыслу указанных норм ФИО4, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в гражданско-правовом порядке на основании норм статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации ФИО4, причиненный личности или имуществу гражданина, а также ФИО4, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим ФИО4.
Следовательно, для привлечения к гражданско-правовой ответственности за причинение ФИО4 необходимо наличие в совокупности следующих условий: факт причинения ФИО4, противоправность поведения виновного лица, вина причинителя ФИО4, причинно-следственная связь между действиями причинителя ФИО4 и возникшим ФИО4, доказанность размера причиненного ФИО4.
Иски о компенсации ФИО4 окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды могут быть предъявлены в течение двадцати лет (часть 3 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанной с охраной окружающей среды относится, в частности предъявление исков о возмещении ФИО4 окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются, в том числе органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор (пункт 31 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»).
В соответствии с положением о Министерстве экологии и природопользования <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство является центральным исполнительным органом государственной власти <адрес> специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории <адрес> в сфере охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 14.5 Положения «О министерстве экологии и природопользования <адрес>», утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство в целях реализации полномочий имеет право обращаться в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес>.
Министерство в соответствии с пунктом 12.2 Положения наделено полномочием по осуществлению регионального государственного экологического надзора, а также наделено правом обращения в установленном порядке в суд в защиту публичных интересов.
В соответствии с абзацем 2 пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суммы по искам о возмещен6ии ФИО4, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджет муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения ФИО4 окружающей среде по нормативу 100 процентов.
В соответствии с <адрес> «О бюджете <адрес>», Министерство экологии и природопользования <адрес> является главным администратором сумм по искам о возмещении ФИО4, причиненного окружающей среде, подлежащие зачислению в бюджет городских округов.
Из вышеизложенного следует, что с ответчика надлежит взыскать в бюджет Ленинского городского округа <адрес> в качестве возмещения ФИО4, причиненного окружающей среде, сумму в размере 262247 рублей. По мнению суда, иск является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства экологии и природопользования <адрес> - удовлетворить.
Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт 4619 340104, в бюджет Ленинского городского округа <адрес> в качестве возмещения ФИО4, причиненного окружающей среде, сумму в размере 262247 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд в месячный срок со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Домодедовский городской суд.
Председательствующий Е.В. Лебедев
Мотивированное решение изготовлено 10.01.2024г.