Дело №12-59/2023
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
01 августа 2023 года г. Сатка
Судья Саткинского городского суда Челябинской области Барчукова Ю.В., при секретаре Ермолаевой Н.Д., с участием главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Зюраткуль» Брюханова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Саткинского городского суда Челябинской области жалобу Шестакова А.В. на постановление № по делу об административном правонарушении, вынесенное главным государственным инспектором в области охраны окружающей среды национального парка «Зюраткуль» Брюхановым А.В. ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ст. 8.39 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
На основании постановления № о назначении административного наказания, вынесенного Главным государственным инспектором в области охраны окружающей среды национального парка «Зюраткуль» Брюхановым А.В. ДД.ММ.ГГГГ, Шестаков А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Шестаков А.В. обратился в Саткинский городской суд с жалобой на данное постановление, просит его отменить.
В обоснование жалобы указал, что постановление является незаконным, так как он не совершал деяние, установленное вышеуказанным постановлением, ущерб НП «Зюраткуль» не причинял. В оспариваемом постановлении указано, что он был извещен о времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствует его подпись в протоколе об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ. Однако данное утверждение не соответствует действительности. ДД.ММ.ГГГГ он получил через почту России уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о времени и месте рассмотрения уже составленного в отношении него протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ. Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ он не видел и не получал, соответственно и не расписывался в нем. Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ ему передали на руки ДД.ММ.ГГГГ и подписать его у него не было возможности, так как во всех предусмотренных для этого строках уже было указано, что он от подписи отказался. Таким образом, получается, что в отношении него ДД.ММ.ГГГГ было составлено два протокола № и №, в его отсутствие, ему не были разъяснены права и обязанности, у него не было возможности ознакомиться с протоколом и представить объяснения и замечания.
Лицо, привлеченное к административной ответственности Шестаков А.В., в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Главный государственный инспектор в области охраны окружающей среды национального парка «Зюраткуль» Брюханов А.В. в судебном заседании, просил в удовлетворении жалобы отказать, оставить постановление об административном правонарушении без изменений.
Судья, заслушав главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Зюраткуль», исследовав материалы дела, находит постановление подлежащим отмене, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статья 8.39 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Согласно положениям статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы отнесены к особо охраняемым природным территориям и могут быть федерального, регионального и местного значения (пункт 2).
Пунктом 3 этой статьи установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
ФГБУ «Национальный парк «Зюраткуль» является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением, имеющим целью сохранение природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначенных для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
В силу ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (ч. 2).
В соответствии с п. 2 «е» ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира.
Как указано в постановлении Главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды территории национального парка «Зюраткуль» Брюханова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Шестаков А.В. в квартале № Зюраткульского участкового лесничества Национального парка «Зюраткуль» на реке <адрес> осуществлял незаконную добычу водных биологических ресурсов (щуки в количестве 1 экз.) в нерестовый период запрещенным орудием лова (острогой).
В соответствии со ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно п. 3 ст. 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии со ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол.
Согласно ч. 4.1 указанной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
В силу ч. 5 указанной статьи протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в отношении Шестакова А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ. Протокол составлен в присутствии Шестакова А.В., который от подписи отказался, с привлечением свидетеля ФИО
В материалах дела имеется уведомление (извещение) от ДД.ММ.ГГГГ Шестакову А.В. о необходимости прибыть ДД.ММ.ГГГГ к 13-00 часам в ФГБУ «Национальный парк «Зюраткуль» для рассмотрения протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ.
Согласно почтовому уведомлению, уведомление (извещение) получено Шестаковым А.В. ДД.ММ.ГГГГ.
В протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Шестаков А.В. от подписи отказался, сведений о направлении протокола об административном правонарушении Шестакову А.В. по адресу места жительства материалы дела не содержат. Кроме того, в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Шестаков А.В. извещен о том, что дело о настоящем правонарушении будет рассмотрено в 10-00 часов ДД.ММ.ГГГГ в помещении Управления национального парка.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие Шестакова А.В.. При этом, в постановлении указано, что Шестаков А.В. был извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, о чем свидетельствует его подпись в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №.
В адрес Шестакова А.В. ДД.ММ.ГГГГ было направлено постановление об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, на почтовом уведомлении указан адрес: <адрес>. Постановление получено Шестаковым А.В. ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, сведения о надлежащем извещении Шестакова А.В. по месту его жительства о времени и месте рассмотрения дела должностным лицом, материалы дела не содержат. Уведомление (извещение) о времени и месте рассмотрения протокола, назначенного на 13-00 часов ДД.ММ.ГГГГ, было направлено Шестакову А.В. ДД.ММ.ГГГГ, и получено им только ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении назначенного срока. Кроме того, рассмотрение протокола об административном правонарушении было назначено на ДД.ММ.ГГГГ, при этом постановление составлено ДД.ММ.ГГГГ, то есть через 7 дней после назначенной даты, о которой извещался Шестаков А.В., при этом, на ДД.ММ.ГГГГ Шестаков А.В. не был извещен. Сам протокол № об административном правонарушении был составлен ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В силу пунктов 4, 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
К событию административного правонарушения относятся время и место совершения административного правонарушения, данные обстоятельства входят в предмет доказывания и подлежат выяснению по делу об административном правонарушении.
В настоящем случае материалы административного дела оформлены ненадлежащим образом.
В нарушение указанных выше требований КоАП РФ, в постановлении об административном правонарушении не указано время совершения административного правонарушения.
Административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.39 КоАП РФ, не является длящимся, в связи с чем, в постановлении должно содержаться точное время совершения правонарушения.
Кроме того, нарушена процедура привлечения лица к административной ответственности. Протокол об административном правонарушении был составлен без участия Шестакова А.В. и в отсутствие доказательств надлежащего его извещения о времени и месте совершения указанного процессуального действия, а также оспариваемое постановление о привлечении его к ответственности было вынесено административным органом без участия Шестакова А.В. и в отсутствие доказательств надлежащего извещения его о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, что повлекло нарушение права Шестакова А.В. на защиту.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных указанным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку срок привлечения Шестакова А.В. к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек (составляет один год), то постановление Главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Зюраткуль» Брюханова А.В. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении предусмотренном статьей 8.39 КоАП РФ в отношении Шестакова А.В. подлежит отмене, дело следует направить должностному лицу на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6.- 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление Главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Зюраткуль» Брюханова А.В. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении предусмотренном статьей 8.39 КоАП РФ в отношении Шестакова А.В. отменить, дело направить должностному лицу на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения через Саткинский городской суд Челябинской области.
Судья: подпись Ю.В. Барчукова
Копия верна.
Судья: Ю.В. Барчукова
Секретарь: Н.Д. Ермолаева