Дело № 2-1626/2021 15 апреля 2021 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Горишевской Е.А.,
при секретаре Даниловой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Северодвинске гражданское дело по иску Нечаева ..... к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы и предпринимательской деятельности, произвести перерасчет размера пенсии,
установил:
Нечаев А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы и предпринимательской деятельности, произвести перерасчет размера пенсии.
В обоснование требований указал, что с 1 января 2018 г. является получателем страховой пенсии по старости. При назначении пенсии ответчик не включил в его страховой стаж период работы в ТОО «Экватор» с 12 февраля 1994 г. по 30 сентября 1996 г. в должности коммерческого директора по причине нечитаемости печати организации в трудовой книжке, а также период предпринимательской деятельности с 1 июля 2001 г. по 31 декабря 2002 г., несмотря на то обстоятельство, что все страховые взносы за данный период им уплачены в полном объеме. С указанным решением не согласен, просит суд возложить на ответчика обязанность включить в его страховой стаж период работы с 12 февраля 1994 г. по 30 сентября 1996 г., а также период предпринимательской деятельности с 1 июля 2001 г. по 31 декабря 2002 г., произвести перерасчет размера пенсии с 1 января 2018 г.
Определением от 15 апреля 2021 г. производство по делу в части требований Нечаева А.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) о возложении обязанности включить в страховой стаж период предпринимательской деятельности с 1 июля 2001 г. по 31 декабря 2001 г. прекращено в связи с отказом истца от требований в данной части.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Павлюк И.В. в судебном заседании с требованиями не согласилась, указав, что период работы истца в ТОО «Экватор» не учтен в его страховой стаж в связи с нарушением требований при заполнении трудовой книжки. Период предпринимательской деятельности с 1 января по 31 декабря 2002 г. не учтен в страховой стаж по причине несвоевременной уплаты страховых взносов за указанный период, которая имела место в 2004 г.
Заслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, материалы пенсионного дела истца, материалы наблюдательного дела ТОО «Экватор», допросив свидетеля, суд приходит к следующему.
С 1 января 2015 г. порядок и условия назначения пенсий регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).
На основании ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В силу ст. 14 Закона № 400-ФЗ при подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Порядок подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий предусмотрен Правилами подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 (далее – Правила № 1015).
Как указано в п. 11 Правил № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из материалов дела следует, что истец Нечаев А.В. на основании решения от 18 января 2018 г. является получателем страховой пенсии по старости, пенсия назначена на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ с 1 января 2018 г. (пенсионное дело, л.д. 2).
При назначении пенсии в страховой стаж истца, как следует из данных о его стаже, не учтен период работы с 12 февраля 1994 г. по 30 сентября 1996 г. (пенсионное дело, л.д. 9-11).
Из пояснений представителя ответчика и отзыва на исковое заявление следует, что указанное обстоятельство вызвано тем, что в трудовой книжке печать организации, заверившей запись об увольнении истца из ТОО «Экватор» 30 сентября 1996 г., не читается (л.д. 95-96).
Из копии представленной в материалы дела трудовой книжки истца следует, что он 12 февраля 1994 г. принят в ТОО «Экватор» на должность коммерческого директора (приказ № 4 от 11 февраля 1994 г.), уволен 30 сентября 1996 г. по сокращению численности (приказ № 5 от 30 сентября 1996 г.) (л.д. 5-13).
Дата регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования – 7 августа 2000 г.
Поскольку спорный период работы истца имел место до его регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», то этот период должен подтверждаться документами, выдаваемыми работодателем.
В соответствии с пп. 2.2-2.7 Инструкции «О порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях», утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 г. № 162, действовавшей в спорный период работы истца, в трудовую книжку вносятся сведения о работе: прием на работу, перевод на другую постоянную работу, увольнение.
Пункт 4.1 Инструкции предусматривал, что при увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.Суд соглашается с доводами стороны ответчика о том, что запись в представленной пенсионному органу копии трудовой книжки истца об увольнении 30 сентября 1996 г. в связи с сокращением численности из ТОО «Экватор» не в полной мере соответствует требованиям указанной Инструкции, поскольку печать данной организации не читается.
Документы ТОО «Экватор» за 1994-1996 гг. на хранение в Северодвинский архив документов по личному составу, в ГБУ Архангельской области «Государственный архив Архангельской области» не поступали (л.д. 28, 91).
Вместе с тем, факт работы истца в спорный период подтвердила допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Нечаева Е.Ю., которая пояснила, что вместе с истцом работала в ТОО «Экватор», занимала должность бухгалтера. Указала, что ТОО «Экватор» осуществляло деятельность в сфере розничной торговли, располагалось в г. Северодвинске, все работники получали заработную плату, каких-либо длительных периодов простоя, отгулов, отпусков без охранения за весь период работы истца не было.
Копией трудовой книжки свидетеля Нечаевой Е.Ю. подтверждается, что 1 апреля 1994 г. она принята в ТОО «Экватор» на должность главного бухгалтера (приказ № 6 от 1 апреля 1994 г.), уволена 30 сентября 1996 г. по собственному желанию, по уходу за ребенком до 14 лет (приказ № 5 от 30 сентября 1996 г.).
Оценивая показания свидетеля на предмет их достоверности с позиции ст. 67 ГПК РФ, суд принимает во внимание то обстоятельство, что данные показания являются последовательными и непротиворечивыми, соответствуют объяснениям стороны истца. Свидетель предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, у свидетеля нет заинтересованности в исходе дела.
Из материалов наблюдательного дела ТОО «Экватор» следует, что за период с 1 квартала 1994 г. по 4 квартал 1995 г. включительно организация регулярно производила отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд с заработной платы работников.
В ходе рассмотрения дела истцом для обозрения представлен оригинал трудовой книжки АТ-II № 5167208, в которой запись об увольнении № 13 из ТОО «Экватор» внесена директором Родькиным, в печати, которой удостоверена данная запись, читается наименование организации.
Сведения об оспариваемых периодах работы внесены пенсионным органом в лицевой счет истца без истребования дополнительных документов от застрахованного лица и без проведения дополнительной документальной или камеральной проверки, тем самым пенсионный орган признал их достоверными.
При этом суд также учитывает, что записи о спорном периоде работы внесены в трудовую книжку истца в правильном хронологическом порядке, все записи читаются, иных нарушений требований Инструкции при внесении данных записей не допущено.
В этой связи суд полагает, что представленными доказательствами подтверждается факт работы истца в ТОО «Экватор» с 12 февраля 1994 г. по 30 сентября 1996 г. в должности коммерческого директора. Таким образом, данный период подлежит включению в страховой стаж истца.
Невключение ответчиком в страховой стаж истца спорного периода повлекло за собой неправильное определение размера его пенсии.
В целях восстановления нарушенного ответчиком имущественного права истца на получение пенсии в определённом законом размере суд считает необходимым удовлетворить заявленные истцом требования и возложить на ответчика обязанность произвести перерасчёт размера пенсии истца со дня её установления, то есть с 1 января 2018 г.
Истец также не согласен с тем, что ответчик не учел в его страховой стаж период осуществления предпринимательской деятельности с 1 января по 31 декабря 2002 г.
В ст. 3 Закона № 400-ФЗ определено, что страховой стаж – это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Определяя в Федеральном законе от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе, индивидуальных предпринимателей и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (пп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14).
Таким образом, положения действующего законодательства возможность зачета периодов предпринимательской деятельности в страховой стаж ставят в зависимость от уплаты гражданином страховых взносов в период осуществления этой деятельности.
Невключение спорного периода предпринимательской деятельности истца в его страховой стаж, как пояснила в судебном заседании представитель ответчика, вызвано тем обстоятельством, что уплата страховых взносов за данный период произведена истцом несвоевременно, страховые взносы уплачены в 2004 г. Кроме того, представитель ответчика указала, что включение данного периода в страховой стаж истца не повлечет за собой увеличение размера его пенсии.
Факт уплаты истцом страховых взносов в Пенсионный фонд за 2002 г. подтверждается материалами его пенсионного дела, следовательно, все требования закона, необходимые для включения периода предпринимательской деятельности в страховой стаж, истцом выполнены.
Постановка в зависимость признания права на включение периода предпринимательской деятельности истца в страховой стаж при его документальном подтверждении от возможности влияния его на размер пенсии сводится к неправильному толкованию норм материального права, регулирующих пенсионные правоотношения. Защита нарушенного или оспоренного права не должна производиться лишь исходя из того, имеется ли у гражданина право на пенсию или нет, а также право на перерасчет ее размера, поскольку при отсутствии права на пенсию (перерасчет пенсии), отказ во включении пенсионным органом отдельных периодов работы в стаж нарушает субъективные права гражданина.
В этой связи суд находит подлежащими удовлетворению и требования истца о включении в его страховой стаж периода предпринимательской деятельности с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2002 г.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ..... ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ..... ░░░░░░ ░░░░░░ ░ 12 ░░░░░░░ 1994 ░. ░░ 30 ░░░░░░░░ 1996 ░., ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░ 2002 ░. ░░ 31 ░░░░░░░ 2002 ░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ..... ░ 1 ░░░░░░ 2018 ░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░ 2021 ░.