АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. К. Маркса, 25, г. Курск, 305004
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Курск Дело №А35-2502/2009–С19
16 апреля 2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена 14 апреля 2009 г.
Полный текст решения изготовлен 16 апреля 2009 г.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи В.Ф. Миловидова, при ведении протокола судебного заседания судьей В.Ф. Миловидовым, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Курской области к
Индивидуальному предпринимателю Самойлову Николая Владимировичу
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ
при участии в заседании:
от заявителя – Тарасов В.И. – по доверенности,
от предпринимателя - не явился (дал согласие на рассмотрение дела в его отсутствие).
Управление государственного автодорожного надзора по Курской области (далее УГАДН по Курской области) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Самойлова Н.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с нарушением лицензионных требований и условий.
В судебном заседании представитель УГАДН по Курской области поддержал заявленные требования, представил справку №14.04.2009г. №680-НН, из которой следует, что ИП Самойлов Н.В. за период с 24.03.2008г. по 24.03.2004г. к административной ответственности не привлекался.
ИП Самойлов Н.В. надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства. Просит суд рассмотреть дело в его отсутствие, с требованиями заявителя согласен. Неявка ответчика не препятствует рассмотрению спора.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд установил:
Самойлов Николай Владимирович, 17.12.1957 года рождения, место рождения: Курская область, Золотухинский район, м. Свобода, проживает по адресу: г.Курск, ул. Семеновская, д. 79, кв. 29, зарегистрирован в качестве предпринимателя без образования юридического лица 27.10.2004г. за основным государственным регистрационным номером 404463230100119.
06.04.2007 г. Управлением государственного автодорожного надзора по Курской области ИП Самойлову Н.В. выдана лицензия АСС № 46-104493 на право осуществления перевозки пассажиров автомобильным транспортом по территории Российской Федерации сроком на 5 лет.
24.03.2009г. государственным инспектором Дроздовым Е.С. на основании приказа руководителя УГАДН по Курской области №09-184-ГК от 16.03.2009г. была проведена внеплановая проверка перевозочной деятельности, осуществляемой автотранспортом ИП Самойлова Н.В., по результатам которой составлен Акт проверки №06176 от 17-24.03.2009г. и протокол об административном правонарушении №003446 от 24.03.2009г.
Существо административного правонарушения, зафиксированного в протоколе, выразилось в осуществлении предпринимателем перевозки пассажиров с нарушением лицензионных требований и условий, а именно:
- лицензиат Самойлов Н.В. нарушил порядок ведения путевой документации,
- лицензиатом Самойловым Н.В. не осуществлялся контроль за соблюдением графика движения.
- лицензиат Самойлов Н.В. не осуществляет контроль за соблюдением рабочего времени и времени отдыха водителя.
- лицензиат Самойлов Н.В. допускает водителей к самостоятельной работе на линии без прохождения стажировки на автобусном маршруте.
- лицензиат Самойлов Н.В. не контролирует проведение послерейсового медицинского осмотра водителей.
- Самойлов Н.В. не организовал своевременное повышение профессионального мастерства, а именно водители не проходят ежегодные обязательные занятия по 20-ти часовой программе БДД.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Самойлова Н.В. к административной ответственности в соответствии с ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Полномочия государственных инспекторов Управления государственного надзора по Курской области на составление протоколов об административных правонарушениях установлены Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 22.12.2004г. №АН-386-фс, Приказом УГАДН по Курской области от 07.11.2006 г. №46, изданными во исполнение ч.4 ст.28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ч.3 ст.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное дело подведомственно арбитражному суду.
Привлечение Самойлова Н.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения арбитражный суд полагает обоснованным по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно ст.17 Федерального Закона №128-ФЗ от 08.08.2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» к видам деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, относятся перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). В силу ст. 2 указанного Закона, лицензия есть специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Согласно п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства РФ № 637 от 30.10.2006 г., под лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом понимается, в том числе, соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Единые правила применения на территории Российской Федерации путевой документации при использовании автотранспортных средств индивидуальными предпринимателями указаны в приложении № 5 к приказу № 68 Минтранса РФ от 30.06.2000г. «О ведении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте».
В соответствии с пунктами 2, 3, 7, 10, 11, 13 приложения №5 к вышеуказанному Приказу Минтранса РФ от 30.06.2000г. № 68 при осуществлении перевозочной деятельности на коммерческой основе в обязательном порядке:
оформляются путевые листы предпринимателя - документы, подтверждающие выполнение перевозки пассажиров, которые подлежат обязательному хранению предпринимателем в течение 5 лет,
ведется журнал регистрации путевых листов автотранспортных средств индивидуального предпринимателя, в который заносятся данные по каждому автотранспортному средству при использовании его для осуществления предпринимательской деятельности: учетный номер путевого листа; государственный регистрационный номер; Ф.И.О. лица, управляющего автотранспортным средством; дата и время выезда на линию; дата и время окончания работы на линии, предприниматели, а также лица, специально ими назначенные, при оформлении путевой документации обязаны обеспечивать достоверность и полноту заполнения реквизитов путевых листов и Журнала регистрации, который хранится предпринимателем в течение 5 лет после даты последней записи. Проверка соблюдения установленного Порядка заполнения путевых листов и Журнала регистрации осуществляется органами Российской транспортной инспекции.
Обязанность лицензиата, осуществляющего пассажирские перевозки, организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения предусмотрена п.5.2.5 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ № 2 от 08.01.1997 г.
Требования о необходимости лицами, осуществляющими лицензируемую деятельность в сфере перевозок пассажиров автомобильным транспортом, обеспечения контроля за соблюдением установленного законодательством РФ режима труда и отдыха водителей предусмотрены п.1 ст.20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г. №196-ФЗ и «Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного приказом Минтранса РФ №15 от 20.08.2004 г.
Согласно п. 2.6.2. Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте утвержденных Приказом от 30 марта 1994 г. №15 «Об утверждении требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте» ведут учет рабочего времени водителей, показателей безопасности дорожного движения в пределах отчетности, утвержденной в установленном порядке;
Так пунктами 7, 9 данного Положения установлено, что нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, а продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Обязательность прохождения стажировки лиц, установлена п. 3.1.3, п. 3.3.2 «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. №27.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания доврачебной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации отнесено п.п. «д» п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица, или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 г. № 637, к лицензионным требованием и условиям при осуществлении перевозок пассажиров.
Согласно ч. 1 Квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22.06.1998г. №75 квалификация индивидуального предпринимателя определяется знаниями и опытом, необходимыми для организации и осуществления грузовых или пассажирских автомобильных перевозок в соответствующем виде сообщения, обеспечения требуемого уровня технического состояния подвижного состава, безопасности движения, соблюдения природоохранных норм, техники безопасности и охраны труда на автомобильном транспорте.
Профессиональная компетентность индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации».
Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Повышение квалификации заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, предпринимателем нарушен порядок ведения путевой документации; допущено нарушение графика (расписания) движения автобусов; режим труда и отдыха не соблюдается, водители допущены к линии без прохождения стажировки, послерейсовым медосмотр не проводится, своевременное повышение профессионального мастерства водителей не организуется.
Как усматривается из материалов дела, факты допущенных индивидуальным предпринимателем нарушений зафиксированы в акте проверки № 06181 от 17-24.03.2009г. и протоколе об административном правонарушении № 003446 от 24.03.2009 г. В указанных документах описаны обстоятельства выявленных нарушений, содержатся ссылки на нормативные правовые акты, положения которых нарушены индивидуальным предпринимателем; факты нарушений подтверждаются документами, приобщенными к материалам дела, и признаны ИП Самойловым Н.В. Факт признания предпринимателем нарушений, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, отражен в протоколе об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 3 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Часть 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В соответствии с примечанием (абзац 2) к ст. 2.4 КоАП РФ, совершившие административные правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Вина ИП Самойлова Н.В. в нарушении лицензионных требований и условий судом установлена и не оспаривается предпринимателем.
Принимая во внимание, что факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вина лица в его совершении подтверждается материалами дела, суд полагает обоснованным привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности на основании ч.3 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Учитывая раскаяние лица, привлекаемого к ответственности, в совершении правонарушения, арбитражный суд в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признает указанное обстоятельство смягчающим административную ответственность.
На основании изложенного, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, личности виновного, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, суд считает возможным назначить административный штраф в минимальном размере, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст.ст. 2.1, 2.4, 4.2, 14.1, 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст.ст. 17, 29, 65, 70, 123, 156, 167-171, 176, 180, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь индивидуального предпринимателя Самойлова Николая Владимировича, 17.12.1957 года рождения, место рождения: Курская область, Золотухинский район, м. Свобода, проживает по адресу: г.Курск, ул. Семеновская, д. 79, кв. 29, зарегистрирован в качестве предпринимателя без образования юридического лица 27.10.2004г. за основным государственным регистрационным номером 404463230100119 к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 3000 (трёх тысяч) рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.
Обязать индивидуального предпринимателя Самойлова Николая Владимировича не позднее тридцати дней со дня вступления настоящего решения в законную силу представить в арбитражный суд документ, подтверждающий уплату штрафа в добровольном порядке по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК МФ РФ по Курской области (УГАДН по Курской области ФСНСТ)
ИНН получателя платежа: 4632048928
КПП получателя платежа: 463201001
ОКАТО получателя платежа: 38401000000
БИК: 043807001
Код БК: 10611690040040000140
р/с: 40101810600000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Курской области г. Курска
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в добровольном порядке, по истечении установленного срока направить исполнительный лист для взыскания с индивидуального предпринимателя Самойлова Николая Владимировича административного штрафа в сумме 3000 руб. судебному приставу-исполнителю.
Данное решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Курской области в течение десяти дней после его принятия в апелляционную инстанцию в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже, в срок не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в кассационную инстанцию в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске.
Судья В.Ф. Миловидов