Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-12613/2022 от 20.10.2022

Судья Лапшина З.Р.                                      дело N 33а-12613/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 ноября 2022 года                                                                    г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Лешиной Т.Е. и Хлыстовой Е.В.,

с участием помощника прокурора Никитиной Е.С.,

при секретаре Исмаилове Э.М.о

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-3257/2022 по апелляционному представлению прокурора Советского района г.Самары на решение Советского районного суда г.Самары от 19 сентября 2022 г.

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., представителя прокуратуры Самарской области Никитиной Е.С.,          поддержавшей апелляционное представление, административного ответчика Обыденнова С.А., чье участие в судебном заседании обеспечено путем использования систем видеоконференц-связи, возражавшего относительно удовлетворения апелляционного представления в части увеличения количества явок в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, судебная коллегия

установила:

Врио начальника ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Обыденнова С.А., указав, что в ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области отбывает наказание Обыденнов С.А. осужденный 31 июля 2020 г. <данные изъяты> городским судом Самарской области за совершение преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Указанным приговором установлено, что Обыденновым С.А. совершено тяжкое преступление, в его действиях имеется опасный рецидив преступлений.

Конец срока отбывания наказания – 23 ноября 2022 г.

Просил установить в отношении Обыденнова С.А. административный надзор сроком на 6 лет с административным ограничением: 1 раз в месяц являться в органы внутренних дел для регистрации по месту жительства, пребывания или фактического нахождения; запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий (спортивные, культурно-зрелищные), а также публичные мероприятия (митинги, шествия, демонстрации).

Решением Советского районного суда г.Самары Самарской области от 19 сентября 2022 г. административные исковые требования удовлетворены. В отношении Обыденнова С.А. установлен административный надзор сроком на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания срок. Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, со следующими ограничениями: явка 1 (один) раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрет посещения мест проведения массовых мероприятий и иных мероприятий (спортивные, культурно-зрелищные), а также публичных мероприятий (митингов, шествий, демонстраций) (л.д. 40-44).

В апелляционном представлении прокурор Советского района г. Самара выражает несогласие с постановленным решением в части установления административных ограничений, просит количество явок на регистрацию в орган внутренних дел увеличить до 2 и установить запрет посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков (л.д. 50-53).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, судебная коллегия находит апелляционное представление подлежащим частичному удовлетворению, решение суда изменению.

Административный надзор устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".

Согласно статье 4 Федерального закона от 6 апреля 2011г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Согласно ст.6 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.

Административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", устанавливается от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости; в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 названного закона - на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (пункты 1, 2 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре).

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона административный надзор исчисляется в отношении: лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

На основании ч.8 ст. 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан с изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.

Из материалов дела следует, что Обыденнов С.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужден приговором <данные изъяты> городского суда Самарской области 31 июля 2020 г. по <данные изъяты> УК РФ к 2 годам 6 месяцам УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии особого режима, в его действиях установлен опасный рецидив преступлений (л.д. 12-19).

Обыденнов С.А. отбывает наказание в ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области. Конец срока отбывания наказания – 23 ноября 2022 г.

Разрешая возникший спор по существу, и удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции, исходил из того, что Обыденнов С.А. освобождаемый из мест лишения имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение умышленного тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений. Установление в отношении него административного надзора в силу части 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ является обязательным.

При этом судом правильно, в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 стати 5 Федерального закона от 6 апреля 2011г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», установлен срок административного надзора на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

В связи с тем, что Обыденнов С.А. осужден к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, с учетом положений статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации районный суд правомерно установил ему административный надзор на срок 8 лет.

Принимая решение об установлении административного надзора, суд установил в отношении административного ответчика административные ограничения в виде: обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий (спортивные, культурно-зрелищные), а также публичные мероприятия (митинги, шествия, демонстрации).

Эти виды административных ограничений предусмотрены пунктами 1 и 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011г. N 64-ФЗ.

Установление административных ограничений учитывает обстоятельства дела, свидетельствующие о необходимости выбора таких ограничений, в том числе характер имеющегося у Обыденнова С.А. заболевания: «фиброзно-кавернозный туберкулез с локализацией каверны в верхней доли легкого и что Обыденов С.А. является бактериовыделителем.

Доводы прокурора в апелляционном представлении о том, что установленное количество явок 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации установлено судом без учета характеристики личности Обыденова С.А. являются не состоятельными. Число ежемесячных обязательных явок поднадзорного лица в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, определенное судом в пределах, установленных пунктом 5 части 1 статьи 4 Федерального закона, с учетом обстоятельств дела отвечает целям административного надзора, в том числе с учетом положительной характеристики, выданной администрацией исправительного учреждения.

Административное ограничение в виде обязательной явки 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, установленное судом, вопреки доводам апелляционного представления, не носит произвольного характера, исходя из того, что принимая решения в данной части, суд учел характер и степень общественной опасности совершенного Обыденновым С.А. преступление и данные, характеризующие его личность.

В то же время, судебная коллегия полагает необходимым изменить состоявшееся решение суда первой инстанции, поскольку при разрешении вопроса об установлении административных ограничений районным судом не учтено, что преступление Обыденновым С.А. в состоянии алкогольного опьянения.

Административный надзор и административные ограничения не являются наказанием за совершение преступления, а представляют собой меру, направленную на предотвращение совершения правонарушений поднадзорным лицом, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов посредством осуществления административного надзора (статьи 1 и 2 Федерального закона). Применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 Уголовный кодекс Российской Федерации).

Установление административного надзора согласуется со статьей 55 (часть третья) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 2876-О, от 19 июля 2016 г. N 1675-О и другие).

Меры административного надзора являются необходимыми, соразмерными, направленные на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений, а также оказывающие воспитательное воздействие на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости дополнения Обыденову С.А. ранее установленных административных ограничений запретом на посещение мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков. Установление названного административного ограничения необходимо в целях предупреждения совершения Обыденновым С.А. преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

определила:

Решение Советского районного суда г. Самары Самарской области от 19 сентября 2022 г. изменить путем дополнения установленных Обыденнову С.А. ограничений запретом посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и в Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Определение в мотивированной форме принято 1 ноября 2022 г.

Председательствующий:

Судьи:

33а-12613/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
Прокуратура Советского района Самарской области
ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области
Ответчики
ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области (для вручения Обыденнову Сергею Александровичу)
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
20.10.2022Передача дела судье
01.11.2022Судебное заседание
04.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.11.2022Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее