УИД: 56RS0041-01-2023-000143-89
12-494/2023
Р Е Ш Е Н И Е
22 июня 2023 года г. Оренбург
Судья Ленинского районного суда г. Оренбурга Месяц О.К.,
при секретаре Карамакановой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Фролова Андрея Викторовича на постановление врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области ... от 14 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении специалиста 1 категории администрации муниципального образования Заречинский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, члена конкурсной комиссии по проведению открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования Заречинский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области Фролова Андрея Викторовича,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области ... от 14 февраля 2023 года специалист 1 категории администрации муниципального образования Заречинский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, члена конкурсной комиссии по проведению открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования Заречинский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области Фролов А.В.. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Фролов А.В. обратился в Тоцкий районный суд Оренбургской области с жалобой, в которой просит постановление от 14 февраля 2023 отменить, производство по делу прекратить. Одновременно заявил ходатайство о восстановлении срока на её подачу.
Определением Тоцкого районного суда Оренбургской области от 10 апреля 2023 года жалоба передана по подведомственности в Ленинский районный суд г.Оренбурга.
В судебное заседание должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности, Фролов А.В.. не явился о времени и месте рассмотрения жалобы был извещен надлежащим образом, в связи с чем определено рассмотреть жалобу в порядке части 2 статьи 25.1 КоАП РФ в отсутствие не явившегося лица.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно ч.2 ст.30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Частью 2 ст. 29.11 КоАП РФ установлено, что копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку, в частности, физическому лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
В силу ч.1 ст.30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно ст. 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Частью 2 ст. 30.3 КоАП РФ предусмотрено, что в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2012 года N 1339-О, в силу ч. 1 ст. 24.4 КоАП РФ заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определения от 25 декабря 2008 года N 990-О-О, от 21 апреля 2011 года N 465-О-О, от 21 июня 2011 года N 749-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1066-О-О и др.).
Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (ч. 4 ст. 30.3 КоАП РФ).
Судом установлено, что копия постановления от 14.02.2023 года направлена почтовым отправлением №... по месту жительства привлекаемого лица и была возвращена за истечением срока хранения 24.03.2023г. С жалобой в суд Фролов А.В. обратился почтовым отправлением от 09.03.2023г. после получении по месту работы копии постановления - 02.03.2023г.
Таким образом, предусмотренный ст.30.3 КоАП РФ срок заявителем жалобы не пропущен, оснований для вынесения определения о его восстановлении не имеется.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдения установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Администрацией муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской принято решение организовать и провести конкурсы по отбору; управляющей организации для управления многоквартирными домами по адресам Оренбургская область, Тоцкий район, с. Тоцкое Второе, ул. Калинина, д. 1, 2, 3, 4, 5,6 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, ул. Ленина, д. 1, 2, 3, 4, 5, 8, ул. Кобина А. К, д. 5, 7, ул. Петрикова, д. 8, 9, 10,11, 12, 13, 14, 15, 16, ул. Победы, д. 1,2, 3, 4, 5, 6, 8,1С, 12, 13, 14, ул. Синельника, д. 1, 2, 2а, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13. Информация о конкурсах была размещена на сайте www.torgi.gov.ru - извещения № ... от 22.09.2021 г.
Распоряжениями от 17.06.2022 г. № ... администрацией муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской в соответствии с предписаниями Оренбургского УФАС России приняты решения отменить протоколы рассмотрения заявок № 2 от 22.10.2021 г., провести 17.06.2022 г. повторные процедуры рассмотрения заявок с учетом решений комиссии Оренбургского УФАС России №..., уведомить ГЖИ по Оренбургской области о факте признания неправомерными протоколов от 22.10.2021 г.
Согласно протоколам рассмотрения заявок на участие в конкурсах по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами (извещение F 220921/14119916/01, 220921/14119916/02) от 17.06.2022 г. № 2, ООО «ЛАВР», ООО «ДОМРУС100» не допущены к участию в конкурсах по причине: «недостоверно указан юридический адрес места нахождения организации».
Согласно протоколам рассмотрения заявок на участие в конкурсах по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами (извещение F 220921/14119916/01, 220921/14119916/02) от 17.06.2022 г. № 2, ООО «ЛАВР», ООО «ДОМРУС100» не допущены к участию в конкурсах по причине: «недостоверно указан юридический адрес места нахождения организации».
Согласно извещениям №. ... от 22,09.2021 г., дата начала подачи заявок - 22.09.2021, окончание подачи заявок - 21.10.2021 до 11 ч. 00 мин.
Учитывая, что срок подачи заявок Организатором торгов не продлялся, конкурсная комиссия на заседаниях 17.06.2022 г. рассматривала заявки, поданные претендентами в период с 22.09.2021 г. по 21.10.2021 г.
В составе заявок ООО «ЛАВР», поданных 19.10.2021 г., содержится выписка из ЕГРЮЛ № ... от 12.10.2021 г. (оригинал). Согласно указанной выписке, юридическим адресом ООО «ЛАВР» является 295034, ... Отметки о недостоверности данных сведений выписка не содержит.
Представленные в Оренбургское УФАС России администрацией муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области выписка из ЕГРЮЛ от 17.06.2022 г. в отношении ООО «ЛАВР», а также письмо Межрайонной ИФНС России № 9 по Республике Крым от 11.03.2022 № ... содержат сведения по состоянию соответственно на 11.03.2022 г. и 17.06.2022 г., но не на дату подачи заявок и вскрытия конвертов с заявками.
В составе заявок ООО «ДОМРУС100», поданных 19.10.2021 г., содержится выписка из ЕГРЮЛ № ... от 19.10.2021 г. Согласно указанной выписке, юридическим адресом ООО «ДОМРУС100» является ... Отметки о недостоверности данных сведений выписка не содержит.
Представленное в Оренбургское УФАС России администрацией муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области письмо ИФНС России по г. Курску от 20.04.2022 № ... содержит сведения по состоянию на 20.04.2022 г., но не на дату подачи заявок и вскрытия конвертов с заявками.
Кроме того, письмо ИФНС России по г. Курску от 20.04.2022 № ... не подтверждает недостоверность сведений о юридическом адресе ООО «ДОМРУСЮО», а содержит информацию о направлении ИФНС России по г. Курску в адрес ООО «ДОМРУС100» уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица в целях устранения нарушений законодательства о государственной регистрации в соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В соответствии, с пунктом 57 Правил, претендент вправе изменить или отозвать заявку на участие в конкурсе в любое время непосредственно до начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
Таким образом, рассмотрение заявок должно осуществляться с учетом документов, поступивших до начала процедуры вскрытия конвертов с заявками. Сведения о юридических адресах ООО «ЛАВР», ООО «ДОМРУС100» на момент подачи заявок являлись достоверными. Доказательств, подтверждающих обратное в антимонопольный орган не представлено.
Учитывая вышеизложенное, должностное лицо при вынесении постановления приходит к выводу о неправомерности действий Организатора торгов в части отказа в допуске заявок ООО «ЛАВР», ООО «ДОМРУС100» к участию в конкурсах.
В соответствии с протоколами № 2 рассмотрения заявок на участие в конкурсах по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 17.06.2022 г. (извещения № ...) решения об отказе в допуске ООО «ЛАВР», ООО «ДОМРУС100» к участию в конкурсах по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами было принято конкурсной комиссией в составе председателя комиссии; Карпова О. А., секретаря комиссии Петерзиль С. А,} членов комиссии: Фролова А. Е Федотова А. И.
С учетом вышеизложенного, конкурсной комиссией по проведению открыть конкурсов по отбору управляющей организации для управления много квартирныу домами, расположенными по адресам: Оренбургская область, Тоцкий район, с. Тоцк Второе, ул. Калинина, д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, U, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, у; Ленина, д. 1,2,3,4, 5, 8, ул. Кобина А. И., д. 5,7, ул. Петрикова, д. 8, 9,10,11, 12, 13,1 15, 16, ул. Победы, д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10, 12, 13, 14, ул. Синельника, д. 1, 2, 2а, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 13 нарушены положения п. 18 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации до управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. № 75, при проведении рассмотрения заявок 17.06.2022 г. (извещения №...).
Факт данного нарушения установлен решениями комиссии Оренбургского УФАС России по делам № ...
Протоколы № 2 рассмотрения заявок на участие в конкурсах по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (извещения № ... года от 17.06.2022 года подписаны в том числе членом конкурсной комиссии – Фроловым А.В.
Вместе с тем, довод заявителя жалобы о ненадлежащем его извещении о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении суд полагает обоснованным в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частей 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ. Кроме того, в силу положений данной нормы протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье, должностному лицу необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Статья 25.15 КоАП РФ предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1).
Выполнение указанных требований при составлении протокола об административном правонарушении направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.
В связи с этим уполномоченное должностное лицо обязано принять меры к извещению данного лица о месте и времени составления протокола. Соответственно, в материалах дела, переданных на рассмотрение должностному лицу или судьи, должны содержаться доказательства, документально подтверждающие факт извещения лица, привлекаемого к ответственности, о месте и времени составления протокола.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности не извещенного о месте и времени его составления, при отсутствии надлежащего извещения лица о дне и месте составления протокола об административном правонарушении, не отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, обеспечивающим создание надлежащих процессуальных условий для справедливого разбирательства дела и влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что Фролов А.В. о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении от 12.01.2023г. извещался по адресу: ... в то время как согласно имеющейся в материалах дела копии паспорта Фролова А.В., и указанному в жалобе адресу, местом его регистрации и жительства является адрес: ...
По данному адресу извещение о времени и месте составления протокола не направлялось, протокол от 12.01.2023г. составлен в отсутствие привлекаемого лица.
Равным образом привлекаемое лицо извещалось по неверному адресу о времени и месте рассмотрения дела 14.02.2023г., при вынесении постановления Фролов А.В. не присутствовал.
При этом, уведомление о явке на составление протокола, адресованное и направленное должностному лицу Фролову А.В. не может быть расценено судом в качестве надлежащего извещения должностного лица.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
По смыслу нормативных положений, закрепленных в КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.
Таким образом, протокол об административном правонарушении, составленный в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не извещенного о месте и времени его составления, не имеет юридической силы, и не мог быть принят должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области в качестве доказательства при вынесении постановления.
В связи с изложенным, в ходе производства по настоящему делу порядок привлечения специалиста 1 категории администрации муниципального образования Заречинский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, члена конкурсной комиссии по проведению открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования Заречинский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области Фролова А.В.. к административной ответственности не соблюден. Допущенное нарушение требований КоАП РФ является существенным и невосполнимым на стадии рассмотрения жалобы на постановление, учитывая, что возвращение протокола должностному лицу для устранения недостатка в настоящее время невозможно.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных КоАП РФ, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу постановления.
Согласно ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ, должностного лица составляет один год.
В силу п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно постановления от 14.02.2023г., время совершения правонарушения соответствует 17.06.2022г. Таким образом, на момент рассмотрения жалобы срок давности привлечения Фролова А.В. истек.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При установленных обстоятельствах постановление должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области подлежит отмене, производство по делу прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Жалобу Фролова Андрея Викторовича – удовлетворить.
Постановление врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области ... от 14 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении специалиста 1 категории администрации муниципального образования Заречинский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, члена конкурсной комиссии по проведению открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования Заречинский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области Фролова Андрея Викторовича отменить, производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья подпись О.К.Месяц