Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1957/2024 ~ М-1629/2024 от 03.06.2024

         Дело № 2-1957/2024г.

         Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июля 2024 года г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи             Надбитовой Г.П.,

при секретаре             Четыревой Л.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреевой Светланы Владимировны, Андреева Савра Николаевича к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, бюджетному учреждению Республики Калмыкия «Республиканский противотуберкулезный диспансер» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Андреевы обратились в суд с указанным иском, мотивируя тем, что Андреева С.В. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> где зарегистрирована и проживает с 2008г. Все имущество, находящееся в жилом помещении, принадлежит ей и ее супругу Андрееву С.Н., который также зарегистрирован и проживает по указанному адресу. Спорное жилое помещение предоставлено в бессрочное владение и пользование ей и членам ее семьи на основании договора социального найма от 07 мая 2008г., заключенного с ГУ «Калмыцкий республиканский противотуберкулезный диспансер» (в настоящее время БУ РК «РПТД»), в оперативном управлении которого оно находилось. БУ РК «РПТД» не возражает против приватизации указанного жилого помещения, находящегося в оперативном управлении диспансера, но необходимо согласование с уполномоченным органом по распоряжению государственным имуществом РК – с Министерством по земельным и имущественным отношениям РК (далее Министерство). Министерство отказало в согласовании по заявлению от 11 апреля 2024г., что делает невозможным передачу в собственность спорного жилого помещения в порядке приватизации. Между тем, спорный жилой дом является республиканской собственностью и соответственно подлежит приватизации. Сведения об отнесении спорного помещения в установленном законом порядке к числу служебных жилых помещений и предоставлении им жилого помещения в таком качестве отсутствуют. Третьих лиц, чьи интересы могли бы быть затронуты, нет. Более 16 лет они владеют и пользуются спорным жилым помещением на законных основаниях, оплачивают коммунальные услуги, указанный дом является их единственным жильем. Оснований, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, для выселения без предоставления другого жилого помещения, не имеется. Просят суд признать за ними право собственности на жилое помещение – жилой дом общей площадью 134,8 кв.м, жилой площадью 70,5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> в порядке приватизации.

Истцы и представитель истицы Андреевой С.В. адвокат Манджиева Г.Н. просят суд рассмотреть дело в их отсутствие, настаивают на удовлетворении иска (заявления соответственно от 24 и 29 июля 2024г.).

Представитель ответчика – Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия в суд не явилась, в возражении на иск представитель ответчика Гучинова А.Е. просит суд в удовлетворении иска отказать, поскольку по договору социального найма льготным категориям граждан, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилье, предоставляются во владение и пользование жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда. У Министерства отсутствуют сведения о постановке на учет истцов в качестве нуждающихся в жилье. Считает, что предоставленный договор социального найма жилого помещения, заключенный БУ РК «Республиканский противотуберкулезный диспансер» с Андреевой С.В., не является договором социального найма, так как указанное учреждение не обладает полномочиями на заключение таких договоров. Считает, что предоставленное истцам жилое помещение является служебным (от 26 июня 2024г.).

Представитель ответчика – БУ РК «Республиканский противотуберкулезный диспансер», надлежащим образом, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, о причине неявки не известил, не ходатайствовал об отложении дела. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие на основании ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации № 1541-1 от 04 июля 1991г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее Закон) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Статья 6 Закона предусматривает, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В силу ст. 11 этого же Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 07 мая 2008г. Государственное учреждение «Калмыцкий республиканский противотуберкулезный диспансер» (далее Диспансер) заключило с Андреевой С.В., работавшей в Диспансере (приказы № 205-л от 30 апреля 2008г., № 375/1-л от 04 августа 2008г., № 289-л от 20 августа 2010г., № 91-л от 15 марта 2013г.), договор социального найма жилого помещения, по которому последней в бессрочное владение и пользование передано жилое помещение, состоящее из 4 квартир, общей площадью 134,8 кв.м, жилой площадью 70,5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> Жилое помещение предоставлено истице и члену ее семьи – супругу Андрееву С.Н. для проживания.

27 сентября 2011г. главный врач Диспансера направил министру по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия сообщение о том, что Диспансер не возражает против приватизации Андреевой С.В. 4-х квартирного дома общей площадью 134,8 кв. м, жилой площадью 70,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> находящегося в оперативном управлении (на балансе) Диспансера (исходящий № 1118).

Истцы зарегистрированы по адресу: <адрес> (справка отдела по работе с сельскими населенными пунктами и поддержки сельскохозяйственного производства Администрации г. Элисты от 02 октября 2023г. № 297). По сведениям АО «Газпром газораспределение Элиста» от 13 июля 2024г. задолженность по дому <адрес> отсутствует.

По сведениям Комитета по управлению муниципальным имуществом Мэрии г. Элис- ты от 04 июля 2011г. № 1/633 и от 01 сентября 2011г. № 1/868 – Андреев Савр Николаевич, родившийся ДД.ММ.ГГГГ., и Андреева С.В., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ., не использовали право приватизации муниципального жилья в г. Элиста Республики Калмыкия.

Распоряжением Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия № 620-р от 31 октября 2011г. Андреевой С.В. дано согласие на приватизацию жилого помещения (квартиры, общей площадью 70,5 кв.м), расположенного по адресу: <адрес>, закрепленного на праве оперативного управления за КУ «Калмыцкий республиканский противотуберкулезный диспансер», путем заключения с Андреевой С.В. договора на передачу жилого помещения в собственность граждан.

07 ноября 2023г. Андреева обратилась к главному врачу Диспансера с заявлением о приватизации дома по адресу: <адрес>.

11 апреля 2024г. Андреева обратилась в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия с заявлением о приватизации жилого помещения (квартиры, общей площадью 70,5 кв.м.), расположенного по адресу: <адрес>, но Министерство отказало истице в приватизации (ответ № МД-01/1-09-3237 от 18 апреля 2024г.).

В соответствии со ст. 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

    В силу ст. 676 ГК РФ наймодатель обязан передать нанимателю свободное жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания.

    Согласно ч. 3 ст. 19 ЖК РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования.

    По ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

    Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (ст. 99 ЖК РФ).

    Согласно пункту 4 «Правил отнесения жилого помещения к специализированному жи- лищному фонду», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006г. № 42 (далее Правила), жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства, быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

    Указанные Правила также предусматривают, что использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда (п. 15).

    В силу положений ст. 15, ч. 2 ст. 65, ч. 5 ст. 100 ЖК РФ наймодатель специализированного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения обязан передать нанимателю жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан (отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

    Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 ЖК РФ).

    Таким образом, согласно приведенным правовым нормам, занимаемое жилое помещение является служебным жилым помещением только в случае его отнесения к специализированному жилищному фонду на основании решения, что, в свою очередь, должно предшествовать его предоставлению в качестве такового по договору найма специализированного (служебного) жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес> находится в собственности Республики Калмыкия, закреплено на праве оперативного управления за БУ РК «Республиканский противотуберкулезный диспансер» (ранее КУ «Калмыцкий республиканский противотуберкулезный диспансер»). 18 апреля 2024г. Министерство по земельным и имущественным отношения Республики Калмыкия отказало истцам в приватизации жилого дома.

Вместе с тем, доказательства отнесения дома к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями ч. 2 ст. 92 ЖК РФ, в материалах дела отсутствуют, в судебное заседание не представлены. Кроме того, отсутствуют данные об отнесении дома к жилищному фонду коммерческого найма.

Жилой дом предоставлен истцам для проживания, соответственно, между сторонами фактически сложились отношения, вытекающие из договора социального найма.

Спорное жилое помещение, принадлежащее Республике Калмыкия, и находящееся в оперативном управлении Диспансера, предоставлено истцам на условиях договора социального найма жилого помещения.

Истцы, не принимавшие участие в приватизации, имеют право приобрести жилое помещение в собственность бесплатно в порядке приватизации.

Довод представителя ответчика о том, что вышеуказанный договор социального найма заключен в отсутствие согласия собственника, а потому не является договором социального найма, подлежит отклонению, как не основанный на законе, поскольку вышеуказанный дом к жилым помещениям, не подлежащим приватизации в соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», не относится; поэтому в силу ст.ст. 2, 11 Закона истцам, занимающим жилое помещение на условиях социального найма и не участвовавшим в приватизации, в передаче данного жилого помещения в собственность в порядке приватизации вне зависимости от наличия либо отсутствия согласия собственника имущества не может быть отказано.

Кроме того, до настоящего времени договор социального найма от 07 мая 2008г. никем не оспорен и не отменен, поэтому сохраняет свое юридическое действие.

В силу положений части 3 статьи 8 Закона Российской Федерации № 1541-1 от 04 июля 1991г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им на основании договора социального найма жилого помещения, за ним может быть признано право собственности на это жилое помещение в порядке приватизации в судебном порядке. При таких обстоятельствах, исковые требования о признании за истцами права собственности на жилой дом в порядке приватизации обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Андреевой Светланы Владимировны, Андреева Савра Николаевича к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, бюджетному учреждению Республики Калмыкия «Республиканский противотуберкулезный диспансер» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации - удовлетворить.

Признать за Андреевой Светланой Владимировной, родившейся ДД.ММ.ГГГГ. в <данные изъяты>, и Андреевым Савром Николаевичем, родившимся ДД.ММ.ГГГГ. в <данные изъяты>, право собственности в порядке приватизации на жилой дом общей площадью 134,8 кв.м, жилой площадью 70,5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий                             Надбитова Г.П.

     В окончательной форме решение суда изготовлено 01 августа 2024г.

2-1957/2024 ~ М-1629/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Андреева Светлана Владимировна
Андреев Савр Николаевич
Ответчики
Министерство по земельным и имущественным отношениям РК
Другие
Прокуратура г. Элисты
Управление Росреестра по РК
БУ РК "Республиканский противотуберкулезный диспансер"
Суд
Элистинский городской суд Республики Калмыкия
Судья
Надбитова Галина Петровна
Дело на странице суда
elistinsky--kalm.sudrf.ru
03.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.06.2024Передача материалов судье
06.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.06.2024Судебное заседание
29.07.2024Судебное заседание
01.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее