дело № 2-1660/2023
УИД 61RS0005-01-2023-001576-95
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
30 мая 2023 года Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону
в составе: председательствующего судьи Толстовой Н.П.,
при секретаре Бойко Н.В.,
с участием помощника прокурора Астаховой В.В.,
представителей МБОУ «Школа №» директора Богданова И.С.,
Управления образования г. Ростова-на-Дону по доверенности Журенко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Ростова-на-Дону в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Школа №», третье лицо: Управление образования г. Ростова-на-Дону об обязании обеспечить беспрепятственный доступ к объекту,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района г. Ростова-на-Дону в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону с настоящим иском указывая на то, что прокуратурой Октябрьского района г. Ростова-на-Дону была проведена проверка соблюдения требований законодательства в части беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства здание МБОУ «Школа №», расположенное по адресу: <...>, не оборудовано мнемосхемой, табличкой Брайля, кнопкой вызова, на проступнях краевых ступеней на входе не нанесены одна или несколько полос, контрастных с поверхностью ступени, а также отсутствует тактильная плитка на входной группе. Также установлено, что здание учреждения имеет пандус, однако он не соответствует требованиям законодательства. Так, в нарушение п. 5.1.16 СП 136.13330.2020 пандус имеет ограждение лишь с одной стороны.
В связи с изложенным прокурор Октябрьского района г. Ростова-на-Дону просил суд обязать МБОУ «Школа №» обеспечить беспрепятственный доступ к объекту, расположенному по адресу: <...>, путем оборудования здания мнемосхемой, табличкой Брайля, кнопкой вызова, нанесения на проступни краевых ступеней на входе контрастных полос, тактильной плитки на входной группе, а также привести в соответствие с требованиями законодательства пандус.
В судебном заседании помощник прокурора Астахова В.В. заявленные исковые требования поддержала и настаивала на их удовлетворении.
В судебном заседании директор МБОУ «Школа №» Богданов И.С. полностью признал заявленные исковые требования, указав, что ими предпринимаются все необходимые меры для исполнения представления прокурора, однако ввиду отсутствия финансирования в настоящее время исполнить решение суда не представилось возможным. Просил суд предоставить срок для исполнения решения суда до 31.12.2023 года.
В судебном заседании представитель третьего лица Управления образования г. Ростова-на-Дону по доверенности Журенко В.В. в случае удовлетворения заявленных исковых требований просил суд установить в решении суда разумный срок для его исполнения, до 31.12.2023 года.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных па создание им равных условий с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
На основании ч. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Под объектами социальной инфраструктуры понимаются объекты местного значения поселения, городского округа в областях образования, здравоохранения, физической культуры и массового спорта и культуры (согласно Требованиям к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 года №1050 «Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов»).
Учитывая вышеизложенное, МБОУ «Школа №» относится к объектам социальной инфраструктуры.
В соответствии с п. 5.1.10 СП 136.13330.2020 предупреждающую сигнализацию о приближении к препятствиям (лестницам, пешеходному переходу, окончанию островка безопасности, краю платформы и др.) для людей с нарушениями зрения следует обеспечивать изменением фактуры поверхностного слоя покрытия путей движения с учетом требований ГОСТ Р 52875, применением информирующего тактильно-визуального покрытия из плитки или полимерных материалов яркой контрастной окраски.
Согласно п. 5.1.16 СП 136.13330.2020 горизонтальные площадки перед началом и после завершения пандуса должны быть с размерами прохожей части, не менее: на общих путях движения с встречным движением - ширина - 1,8 м, длина - 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса - 1,8 х 1,8 м; при движении в одном направлении - ширина - 1,5 м, длина - 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса - 1,5 х 1,5 м.
Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м; верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика). Ширина марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) с движением в одном направлении должна быть в пределах от 0,9 до 1,0 м.
В ходе рассмотрения данного гражданского дела судом установлено, что Прокуратурой Октябрьского района г. Ростова-на-Дону была проведена проверка соблюдения требований законодательства в части беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства здание МБОУ «Школа №», расположенное по адресу: <...>, не оборудовано мнемосхемой, табличкой Брайля, кнопкой вызова, на проступнях краевых ступеней на входе не нанесены одна или несколько полос, контрастных с поверхностью ступени, а также отсутствует тактильная плитка на входной группе. Также установлено, что здание учреждения имеет пандус, однако он не соответствует требованиям законодательства. Так, в нарушение п. 5.1.16 СП 136.13330.2020 пандус имеет ограждение лишь с одной стороны.
По результатам проверки исполнения требований действующего законодательства в части беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры прокуратурой района 02.02.2023 года руководителю МБОУ «Школа №» внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено и до настоящего времени не удовлетворено. Ввиду отсутствия финансирования до настоящего времени работы по обеспечению беспрепятственного доступа к объекту МБОУ «Школа №» не произведены.
Однако, несоблюдение вышеуказанных требований ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников и иных лиц в образовательной организации, что недопустимо.
Учитывая вышеизложенное суд считает, что предъявленные в этой части требования прокурора Октябрьского района г. Ростова-на-Дону законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание положения части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определяя конкретный срок, обеспечивающий соблюдение баланса интересов сторон, исходя из характера правоотношений, суд полагает возможным предоставить ответчику срок для обеспечения беспрепятственного доступа к объекту МБОУ «Школа №» в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, считая данный срок разумным и справедливым.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать МБОУ «Школа №» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ к объекту, расположенному по адресу: <...>, путем оборудования здания мнемосхемой, табличкой Брайля, кнопкой вызова, нанесения на проступни краевых ступеней на входе контрастных полос, тактильной плитки на входной группе, а также привести в соответствие с требованиями законодательства пандус.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента принятия решения в окончательной форме в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону.
Решение в окончательной форме изготовлено 30 мая 2023 года.
Судья: