РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 апреля 2022 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего по делу – судьи Афонина Г.В., при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием прокурора гражданско – судебного отдела прокуратуры <адрес> ФИО4, истца ФИО1, представителя ответчика – ФИО5, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ОБУЗ «<данные изъяты>» - ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес> гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО1, к Департаменту здравоохранения <адрес> о возложении обязанности организовать обеспечение бесплатным лекарственным средством,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения <адрес> об обязании обеспечить ее лекарственным препаратом.
Требования мотивированы тем, что истец является инвалидом второй группы, что подтверждается справкой МСЭ-2020 №.
Истец указывает, что она страдает заболеванием: первичный миелофиброз (ПМФ), промежуточного риска по <данные изъяты> от 2013 г., 92, ХХХХ [3]/<данные изъяты> от 2018, промежуточным риском – 2 по <данные изъяты> г., относящимся к онкологическим заболеваниям, является инвалидом второй группы.
ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по жизненным показаниям рекомендовано проведение таргетной терапии «Руксолитинибом» в дозе 30 мг/сут. с коррекцией дозы в зависимости от показателей крови.
Согласно заключению главного внештатного специалиста Департамента здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по жизненным показаниям показан перевод на терапию 2-й линии таргетным препаратом «Руксолитинибом» по 15 мг. 2 раза в сутки.
Истцом в адрес Департамента здравоохранения <адрес> было направлено заявление с просьбой обеспечить ее препаратом на бесплатной основе, при этом лекарством она не была обеспечена.
Истец указывает, что обязанность обеспечить истца препаратом Департаментом Здравоохранения не была исполнена, истцу в обеспечении лекарственными препаратами отказано.
На основании изложенного, истец просит суд обязать Департамент здравоохранения <адрес> организовать обеспечение ее лекарственным препаратом «Руксолитинибом» по жизненным показателям в количестве, необходимом для реализации медицинских назначений, до минования надобности.
В судебном заседании прокурор гражданско-судебного отдела прокуратуры <адрес> ФИО4, истец ФИО1 заявление поддержали по основаниям, изложенным в нем, суду пояснили, что наличие у истца диагноза подтверждено медицинской документацией, и препарат «Руксолитинибом» предназначен для лечения, в настоящее время истец обеспечена препаратом на текущий год, при этом, поскольку ее требования не были своевременно удовлетворены, право на обеспечение препаратом было нарушено, имеется основание для удовлетворения иска об обязании Департамент здравоохранения <адрес> организовать такое обеспечение непрерывно ежегодно в необходимом количестве и до минования надобности.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения <адрес> – по доверенности ФИО5, пояснила, что с иском не согласна по основаниям, изложенным в письменном отзыве, так же пояснила, что истец на текущий год обеспечена лекарственным препаратом, на следующий год она будет обеспечена в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ОБУЗ «<данные изъяты> - по доверенности ФИО6 в судебном заседании оставила разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ОБУЗ «<данные изъяты>» в судебное заседание представителя не направило, о дате времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. Ранее направило отзыв на исковое заявление, в котором оставило разрешение данного вопроса на усмотрение суда.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, данному требованию корреспондирует ст. 3 ГПК РФ.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята ДД.ММ.ГГГГ Генеральной Ассамблеей ООН).
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»),
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В соответствии с п. 8 ст. 6.1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе инвалиды.
В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с п. 1. ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Документом, подтверждающим право гражданина на бесплатное получение необходимого лекарственного препарата в определенном количестве, является льготный бесплатный рецепт установленного образца.
В силу ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». В приложении N 1 к этому Постановлению в виде таблицы представлены категории населения, которым гарантировано право на получение всех лекарственных средств, и категории заболеваний, в перечень заболеваний включены онкологические заболевания.
Порядок назначения лекарственных препаратов утвержден Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 1094н (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 66124).
В ст. 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:
организация размещения заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов;
3) организация обеспечения населения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
В ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ указано, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 данной статьи, и порядки формирования таких перечней.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2406-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
Судом установлено, что истец является инвалидом второй группы, что подтверждается справкой МСЭ-2020 №, страдает заболеванием: первичный миелофиброз (ПМФ), промежуточного риска по IPSS от 2013г., 92, <данные изъяты> от 2018, промежуточным риском – 2 по DIPSSт 2021 г., относящимся к онкологическим заболеваниям.
ДД.ММ.ГГГГ Главным внештатным специалистом Департамента <адрес> дано заключение, которым ФИО1, на постоянной основе по жизненным показаниям, показан перевод на терапию 2й линии таргетным препаратом руксолитинибом по 15 мг 2 раза в сутки.
Препарат жизненно необходим ФИО1, что так же подтверждается письменной консультацией в клинике ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. ФИО3 и ее пояснениями, данными в ходе рассмотрения дела.
Данный препарат включен в вышеуказанный перечень лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2406-р. (<данные изъяты>).
Пунктом 2.4. Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 578-п (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения <адрес>» Департамент здравоохранения <адрес> осуществляет разработку и реализацию программ <адрес> в сфере охраны здоровья граждан, в том числе в сфере здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, участие в реализации федеральных целевых программ в указанных сферах.
В соответствии с федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», от ДД.ММ.ГГГГ N 326ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», от ДД.ММ.ГГГГ N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» в целях правового регулирования отношений, связанных с охраной здоровья граждан в <адрес> Думой принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 93-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об отдельных вопросах организации охраны здоровья граждан в <адрес>».
В соответствии с вышеприведенными положениями федерального законодательства, с пунктом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 93ОЗ «Об отдельных вопросах организации охраны здоровья граждан в <адрес>», ФИО1, как лицо, страдающее заболеванием, относящимся к онкологическим заболеваниям, имеет право на бесплатное обеспечение жизненно необходимым для нее препаратом – руксолитинибом, назначенным врачебной комиссией Департамента здравоохранения <адрес>.
Установлено, что ФИО1 письмом Департамента здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № было отказано в обеспечении назначенным лекарственным препаратом со ссылкой на заявленный ею отказ от набора социальных выплат в пользу денежной компенсации, так же ей было разъяснено о необходимости для подбора схемы лечения препаратами, имеющимися в наличии, обратиться к лечащему врачу (л.д. 19-20).
В судебном заседании представитель ответчика в письменных возражениях указала, что Департаментом здравоохранения <адрес> ФИО1 не было отказано в организации обеспечения бесплатным лекарственным препаратом, ей было предложено обратиться к лечащему врачу, для подбора схемы лечения препаратами.
В то же время, из отзыва на исковое заявление ОБУЗ «Кинешемская центральная районная больница» следует, что ДД.ММ.ГГГГ необходимые документы для обеспечения ФИО1 лекарственным препаратом были направлены в адрес Департамента здравоохранения <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по электронной почте в отдел лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения <адрес>, а так же повторно ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50-53).
В возражениях на исковое заявление прокурора <адрес> ответчик Департамент здравоохранения <адрес> указал, что писем по электронной почте от ОБУЗ «<данные изъяты>» не поступало.
В то же время суду не представлено доказательств, опровергающих возникновение у ответчика обязательства, связанного с обеспечением ФИО1 лекарственным препаратом, поскольку в материалах дела имеется заключение главного внештатного специалиста Департамента здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым дано заключение о показании пациентке ФИО1 по жизненным показаниям, перевода на терапию 2-ой линии таргетным препаратом «Руксолитинибом» по 15 мг. 2 раза в сутки (л.д. 1617).
Таким образом, отказ Департамента здравоохранения <адрес> в обеспечении ФИО1 данным лекарственным препаратом, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, являлся безосновательным, незаконным.
Суд принимает во внимание, что на момент рассмотрения настоящего гражданского дела Департаментом здравоохранения <адрес> был заключен государственный контракт № на поставку указанного препарата для истца, и как следует из пояснений самой ФИО1 она на момент рассмотрения дела фактически обеспечена препаратом на текущий 2022 год.
В то же время, поскольку истец доказала нарушение ее прав, ненадлежащим обеспечением ее лекарственным препаратом, ответчиком Департаментом здравоохранения <адрес> было допущено нарушение, суд полагает требования прокурора <адрес> в заявленной формулировке подлежат удовлетворению поскольку связаны с обязанием Департамент здравоохранения <адрес> организовать надлежащее обеспечение ФИО1 бесплатным лекарственным препаратом «Руксолитиниб» по жизненным показателям в количестве, необходимом для реализации медицинских назначений, до минования надобности.
В соответствии с ч. 1. ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В рассматриваемом случае, поскольку истец в настоящее время и на 2022 год обеспечена лекарственным препаратом, оснований для приведения решения к немедленному исполнению не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО1 удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения <адрес> организовать надлежащее обеспечение ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, бесплатным лекарственным препаратом «Русконитилиб» по жизненным показателям в количестве, необходимом для реализации медицинских назначений, до минования надобности.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в <данные изъяты> суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца после изготовления решения суда в мотивированном виде.
Председательствующий Г.В. Афонин
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.