Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-9480/2023 ~ М-7695/2023 от 09.10.2023

К делу № 2-9480/23

УИД: 23RS0047-01-2023-009913-95

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Краснодар                                                          27 ноября 2023 года

Советский районный суд г. Краснодара в составе: председательствующего судьи Зуева М.А., при секретаре судебного заседания Сапрыкиной С.П., с участием: представителя истца Перцева К.А., действующего на основании доверенности; представителя ответчика Матвеевой А.А., действующей на основании доверенности; представителя Департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар - третьего лица не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, по доверенности Аветовой С.Г.; представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Краснодарскому краю - третьего лица не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, по доверенности Ковтун В.А.;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению городской Думы Краснодара к филиалу публично-правовой компании «Роскадастр» по Краснодарскому краю о пресечении прав и интересов городской Думы Краснодара,

установил:

Истец обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением к ответчику, в котором просит суд: пресечь нарушение прав и интересов городской Думы Краснодара в связи созданием неопределенного правового статуса границ населенных пунктов муниципального образования город Краснодар (город Краснодар, посёлок Берёзовый, посёлок Краснолит, хутор Копанской, хутор Новый, станица Елизаветинская, поселок Дружелюбный, поселок Индустриальный, поселок Лазурный, хутор Октябрьский, посёлок Плодородный, посёлок Победитель, посёлок Зеленопольский, посёлок Лорис, хутор Ленина, посёлок Пригородный, станица Старокорсунская), утвержденных решением от 02.09.2020 № 100 п. 1 «О генеральном плане муниципального образования город Краснодар», но не содержащихся в реестре границ населенных пунктов; установить, что решение суда является основанием для внесения Филиалом публично-правовой компании «Роскадастр» по Краснодарскому краю в реестр границ сведений о местоположении действующих границ населенных пунктов муниципального образования г.Краснодар (город Краснодар, посёлок Берёзовый, посёлок Краснолит, хутор Копанской, хутор Новый, станица Елизаветинская, посёлок Дружелюбный, посёлок Индустриальный, посёлок Лазурный, хутор Октябрьский, посёлок Плодородный, посёлок Победитель, посёлок Зелено-польский, посёлок Лорис, хутор Ленина, посёлок Пригородный, станица Старокорсунская) в соответствии с материалами, подготовленными на основании генерального плана муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 № 100 п. 1, содержащими пересечения границ земельных участков, с сохранением ранее установленной категории земельных участков, не подпадающих под действие части 10 статьи 34 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В обоснование требований искового заявления истец указывает, что решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 № 100 п. «О генеральном плане муниципального образования город Краснодар» утверждён генеральный план муниципального образования город Краснодар (сокр. решение № 100 п. 1).

Приложением генерального плана МО г. Краснодар является описание границ населенных пунктов муниципального образования город Краснодар.

Согласно Уставу муниципального образования город Краснодар представительным органом МО город Краснодар является городская Дума Краснодар.

Таким образом, полномочия по утверждению генерального плана муниципального образования город Краснодар отнесены к ведению городской Думы Краснодара (ст. 25 Устава).

В целях соблюдения процедуры согласования генерального плана муниципального образования город Краснодар на основании решения комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар от 27.06.2018 года (протокол N28) принято Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 27 июля 2018 г. № 3136 «О подготовке проекта внесения изменений в генеральный план муниципального образования город Краснодар», согласно которому Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар поручено разработать и представить в Комиссию по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар проект внесения изменений в генеральный план муниципального образования город Краснодар.

Порядок организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Проект генерального плана муниципального образования город Краснодар в целях соблюдения порядка его утверждения Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 19.06.2020 N?2307 (опубликовано 19.06.2020 на сайте по адресу:https://krd.ru/dokumenty/dokumentyadministratsii/normativnyepravovyeakty/ ofitsialnocopub-likovanie-normativnykh-pravovykh-aktov/document-19062020231422.html) был вынесен на общественные обсуждения, которые проходили в каждом населенном пункте.

Общественные обсуждения завершились опубликованием заключения о результатах общественных обсуждений 31.08.2020 в официальном источнике опубликования нормативных правовых актов городской Думы Краснодара - на Интернет - портале администрации муниципального образование город Краснодар и городской Думы Краснодара(https://golos.krd.ru/obschestvennyeobsuzhdeniya/discussion_06072020_080000.html).

В целях соблюдения установленного статьёй 25 Градостроительного кодекса РФ порядка согласования посредством размещения проекта решения в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования были получены положительные заключения Министерства экономического развития РФ от 24.07.2020 N? 23830-ОТ/Д27 и Администрации Краснодарского края от 25.06.2020 № 869 в части вопросов, относящихся к компетенции указанных органов.

С учетом изложенного заинтересованным лицам, путем проведения общественных обсуждений проекта была дана возможность высказать свое мнение в отношении положений генерального плана в том числе и в части границ населенных пунктов. Таким образом на обозрение собственников земельных участков и иных заинтересованных лиц была предоставлена информация в целях последующего отражения ее в реестре границ населенных пунктов.

Также, до настоящего момента реестр границ не содержит актуальную редакцию границ населённых пунктов с учетом решения от 02.09.2020 № 100 п. 1 «О генеральном плане муниципального образования город Краснодар», а именно город Краснодар, посёлок Берёзовый, посёлок Краснолит, хутор Копанской, хутор Новый, станица Елизаветинская, посёлок Дружелюбный, посёлок Индустриальный, посёлок Лазурный, хутор Октябрьский, посёлок Плодородный, посёлок Победитель, посёлок Зеленопольский, посёлок Лорис, хутор Ленина, посёлок Пригородный, станица Старокорсунская.

В связи с вышеизложенными обстоятельствами истец считает, что отсутствие в реестре границ актуальных сведений о границах населённых пунктов муниципального образования город Краснодар нарушает права и интересы городской Думы Краснодара, как представительного органа принявшего указанный нормативный документ, а также муниципального образования город Краснодар, в том числе как публичного образования осуществляющего введение на территории муниципального образования земельного и имущественных налогов, в зависимости от видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, и участвующего в распоряжении земельными участками как муниципальной собственности так и собственность на которые не разграничена.

В судебном заседании представитель истца требования искового заявления по изложенным в нём доводам поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании относительно возможности удовлетворения заявленных исковых требований полагалась на усмотрение суда.

Представитель Департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар - третьего лица не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора возражал против удовлетворения требований искового заявления.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Краснодарскому краю - третьего лица не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора возражал против удовлетворения требований искового заявления.

Согласно части 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В силу статей 1, 8 ГК РФ Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, - приходит к следующим выводам.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 № 100 п. «О генеральном плане муниципального образования город Краснодар» утверждён генеральный план муниципального образования город Краснодар (сокр. решение № 100 п. 1).

Приложением генерального плана МО г. Краснодар является описание границ населенных пунктов муниципального образования город Краснодар.

В соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 06.10.2003 N? 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана городского округа относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления.

Согласно статье 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Согласно Уставу муниципального образования город Краснодар представительным органом МО город Краснодар является городская Дума Краснодар.

Таким образом, полномочия по утверждению генерального плана муниципального образования город Краснодар отнесены к ведению городской Думы Краснодара (ст. 25 Устава).

В целях соблюдения процедуры согласования генерального плана муниципального образования город Краснодар на основании решения комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар от 27.06.2018 года (протокол N28) принято Постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 27 июля 2018 г. № 3136 «О подготовке проекта внесения изменений в генеральный план муниципального образования город Краснодар», согласно которому Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар поручено разработать и представить в Комиссию по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар проект внесения изменений в генеральный план муниципального образования город Краснодар.

Согласно статье 28 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания (общественные обсуждения) по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений, с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.

Порядок организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Проект генерального плана муниципального образования город Краснодар в целях соблюдения порядка его утверждения Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 19.06.2020 N?2307 (опубликовано 19.06.2020 на сайте по адресу:https://krd.ru/dokumenty/dokumentyadministratsii/normativnyepravovyeakty/ ofitsialnocopub-likovanie-normativnykh-pravovykh-aktov/document-19062020231422.html) был вынесен на общественные обсуждения, которые проходили в каждом населенном пункте.

Общественные обсуждения завершились опубликованием заключения о результатах общественных обсуждений 31.08.2020 в официальном источнике опубликования нормативных правовых актов городской Думы Краснодара - на Интернет - портале администрации муниципального образование город Краснодар и городской Думы Краснодара(https://golos.krd.ru/obschestvennyeobsuzhdeniya/discussion_06072020_080000.html).

В целях соблюдения установленного статьёй 25 Градостроительного кодекса РФ порядка согласования посредством размещения проекта решения в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования были получены положительные заключения Министерства экономического развития РФ от 24.07.2020 N? 23830-ОТ/Д27 и Администрации Краснодарского края от 25.06.2020 № 869 в части вопросов, относящихся к компетенции указанных органов.

С учетом изложенного заинтересованным лицам, путем проведения общественных обсуждений проекта была дана возможность высказать свое мнение в отношении положений генерального плана в том числе и в части границ населенных пунктов. Таким образом на обозрение собственников земельных участков и иных заинтересованных лиц была предоставлена информация в целях последующего отражения ее в реестре границ населенных пунктов.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N? 448-ФЗ «О публично-правовой компании «Роскадастр» публично-правовая компания «Роскадастр» осуществляет функции и полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 18 декабря 1997 года # 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов», Федеральным законом от 18 июня 2001 года N? 78-ФЗ «О землеустройстве», Федеральным законом от 24 июля 2007 года N? 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N? 443-Ф3 «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 13 июля 2015 года N? 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N? 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 1 мая 2016 года N? 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 3 июля 2016 года # 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», другими федеральными законами, функции и полномочия оператора государственных информационных систем в случаях, предусмотренных федеральным законом, и иных информационных систем, а также иные Функции и полномочия публично-правового характера, определенные Правительством Российской Федерации, если это предусмотрено федеральными законами.

Согласно статье 3.1 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. # 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в ред. Федерального закона от 19 декабря 2022 г. N? 546-Ф3) к полномочиям публично-правовой компании «Роскадастр» отнесено ведение реестра границ, в том числе границ населенных пунктов.

Однако, до настоящего момента, реестр границ не содержит актуальную редакцию границ населённых пунктов с учетом решения от 02.09.2020 № 100 п. 1 «О генеральном плане муниципального образования город Краснодар», а именно город Краснодар, посёлок Берёзовый, посёлок Краснолит, хутор Копанской, хутор Новый, станица Елизаветинская, посёлок Дружелюбный, посёлок Индустриальный, посёлок Лазурный, хутор Октябрьский, посёлок Плодородный, посёлок Победитель, посёлок Зеленопольский, посёлок Лорис, хутор Ленина, посёлок Пригородный, станица Старокорсунская.

Судом констатирует тот факт, что отсутствие в реестре границ актуальных сведений о границах населённых пунктов муниципального образования город Краснодар нарушает права и интересы городской Думы Краснодара, как представительного органа принявшего указанный нормативный документ, а также муниципального образования город Краснодар, в том числе как публичного образования осуществляющего введение на территории муниципального образования земельного и имущественных налогов, в зависимости от видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, и участвующего в распоряжении земельными участками как муниципальной собственности так и собственность на которые не разграничена.

Так, решением городской Думы Краснодара от 24 ноября 2005 г. № 3 п. 2 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город Краснодар» определены ставки налога на землю, исчисляемого в зависимости от вида разрешенного использования, устанавливаемого исходя из принадлежности к той или иной категории.

Частью 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к исключительной компетенции представительного органа отнесены установление налогов и утверждение местного бюджета формируемого в том числе от налоговых отчислений и сделок по распоряжению земельными участками.

Таким образом невозможность использования территории в соответствии с утвержденными границами населенного пункта оказывает ограничительное действие на решение вопросов местного значения органами местного самоуправления.

Согласно положениям статьи 8 Земельного кодекса РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В соответствии со статьей 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план городского округа в своем составе содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Частью 8 статья 34 закона 218-ФЗ определено, что если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ населенных пунктов, границ территориальных зон, в том числе при изменении сведений о местоположении таких границ, выявлено пересечение таких границ с границами земельных участков, сведения о местоположении границ которых содержатся в ЕГРН (исключая земельные участки, пересечение границ которых с границами территориальных зон допускается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации), в реестр вносятся сведения об описании местоположения границ населенного пункта, территориальных зон, в том числе изменения в сведения об их местоположении в целях приведения этих сведений в соответствие с описанием местоположения границ земельного участка, сведения о местоположении границ которого содержатся в ЕГРН.

При этом согласно части 10 статьи 34 закона 218-ФЗ, положение части 8 настоящей статьи применяется при условии, что семьдесят пять и более процентов площади указанного земельного участка находится соответственно в границах определенного населенного пункта, определенной территориальной зоны.

В случае если указанное положение не может быть применимо, городская Дума Краснодара полагает необходимым сохранение существующей категории земельных участков, исходя из сложившегося правового режима территории, тем самым не затрагивая интересы собственников.

Таким образом в настоящее время сложилась ситуация при которой, утвержденный в установленном порядке генеральный план муниципального образования город Краснодар, опубликованный и размещенный в информационных системах и сведения, содержащиеся в реестре границ населенных пунктов не совпадают друг с другом.

Указанная ситуация создает предпосылку неопределенности применения принятого городской Думой Краснодара документа территориального планирования, которым является генеральный план муниципального образования город Краснодар.

Кроме того, данные действия затрагивают интересы жителей муниципального образования, которые после утверждения генерального плана предполагали изменение соответствующих границ населенного пункта и категории земель с отражением сведений в ЕГРН.

Кроме того, генеральный план — это основной градостроительный документ, разрабатываемый в интересах проживающего населения и с учетом государственных задач, направления территориального развития города и расширения его границ. Функциональное назначение и строительное зонирование территории, распределение земель по видам собственности, принципиальные решения по размещению жилых массивов и объектов, транспортному обслуживанию, инженерному оборудованию и благоустройству, а также очередности освоения территорий.

Установление границ населенных пунктов является основной функцией территориального планирования и способствует устойчивому развитию территорий населенного пункта.

Так согласно положениям части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, отсутствие актуальных сведений в реестре границ населенных пунктов нарушает права не только граждан, проживающих на данной территории, но и права и интересы городской Думы Краснодара, утвердившей своим решением расположение границ населенного пункта в целях развития данной территории и потенциальных дополнительных поступлений в виде налоговых платежей, и платежей от распоряжения муниципальными земельными участками с измененным статусом.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению, с учётом принятых во внимание судом возражений ответчика, из которых следует, что в октябре 2020 года и в январе 2021 года в адрес филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю поступали документы, необходимые для внесения изменений в сведения ЕГРН о границах населенных пунктов МО г. Краснодар и подготовленные в соответствии с генеральным планом, утверждённым решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 № 100.п.1. По результатам рассмотрения данных документов при наличии выявленных пересечений были направлены уведомления о невозможности внесения изменений в сведения ЕГРН.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковое заявление городской Думы Краснодара к филиалу публично-правовой компании «Роскадастр» по Краснодарскому краю о пресечении прав и интересов городской Думы Краснодара - удовлетворить частично.

Считать настоящее решение суда основанием для внесения Филиалом публично-правовой компании «Роскадастр» по Краснодарскому краю в реестр границ сведений о местоположении действующих границ населенных пунктов муниципального образования г.Краснодар (город Краснодар, посёлок Берёзовый, посёлок Краснолит, хутор Копанской, хутор Новый, станица Елизаветинская, посёлок Дружелюбный, посёлок Индустриальный, посёлок Лазурный, хутор Октябрьский, посёлок Плодородный, посёлок Победитель, посёлок Зелено-польский, посёлок Лорис, хутор Ленина, посёлок Пригородный, станица Старокорсунская) в соответствии с материалами, подготовленными на основании генерального плана муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 № 100 п. 1, содержащими пересечения границ земельных участков, с сохранением ранее установленной категории земельных участков, не подпадающих под действие части 10 статьи 34 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В удовлетворении остальной части искового заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение месяца.

Мотивированное решение суда изготовлено: 04.12.2023 года.

Судья:

2-9480/2023 ~ М-7695/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
городская Дума Краснодара
Ответчики
ППК "Роскадастр"
Другие
ДАиГ АМО г.Краснодар
УФРС
Суд
Советский районный суд г. Краснодара
Судья
Зуев Михаил Андреевич
Дело на сайте суда
krasnodar-sovetsky--krd.sudrf.ru
09.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.10.2023Передача материалов судье
13.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.11.2023Подготовка дела (собеседование)
09.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.11.2023Судебное заседание
04.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее