Дело № 2-2158/2019 21 мая 2019 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Фериной Л.Г.,
при секретаре Стрижеус Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Макарова <данные изъяты> к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области (межрайонное) о признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии, понуждении к включению периодов в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера, признании права на назначение страховой пенсии, понуждении к назначению пенсии,
установил:
Макаров <данные изъяты> обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области (межрайонное) (далее ГУ – УПФ РФ в г. Северодвинске), просил признать незаконным решение № 62/24 от 16.05.2018 об отказе в назначении пенсии, включить период его работы с 20.09.1982 по 25.11.1982 в страховой стаж в льготном (полуторном) исчислении, в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера период его работы с 04.03.2015 по 02.04.2015, признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 03.05.2018, назначить пенсию с 03.05.2018.
В обоснование требований указал, что 03.05.2018 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако решением № 62/24 от 16.05.2018 в назначении пенсии отказано по причине недостаточности страхового стажа. Полагает, период его работы с 20.09.1982 по 25.11.1982 необоснованно учтены ответчиком в календарном порядке, также необоснованно не включен в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера период его работы с 04.03.2015 по 02.04.2015.
Истец Макаров <данные изъяты> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте его проведения.
Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в г. Северодвинске Павлюк <данные изъяты> в судебном заседании с иском не согласилась.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, материалы отказного пенсионного дела истца, суд приходит к следующему.
С 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В пункте 6 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
На основании части 1 статьи 13 Закона №400-ФЗ исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.
Частью 8 статьи 13 Закона №400-ФЗ определено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчёта соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учётом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Из материалов отказного пенсионного дела истца следует, что 03.05.2018 он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии. В ее назначении было отказано по причине отсутствия страхового стажа. При этом по состоянию на 03.05.2018 истцу учтен страховой стаж в количестве 17 лет 10 месяцев (в льготном исчислении – 24 года 10 месяцев 9 дней), стаж работы в районах Крайнего Севера – 17 лет 10 месяцев.
Спорный период работы истца в Северодвинском комбинате благоустройства с 20.09.1982 по 25.11.1982 включен ответчиком в страховой стаж в количестве 2 месяца 6 дней в календарном исчислении.
Кроме того, истец является получателем пенсии за выслугу лет с 13.04.2013 в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», при этом истцу учтены периоды службы с 28.04.1980 по 03.06.1982 и с 27.09.1995 по 12.04.2013.
В соответствии с п. 4 ст. 30 Закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В силу п. 4 ст. 13 Закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими порядок исчисления стажа работы для назначения пенсий по старости, действовавшими в спорные периоды работы истца, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» и Постановление Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года №590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».
Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» не предусматривал возможности включения периодов работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы для назначения пенсий в льготном порядке исчисления.
В свою очередь абзацем вторым пункта 110 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года №590, предусмотрено, что работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 01 марта 1960 года засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьёй 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».
Статьёй 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» определено, что работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, засчитывать при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности, один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана – два года. Льготы, предусмотренные настоящей статьёй, предоставляются также лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, по собственной инициативе и заключившим срочный трудовой договор о работе в этих районах.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года №1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» продолжительность трудового договора, дающего право на получение льгот, предусмотренных статьёй 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», сокращена с пяти до трёх лет.
Согласно пункту 1 Инструкции о порядке предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждённой постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1967 года № 530/П-28 (далее – Инструкция), льготы, установленные Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», предоставляются всем рабочим и служащим (в том числе местным жителям и другим лицам, принятым на работу на месте) государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
В силу пункта 2 Инструкции льготы, предусмотренные статьями 1, 2, 3, 4 Указа от 10 февраля 1960 года, с учётом изменений и дополнений, внесённых Указом от 26 сентября 1967 года, предоставляются независимо от наличия письменного срочного трудового договора. Льготы, предусмотренные статьёй 5 Указа от 10 февраля 1960 года, предоставляются дополнительно работникам, прибывшим на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны (включая лиц, прибывших по собственной инициативе), при условии заключения ими трудового договора о работе в этих районах и местностях на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана – два года.
На основании подпункта «а» пункта 43 этой же Инструкции лицам, указанным в пункте 2 Инструкции, общий стаж работы, дающий право на получение пенсий по старости и по инвалидности, исчисляется за период работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 01 марта 1960 года в порядке: один год работы засчитывается за один год и шесть месяцев.
Из анализа приведённых норм законодательства, действовавшего в спорные периоды, следует, что при подсчёте стажа, необходимого для назначения пенсии по старости, всем рабочим и служащим предприятий, учреждений и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы в таких районах засчитывались в полуторном размере. Работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера из других местностей, такая льгота предоставлялась дополнительно лишь в случае заключения срочного трудового договора о работе в этих районах.
Таким образом, доводы представителя ответчика о том, что право на зачёт одного года работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, за один год и шесть месяцев по ранее действовавшему законодательству имели лишь те работники, которые были переведены, направлены или приглашены на работу в районы Крайнего Севера из других местностей страны, при условии заключения ими срочных трудовых договоров, либо те работники, которые прибыли в районы Крайнего Севера по собственной инициативе и заключили срочный трудовой договор, являются ошибочными, они направлены на иное толкование норм материального права.
Как указано в части 2 статьи 32 Закона №400-ФЗ, при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на <Дата>.
Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года №1029 (с последующими изменениями), предусмотрено, что город Северодвинск относится к районам Крайнего Севера.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о зачёте периода работы истца в Северодвинском комбинате благоустройства с 20.09.1982 по 25.11.1982 в страховой стаж в льготном порядке исчисления (один год работы за один год и шесть месяцев), что добавит к учтенному ответчиком стажу 01 месяц 03 дня.
Как видно из трудовой книжки истца, в период с 15.04.2013 по 01.07.2015 работал в войсковой части 63811 в должности стрелка команды военизированной охраны.
Ответчиком в страховой стаж и стаж работы истца в районах Крайнего Севера включены периоды с 15.04.2013 по 13.03.2015 и с 03.04.2015 по 01.07.2015.
Истец просит включить в страховой стаж и стаж работы истца в районах Крайнего Севера период с 04.03.2015 по 02.04.2015.
Выпиской из лицевого счета застрахованного лица Макарова <данные изъяты>. подтверждается, что он зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 15.11.2011.
Спорный период с 04.03.2015 по 02.04.2015 имел место после регистрации истца в системе государственного пенсионного страхования.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Так, выпиской из лицевого счета застрахованного лица Макарова <данные изъяты> подтверждается период работы с 04.03.2015 по 31.03.2015, в индивидуальных сведениях за указанный период указан код особых условий труда «РКС», однако ответчиком необоснованно не учтен период с 14.03.2015 по 31.03.2015 в количестве 18 дней ни в страховой стаж, ни в стаж работы истца в районах Крайнего Севера.
Период с 04.03.2015 по 13.03.2015 включен пенсионным органом в страховой стаж истца и стаж работы в районах Крайнего Севера. Повторное включение одних и тех же периодов в один и тот же вид стажа пенсионным законодательством не предусмотрено. Таким образом, данный период включению в страховой стаж истца и стаж работы в районах Крайнего Севера не подлежит.
Учитывая изложенное, требования истца о включении периода работы с 14.03.2015 по 31.03.2015 в страховой стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера подлежат удовлетворению.
Период с 01.04.2015 по 02.04.2015 не подлежит включению в страховой стаж истца и стаж работы в районах Крайнего Севера, поскольку в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данные об указанном периоде работы отсутствуют, достоверность данных сведений ответчиком не оспорена.
С учетом включения в страховой стаж истца периода работы с 14.03.2015 по 31.03.2015, а также с учетом включения в страховой стаж истца периода работы с 20.09.1982 по 25.11.1982 в льготном (полуторном) исчислении, страховой стаж истца на момент обращения составит 25 лет.
Как следует из материалов дела, истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 03.05.2018 в возрасте 56 лет, следовательно, для назначения пенсии ему требуется не менее 12 лет работы в районах Крайнего Севера и не менее 25 лет страхового стажа.
В соответствии со ст. 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости истцу может быть назначена с момента обращения в пенсионный орган, т.е. с 03.05.2018.
При таких обстоятельствах требования истца о признании незаконным решения ГУ – УПФ РФ в г. Северодвинске № 62/24 от 16.05.2018 об отказе в назначении пенсии подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, суд признает за истцом право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 03.05.2018, возлагает на ответчика обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 03.05.2018.
Удовлетворяя требования истца, суд в соответствии со ст. 98 ГПК РФ взыскивает с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) № 62/24 ░░ 16.05.2018 ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░░░░░ ░ 20.09.1982 ░░ 25.11.1982 ░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ 14.03.2015 ░░ 31.03.2015 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 04.03.2015 ░░ 13.03.2015 ░ ░ 01.04.2015 ░░ 02.04.2015 ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ 03.05.2018.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 6 ░. 1 ░░. 32 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2013 № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ 03.05.2018.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░ 2019 ░░░░