Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-132/2024 (2-1100/2023;) ~ М-1048/2023 от 02.10.2023

Дело № 2-132/2024

УИД № 59RS0029-01-2023-001435-72

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

28 марта 2024 года г. Нытва

Нытвенский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Пищиковой Л.А.,

при секретаре Копытовой О.Г.,

с участием представителя ответчика МУП ЖКХ пос.Чайковская» - Гилевой Н.В., действующей на основании Устава,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю к Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство пос.Чайковская», Администрации Нытвенского городского округа Пермского края о признании действий противоправными и о возложении обязанности устранить нарушения санитарных правил,

у с т а н о в и л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел обратилось с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство пос.Чайковская», Администрации Нытвенского городского округа, просит:

- обязать МУП «ЖКХ пос. Чайковская» прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, выразившиеся в оказании услуг по водоснабжению на ст. Чайковская Нытвенского городского округа ненадлежащего качества с нарушением действующего законодательства РФ.

- обязать МУПЛ «ЖКХ пос. Чайковская» получить:

- положительные санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии разработанного проекта зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на скважину (пер. Машинистов) и скважину № 43667 (ул. Сенная) ст. Чайковская в срок до 01.12.2024г.;

- положительные санитарно-эпидемиологические заключения на использование водного объекта: водозаборных скважин №№ 4271, 68946, 68947, 68976, скважина (пер. Машинистов) и скважина № 43667 (ул. Сенная, 8а) расположенные на ст. Чайковская в срок до 01.02.2025г.

- обязать администрацию Нытвенского городского округа Пермского организовать работу МУП «ЖКХ пос. Чайковская» в соответствии с требованиями санитарного законодательства в срок до 01.02.2025г.

- обязать МУП «ЖКХ пос. Чайковская» довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей.

Исковые требования уточнены, истец просит признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действия МУП «ЖКХ пос. Чайковская», выразившиеся в отсутствии:

- положительных санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии разработанного проекта зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на    

скважину (пер.Машинистов) и скважину № 43667 (ул. Сенная) ст. Чайковская;

- положительных санитарно-эпидемиологических заключений на использование водного объекта: скважин №№ 4271, 68946, 68947, 68976, скважины (пер. Машинистов) и скважины № 43667 (ул. Сенная, 8а) расположенных на ст. Чайковская в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

- обязать МУП «ЖКХ пос. Чайковская» в срок до 01.03.2026г. получить:

- положительных санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии разработанного проекта зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на скважину (пер. Машинистов) и скважину № 43667 (ул. Сенная) ст. Чайковская;

- положительных санитарно-эпидемиологических заключений на использование водного объекта: скважин №№ 4271, 68946, 68947, 68976, скважины (пер. Машинистов) и скважины № 43667 (ул. Сенная, 8а) расположенных на ст. Чайковская в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.    

- администрации Нытвенского городского округа Пермского края в срок до 31.12.2025г. предоставить субсидию МУП «ЖКХ пос. Чайковская» на цели по реализации мероприятий, направленных    на устранение    выявленных нарушений требований    санитарно-эпидемиологического законодательства.    

- обязать МУП «ЖКХ пос. Чайковская» довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей.

В обоснование иска указано, что в целях проведения актуализации данных о водных объектах (источниках) используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения юридических лиц на территории Нытвенского городского округа, Западным территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю была запрошена соответствующая информация. Из представленной информации от 26.01.2023г. следует, что ресурсоснабжающей организацией в населенном пункте ст. Чайковская является муниципальное унитарно предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство пос. Чайковская» Нытвенского район. На основании договора на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом от 18.09.2017г. МУП «ЖКХ пос. Чайковская» передано муниципальное имущество расположенное на ст. Чайковская в том числе: скважины для воды №№ 68946, 68947, 68976, 4271, скважина (пер. Машинистов), водонапорная скважина № 43667 (yл. Сенная, 8а). На основании акта передачи имущества от администрации Чайковского сельского поселения в МУП «ЖКХ пос. Чайковская» от 18.09.2017г. муниципальное имуществ принято директором МУП «ЖКХ пос. Чайковская».

Дополнительным соглашением от 14.08.2018г. внесены изменения в договор на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом от 18.09.2017г. касаемо срока действия договора и переданного имущества. Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц одним из видов деятельности МУП «ЖКХ пос. Чайковская» является забор, очистка и распределение воды.

Согласно реестров санитарно-эпидемиологических заключений размещенных на официальном сайте Управления, 19.08.2019 г. Управлением было выдано санитарно- эпидемиологическое заключение на проектную документацию о соответствии проекта организации зон санитарной охраны водозабора подземных вод хозяйственно-питьевого назначения для водоснабжения - водозаборных скважин №№ 4271, 68946, 68947, 68976 расположенные на ст. Чайковская. Согласно экспертного заключения от 24.05.2019г. выданного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» водозабор ст. Чайковская расположен на двух участках, расположенных на западной окраине населенного пункта. На одном участке линейно размещены три скважины №№ 68946, 68947, 68976 на другом участке скважина № 4271. Скважины №№ 68947, 68976 рабочие, находящиеся в постоянной эксплуатации, скважины №№ 68946, 4271 являются резервными, включаются в работу только на момент ремонтно- профилактических работ основных скважин. Информация о выдаче положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов скважин № 4271, 68946, 68947, 68976 расположенных на ст. Чайковская отсутствует, как и отсутствуют положительные санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии проекта организации зон санитарной охраны водозабора подземных вод хозяйственно-питьевого назначения для водоснабжения - водозаборной скважины (пер.Машинистов) и скважины № 43667 (ул. Сенная, 8а) ст. Чайковская. Таким образом, водоснабжение населения ст. Чайковская осуществляется из водоисточников - скважины (пер.Машинистов) и скважины № 43667 (ул. Сенная) ст. Чайковская, не имеющих положительные санитарно-эпидемиологические заключения на проектную документацию и о качестве источников питьевого водоснабжения скважины №№ 4271, 68946, 68947, 68976, скважина (пер.Машинистов) и скважина № 43667 (ул, Сенная, 8а) расположенные на ст.Чайковская в соответствии с действующим законодательством РФ.    

Согласно Устава МУII «ЖКХ пос. Чайковская» учредителем предприятия и собственником его имущества является администрация Чайковского сельского поселения. Имущество, принадлежащее Предприятию, является муниципальной собственностью. Предприятие обязано согласовывать и представлять на утверждение планы перспективного развития Предприятия, выполнять утвержденные в установленном порядке программы развития Предприятия, предоставлять на согласование отчеты о своей деятельности в том числе об использовании средств, выделяемых из бюджета, согласовывать учредителем вопросы управления Предприятием. Также согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц учредителем МУП «ЖКХ пос. Чайковская» является администрация Чайковского сельского поселения, правопреемником которой на основании закона Пермского края от 25.04.2019г. «Об образовании нового муниципального образования Нытвенский городской округ Пермского края» стала администрация Нытвенского городского округа, следовательно обязана осуществлять контроль за деятельностью МУП «ЖКХ пос. Чайковская».

Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Пикулева Т.В. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело без ее участия, требования поддерживает. В судебном заседании 09.02.2024 поясняла, что скважина на ул.Сенной есть, она не используется, может быть восстановлена, если провести электричество, и она будет функционировать. В случае если ее ликвидируют, о чем будет составлен акт, будет считаться, что МУП ЖКХ приняло меры для ликвидации данной скважины. На сегодняшний день нет сведений, что скважина пер.Машинистов используется и передана в пользование РЖД.

Представитель ответчика МУП «ЖКХ пос.Чайковская» Гилева Н.В. в судебном заседании с исковыми требованиями согласна по п. 1, 2, 4. В судебном заседании 09.02.2024 поясняла, что скважина на ул. Сенной не рабочая и не используется по назначению, скважина на пер.Машинистов передана в 2017 году, ей пользуется РЖД и два частных дома. Указанный истцом срок является достаточным для устранения нарушений. МУП ЖКХ ст. Чайковская финансирование от администрации Нытвенского городского округа не получает, финансирование идет за счет прибыли. Денежные средства на устранение данных недостатков возможно изыскивать из собственных средств или написать письмо в Управление ЖКХ администрации Нытвенского городского округа, чтобы они выделили средства.

Представитель ответчика Администрации Нытвенского городского округа Тубракова Т.И. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть заявление в ее отсутствие. В судебном заседании 09.02.2024 по п.3 просила отказать, т.к. в уточненном исковом заявлении не корректно указано, предоставить субсидию, это не администрация решает, а вопрос выносится в Думу Нытвенского городского округа. Главный распорядительный орган Управление ЖКХ выносит вопрос на Думу и эту процедуру, возможно, провести и без возложения обязанности. Сметы составлены, сумма определена и по сроку ответчик согласен, так как часть работ планирует до 2024 года устранить, а часть работ до 2025 года.

Представитель третьего лица Управления жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и транспорта администрации Нытвенского городского округа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений не представлено.

Суд, заслушав представителя ответчика МУП «ЖКХ пос.Чайковская», изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно п.п. 1, 2 ст.40 Закона РФ «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает, в том числе, обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, нарушениях санитарного законодательства.

Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право, в частности, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со статьей 2 указанного закона, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 18 указанного закона, водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

2. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

3. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1, 2 ст. 19 ФЗ № 52-ФЗ, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 10 от 14.03.2002 года утверждены «Санитарные правила и нормы. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

В соответствии с п. 1.4 вышеуказанных Правил на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны.

Проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п.1.13 Правил).

Согласно СанПиН 2.1.4.1110-02, п. 1.6.: организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

В п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 указано, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и ИНЫХ заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных на границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых Правилами (п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Согласно п. 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия в пределах правового пояса зон санитарной охраны должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации N 2300-1 от 07.02.1992 года "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Из материалов дела следует, что согласно Устава и выписки из ЕГРЮЛ, целями создания МУП «ЖКХ пос.Чайковская» являются выполнение работ, производство продукции, оказание услуг, удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Основными видами деятельности предприятия является: предоставление коммунальных услуг по обеспечению населения и предприятий (организаций) поселка теплоэнергией, водой, отводу и очистке сточных вод.

Основным видом деятельности является – управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, дополнительным видом деятельности, в т.ч. забор, очистка и распределение воды (л.д. 34-46).

Согласно п. 1.3 Устава, учредителем предприятия и собственником его имущества является администрация Чайковского сельского поселения.

На основании договора на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом от 18.09.2017, дополнительного соглашения от 14.08.2018 администрацией Чайковского сельского поселения передано МУП «ЖКХ пос.Чайковская» Нытвенского муниципального района Пермского края на праве хозяйственного ведения имущество, в т.ч. скважина для воды № 68946, 68947, 68976, 4271, скважина пер.Машинистов, ст.Чайковская, водонапорная скважина № 43667 ул.Сенная, 8а (л.д.24-29, 54-61, 84-88).

Дополнительным соглашением от 26.04.2022 № 2 к договору на право хозяйственного ведения муниципальным имуществом от 18.09.2017 внесены изменения в части срока действия договора на «бессрочно» (л.д.90).

Выпиской из ЕГРН от 23.01.2023 подтверждается, что артезианские скважины для подъема питьевой воды в составе: скважина № 1, глубина 50 м., Скважина № 2 глубина 54 м., Скважина № 3 глубина 57 м., расположенные по адресу: Пермский край, Нытвенский район, ст.Чайковская, имеют кадастровый , собственником является МО Нытвенский городской округ, правообладателем на праве хозяйственного ведения указано МУП «ЖКХ пос.Чайковская» (л.д.63-65).

Выпиской из ЕГРН от 25.01.2023 подтверждается, что сооружение водозаборное - артезианская скважина № 4271 глубиной 75 м., расположенная по адресу: Пермский край, Нытвенский район, около ст.Чайковская, имеет кадастровый , собственником является МО Нытвенский городской округ, правообладателем на праве хозяйственного ведения указано МУП «ЖКХ пос.Чайковская» (л.д.66-68).

Свидетельством о государственной регистрации права от 26.06.2013 подтверждается, что водонапорная скважина № 43667, глубина 70 м., расположенная по адресу: Пермский край, Нытвенский район, ст.Чайковская, ул.Сенная, 8а, имеет кадастровый , принадлежит МО Чайковское сельское поселение Нытвенского муниципального района (л.д.69, 81), в т.ч. здание насосной станции, земельный участок (л.д.82-83).

В соответствии с экспертным заключением ЗФ от 24.05.2019, проект границ зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (водозаборных скважин №№ 4271, 68946, 68947, 68976 ст.Чайковская Нытвенского муниципального района Пермского края) и ограничений использования земельных участков в границах зон санитарной охраны по оцененным гигиеническим показателям соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения»; СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (л.д.31-33).

19.08.2019 выдано санитарно-эпидемиологическое заключение на проектную документацию о соответствии проекта границ зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (водозаборных скважин №№ 4271, 68946, 68947, 68976 ст.Чайковская) (л.д.22, 30, 107).

Приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 23.09.2019 утвержден «Проект границ зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (водозаборных скважин №№ 4271, 68946, 68947, 68976 ст.Чайковская Нытвенского муниципального района) и ограничений использования земельных участков в границах зон санитарной охраны» (л.д.105-106).

Согласована и утверждена Рабочая программа «Производственного контроля качества питьевой воды из водозаборных скважин № 4271, 68946, 68947, 68976 ст.Чайковская с 2023 по 2027 г.» (л.д.108).

В материалы дела представлен план расположения водозаборных скважин №№ 4271, 68946, 68947, 68976; схема расположения скважины ст.Чайковская, ул.Сенная, 8а; пер.Машинистов (л.д.109-111, 112-116).

Из акта осмотра от 14.08.2018 следует, что при обследовании скважины ст.Чайковская, ул.Сенная, 8а, инв.№43667 выявлено: скважина находится в нерабочем состоянии, насос не работает. Установленный электросчетчик 2012 года проверки и схема учета не соответствуют требованиям организации коммерческого учета электроэнергии (л.д.62, 89).

В акте обследования от 09.01.2024 указано, что скважина № 43667, расположенная на ст.Чайковская, ул.Сенная, 8а, полностью остановлена с 14.08.2018. На момент обследования скважина находится в нерабочем состоянии. Отключена от электричества, нет насоса. Техническое состояние удовлетворительное. На период обследования, скважина к эксплуатации не подлежит (л.д.92).

МУП «ЖКХ пос.Чайковская» просит передать скважину (пер.Машинистов) и подземную напорную линию протяженностью 335 м. в ОАО РЖД. Разработка ЗСО скважины и получение положительного санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта невозможна, т.к. нет технической возможности ввиду расположения скважины рядом с железной дорогой (л.д.91, 104).

Управление имуществом 01.03.2024 сообщает на письмо о передаче скважины, что ввиду того, что помимо ОАО «РЖД» основными абонентами объектов являются жители, проживающие по адресам: ст.Чайковская, ул.Мира, д.1, ул.Сенная, д.1, передача объектов в ОАО РЖД не представляется возможным в силу действующего законодательства.

22.03.2024 МУП ЖКХ пос.Чайковская просит рассмотреть возможность разработки и установки ЗСО на скважину по адресу ст.Чайковская, пер.Машинистов.

Судом установлено, что на территории ст.Чайковская Нытвенского района имеется 6 скважин, которые переданы в хозяйственное ведение МУП «ЖКХ пос.чайковская», скважины находятся в собственности Муниципального образования Нытвенский городской округ. Переданное имущество используется для обеспечения населения услугами центрального питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Истец указывает, что информация о выдаче положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов скважин №№ 4271, 68946, 68947, 68976; положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта организации зон санитарной охраны водозабора подземных вод хозяйственно-питьевого назначения для водоснабжения - водозаборной скважины (пер.Машинистов) и скважины № 43667 (ул. Сенная, 8а) ст. Чайковская отсутствует. Ответчиками данный факт не оспаривается.

Согласно положениям ст.55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с положениями п.п. «з» п.2 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 N 94, охрана подземных водных объектов осуществляется путем проведения мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов и включает в себя в том числе установление режима хозяйственной деятельности, запрещающего работы, загрязняющие подземные воды в границах зон санитарной охраны водозаборов питьевых подземных вод, границах округов горно-санитарной охраны месторождений минеральных вод, а также в областях питания незащищенных водоносных горизонтов, используемых для целей централизованного и нецентрализованного питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения.

Таким образом, организация зон санитарной охраны источников водоснабжения, в том числе водозаборов подземных вод - является одним из мероприятий по защите от загрязнения подземных вод, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также способом обеспечения соответствия качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что водоснабжение населения на ст.Чайковская Нытвенского района по указанным скважинам осуществляется из источников, не имеющих положительных санитарно-эпидемиологических заключений о качестве источников питьевого водоснабжения, о соответствии проекта организации зон санитарной охраны водозабора, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Сведений о том, что скважина ул.Сенная, 8а, ст.Чайковская, выведена из эксплуатации в материалы дела не представлено.

Ответчик, как юридическое лицо, пользующееся указанными в иске объектами водоснабжения на праве хозяйственного ведения, обязано принять меры для получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения на использование указанных скважин, о соответствии проекта зон санитарной охраны водозабора, поскольку право хозяйственного ведения не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию данного имущества, которое служит базой самостоятельной имущественной ответственности предприятия.

Поскольку законом прямо предусмотрена обязанность ответчика как пользователя водного объекта осуществлять его oхpaнy в соответствии с требованиями закона и подзаконных нормативных актов, требования истца о признании противоправными действия по оказанию услуг по водоснабжению ненадлежащего качества подлежат удовлетворению.

При установлении срока устранения ответчиком требований санитарного законодательства суд, учитывая значимость заявленных требований, направленных на восстановление нарушенного конституционного права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятные условия жизнедеятельности, приходит к выводу, что заявленный истцом срок – до 01.03.2026 соответствует принципам разумности и справедливости.

При возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно абз.2 ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении иска органа государственного надзора о прекращении противоправных действий исполнителя в отношении неопределенного круга потребителей суд обязывает право нарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Суд, принимая во внимание указанные положения закона и правовую позицию Верховного Суда РФ, также приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца в части возложения на ответчика обязанности довести до сведения потребителей настоящее судебное постановление путем его размещения в средствах массовой информации или иным путем в течение 10 дней с даты вступления его в законную силу.

Разрешая исковые требования о возложении на администрацию Нытвенского городского округа Пермского края обязанность в срок до 31.12.2025 предоставить субсидию МУП «ЖКХ пос. Чайковская» на цели по реализации мероприятий, направленных    на устранение    выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, суд принимает ко вниманию следующее.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация в границах поселений водоснабжения населения.

Согласно положениям пп. 1, 2 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В силу п. 6 этой же статьи собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.    

Согласно пп. 2, 3 ст. 7 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях) Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.    

Таким образом, исходя из приведенных норм права, субсидиарная ответственность по обязательствам унитарного предприятия возлагается на создавшее его муниципальное образование в том случае, когда унитарное предприятие основано на праве оперативного управления и является казенным.

Из представленных в материалы дела документов следует, что МУП «ЖКХ пос.Чайковская» не является казенным предприятием. Муниципальное образование не несет ответственность по обязательствам созданного им муниципального неказенного предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества (п. 2 ст. 7 в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях).

Лицо, полагающее свои права нарушенными, может избрать любой из приведенных в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способов защиты либо иной, предусмотренный законом способ, который бы обеспечил восстановление прав, за защитой которых истец обратился с иском в суд. Выбор способа защиты должен соответствовать характеру нарушенного права.

Согласно указанной норме защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения, принуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещения убытков и иными способами, предусмотренными законом.

Требование о соблюдении законодательства не является способом защиты, обеспечивающим восстановление нарушенного права, поскольку соблюдение закона является обязанностью всех граждан и организаций Российской Федерации.

В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», такая обязанность непосредственно возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических     лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью. Обеспечение выполнения юридическими лицами, в том числе муниципальными унитарными предприятиями, требований санитарного законодательства Российской Федерации осуществляется самостоятельно, а в случае уклонения от выполнения данной обязанности посредством привлечениях их к соответствующей ответственности,     а также ограничению, приостановлению или запрещению их деятельности.

Действующее нормы закона не предусматривают права на безусловное субсидирование муниципальных унитарных предприятий, а положения ст. 78 БК РФ, определяющие порядок предоставления субсидий, не предусматривают возможности предоставления субсидий таким хозяйствующим субъектам на том основании, что за ними на праве хозяйственного ведения закреплено муниципальное имущество.

Таким образом, требования о возложении обязанности на администрацию Нытвенского городского округа предоставить субсидию МУП «ЖКХ пос. Чайковская» на цели по реализации мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений требований    санитарно-эпидемиологического законодательства не подлежат удовлетворению.

Судом рассмотрен иск в пределах заявленных требований, с учетом представленных сторонами доказательств, которые оценены в их совокупности, с учетом их относимости и допустимости, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56, ст. 59, 60, 67, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Удовлетворить исковые требования Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю к Муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство пос.Чайковская», Администрации Нытвенского городского округа Пермского края о признании действий противоправными и о возложении обязанности устранить нарушения санитарных правил, частично.

Признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действия МУП «ЖКХ пос. Чайковская», выразившиеся в отсутствии:

- положительных санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии разработанного проекта зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственнобытового водоснабжения на скважину (пер. Машинистов) и скважину № 43667 (ул. Сенная) ст. Чайковская;

- положительных санитарно-эпидемиологических заключений на использование водного объекта: скважин №№ 4271, 68946, 68947, 68976, скважины (пер. Машинистов) и скважины № 43667 (ул. Сенная, 8а) расположенных на ст. Чайковская в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство пос.Чайковская» в срок до 01.03.2026 г. получить:

- положительные санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии разработанного проекта зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на скважину (пер. Машинистов) и скважину № 43667 (ул. Сенная) ст. Чайковская;

- положительные санитарно-эпидемиологические заключения на использование водных объектов: скважин №№ 4271, 68946, 68947, 68976, скважины (пер. Машинистов) и скважины № 43667 (ул. Сенная, 8а), расположенных на ст. Чайковская в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство пос.Чайковская» довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации или иным способом.

Отказать Управлению Роспотребнадзора по Пермскому краю в удовлетворении требований к Администрации Нытвенского городского округа Пермского края, предоставить субсидию МУП «ЖКХ пос. Чайковская» на цели по реализации мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.А. Пищикова

Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2024 года.

2-132/2024 (2-1100/2023;) ~ М-1048/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Западный территориальный отдел
Ответчики
Администрация Нытвенского городского округа
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство пос. Чайковская"
Другие
Пикулева Татьяна Владимировна
Гилева Надежда Васильевна
Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и транспорта администрации Нытвенского городского округа
Суд
Нытвенский районный суд Пермского края
Судья
Пищикова Л.А.
Дело на странице суда
nytva--perm.sudrf.ru
02.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.10.2023Передача материалов судье
09.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.10.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.01.2024Предварительное судебное заседание
10.01.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
09.02.2024Предварительное судебное заседание
28.03.2024Судебное заседание
11.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее