судья 1 инстанции: Сологуб Л.В. Дело № 12-184/2024
№ 5-499/2024
РЕШЕНИЕ
05 апреля 2024 года город Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Двирнык Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Тураева Зиядулло Жураевича на постановление Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 марта 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении Тураева Зиядулло Жураевича,
установил:
постановлением судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 марта 2024 года Тураев Зиядулло Жураевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Тураев З.Ж. обратился в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит постановление судьи изменить, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей, без выдворения за пределы РФ. В обоснование жалобы указывает о том, что приехал с целью воссоединения семьи, поскольку в г. Симферополе проживают его несовершеннолетняя дочь и двое сыновей. Отмечает, что с целью легализации своего статуса на территории РФ им был получен сертификат о владении русским языком, страховой полис от 04.03.2024, медицинское заключение, сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции. Считает, что судом первой инстанции при назначении наказания не учтены новые положения части 4 статьи 3.10 КоАП РФ и части 4.1 статьи 3.8 КоАП РФ.
В судебном заседании Тураев З.Ж. доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить. Дополнительно пояснил, что состоит в браке с гражданкой Узбекистана Хамидовой Н.С., с которой имеют несовершеннолетнюю дочь Тураеву К.З. Они проживали одной семьей. В 2023 году он действительно своевременно не выехал за пределы Российской Федерации по истечению срока пребывания.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 2.6 КоАП РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях
Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года №115-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ, законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо разрешение на временное проживание в целях получения образования, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу либо при продлении срока действия разрешения на работу в соответствии со статьей 13.2 или 13.5 настоящего Федерального закона (абзац 1 пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ).
Из пункта 5 статьи 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ следует, что патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев.
В пункте 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок действия визы или иной срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза, либо у него (в отношении его) приняты заявление и иные документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев перечисленных в пункте 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее – Федеральный закон от 15 августа 1996 года №114-ФЗ), иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 22.03.2024 года в 11.00 часов по адресу: <адрес>А сотрудниками ОИК УВМ МВД по Республике Крым выявлен гражданин Республики Узбекистан Тураев З.Ж., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который в прошлом периоде с 00 час. 00 мин. 08.04.2023 года допустил нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выраженное в уклонении от выезда из Российской Федерации: въехал 09.01.2023 года на территорию Российской Федерации через КПП «Караузек», выехал 23.12.2023 года за пределы Российской Федерации через КПП «Москва (Шереметьево)», после чего въехал 29.12.2023 года на территорию Российской Федерации через КПП «Москва (Внуково)». Таким образом, Тураев З.Ж. находился в прошлом периоде на территории Российской Федерации с превышением 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток, а именно превысил в прошлом периоде срок пребывания с 00 часов 00 минут 09.04.2023 по 23.12.2023 на 259 суток. Тем самым гражданин Республики Узбекистан Тураев З.Ж. нарушил нормы и требования пункта 1 статьи 5 Федерального закона Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ, статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ.
Согласно сведений учетов ФМС России, Тураев З.Ж. прибыл на территорию Российской Федерации 09 января 2023 года, цель поездки – работа по найму (л.д. 9).
Согласно объяснению Тураева З.Ж., отобранного главным специалистом-экспертом ОИК УВМ МВД по Республике Крым Болибковым Д.В., Тураев З.Ж. прибыл на территории Российской Федерации с целью «работа» (об.л.д.1).
При этом в компетентные органы за оформлением патента не обращался, о чем свидетельствует отсутствие такой информации в базе ФМС России, и объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Событие административного правонарушения, обстоятельства его совершения и виновность Тураева З.Ж. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от 22.03.2024 года; письменными объяснениями Тураева З.Ж. в указанном протоколе; копией паспорта Тураева З.Ж. – гражданина Республики Узбекистан; справкой на лицо, пересекающее границу (л.д. 7-11), а также иными доказательствами по делу, получившими надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, доказательства согласуются между собой.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нём отражены, событие административного правонарушения должным образом описано. Протокол составлен в присутствии Тураева З.Ж. с разъяснением ему процессуальных прав, предусмотренных статьёй 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также положений статьи 51 Конституции Российской Федерации, что подтверждается соответствующими подписями Тураева З.Ж. в протоколе (л.д. 1). При составлении протокола об административном правонарушении Тураеву З.Ж. было предоставлено право давать объяснения, которое им было реализовано путём изложения пояснений в протоколе об административном правонарушении (об. л.д. 1).
При производстве по делу в районном суде Тураеву З.Ж. права, предусмотренные статьёй 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и положения статьи 51 Конституции Российской Федерации также были разъяснены, о чём свидетельствует соответствующая расписка (л.д. 15), при этом свои права при производстве по делу Тураев З.Ж. также реализовал в полном объёме, поскольку давал объяснения в районном суде, обжаловал судебное постановление, имел возможность заявлять ходатайства, пользоваться услугами защитника и другими правами, в связи с чем, положения статьи 48 Конституции Российской Федерации также были соблюдены.
Таким образом, нарушений прав Тураева З.Ж., гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьёй 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе права на защиту, при производстве по делу не допущено.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьёй районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия Тураева З.Ж. правильно квалифицированы по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы судьи о виновности Тураева З.Ж. в совершении данного административного правонарушения соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 данного Кодекса, является обоснованным и справедливым.
Постановление вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел.
Порядок привлечения Тураева З.Ж. к административной ответственности соблюден.
Правила подсудности рассмотрения настоящего дела не нарушены.
Доводы жалобы о том, что на территории Российской Федерации у Тураева З.Ж. проживают его несовершеннолетняя дочь и двое сыновей, не влекут отмену обжалуемого судебного акта, поскольку данное обстоятельство не является безусловным основанием для отмены или изменения решения в части назначенного наказания (Постановления Верховного Суда РФ № 49-АД22-12 от 22.08.2022 года, № 66-АД23-17-К8 от 01.12.2023 года, № 53-АД24-2-К8 от 01.02.2024 года).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 05 марта 2014 года N 628-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Китайской Народной Республики Чжэн Хуа на нарушение его конституционных прав частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» пришел к выводу о том, что семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности.
Законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении Тураеву З.Ж. административного наказания требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей районного суда соблюдены: учтены характер совершенного административного правонарушения, личность лица, привлекаемого к административной ответственности и другие обстоятельства дела.
Наличие у иностранного гражданина родственников, имеющих вид на жительство либо гражданство Российской Федерации и проживающих на ее территории, не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы.
С учетом фактических обстоятельств и характера вмененного Тураеву З.Ж. административного правонарушения, объектом посягательства которого является установленный порядок обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, длительности правонарушения, оснований для изменения назначенного наказания, в том числе с применением положений части 3.8 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
Существенных нарушений положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по настоящему делу об административном правонарушении, в том числе статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не допущено.
При таких обстоятельствах, правовые основания для отмены или изменения судебного постановления отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Крым,
решил:
постановление Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 марта 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении Тураева Зиядулло Жураевича оставить без изменения, жалобу Тураева Зиядулло Жураевича оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьёй 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись Н.В. Двирнык
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>