Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-908/2023 ~ М-737/2023 от 14.06.2023

                                                                                       К делу

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 августа 2023 года                                                                  <адрес>

Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего      Юрченко Н.И.

при секретаре                        ФИО3,

с участием помощника прокурора ФИО4,

с участием представителя ответчика ФИО1ФИО5, согласно доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения,

УСТАНОВИЛ:

         <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с названным выше иском, указав следующее.

<адрес> проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения Мр Убн-2 (МУ-29а), находящегося в собственности ФИО1, по рузультатам которой выявлены нарушения в деятельности ФИО1 при эксплуатации напорного гидротехнического сооружения Мр Убн-2 (МУ-29а), а именно: квалификация работников, эксплуатирующих гидротехническое сооружение, не соответствует обязательным требованиям; работники эксплуатирующей организации не аттестованы по вопросам безопасности гидротехнических сооружений; не обеспечен контроль (мониторинг) показателей состояния гидротехнических сооружений; не обеспечена оценка безопасности гидротехнических сооружений на основании полученных данных, и анализ причин ее снижения; не осуществляется разработка критериев безопасности гидротехнического сооружения; отсутствуют правила эксплуатации гидротехнических сооружений, согласованные с Ростехнадзором; не созданы финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; не обеспечено внесение гидротехнического сооружения Мр Убн-2 (МУ-29а) в Российский реестр гидротехнических сооружений; отсутствует разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения; отсутствует действующая декларация безопасности гидротехнического сооружения; отсутствует финансовое обеспечеие гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии.

Выявленные нарушения возникли ввиду бездействия ФИО1.

С учетом уточненных требований прокурор просил обязать ФИО1: пройти аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений; обеспечить контроль (мониторинг) показателей состояния гидротехнического сооружения Мр Убн-2 (МУ-29а); обеспечить оценку безопасности гидротехнического сооружения Мр Убн-2 (МУ-29а) на основании полученных данных, и анализ причин ее снижения; обеспечить разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения Мр Убн-2 (МУ-29а), а также правил его эксплуатации, требования к содеражнию которого устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; разработать правила эксплуатации гидротехнического сооружения Мр Убн-2 (МУ-29а), и согласовать с Ростехнадзором; создать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения Мр Убн-2 (МУ-29а); обеспечить внесение гидротехнического сооружения Мр Убн-2 (МУ-29а) в Российский реестр гидротехнических сооружений; составить и представить в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения Мр Убн-2 (МУ-29а) при эксплуатации гидротехнического соружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса; заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО4 поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО1ФИО5, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований прокурора <адрес>. Пояснил, что ФИО1 является собственником гидротехнического сооружения, которое фактически таковым не является. Оно представляет собой два пруда, соединенные между собой двумя трубами. По его мнению такое сооружение не является недвижимым имуществом. ФИО1 не осуществляет деятельность, связанную с эксплуатацией гидротехнического сооружения.

Суд, заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

            Согласно ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

    В соответствии со ст. 8 названного Закона обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

    Статья 9 Закона регламентирует, что собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении; обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

    Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

    Согласно ст. 9.1 Закона работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, капитальным ремонтом, эксплуатацией, реконструкцией, консервацией и ликвидацией, а также техническим обслуживанием, эксплуатационным контролем и текущим ремонтом гидротехнических сооружений (далее - работники), в целях подтверждения знания обязательных требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений обязаны не реже одного раза в пять лет проходить аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.

    Аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится в объеме требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей.

    Первичная аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится не позднее одного месяца:

при назначении на соответствующую должность; при переводе на другую работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации; при заключении трудового договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.

    Внеочередная аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится в случаях, определенных Правительством Российской Федерации.

    При аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится проверка знания обязательных требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с областями аттестации, определяемыми уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

    Аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, или аттестационными комиссиями, формируемыми организациями, осуществляющими деятельность по проектированию, строительству, капитальному ремонту, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации, а также по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю и текущему ремонту гидротехнических сооружений.

    Категории работников, проходящих аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в аттестационных комиссиях, формируемых федеральными органами исполнительной власти, определяются Правительством Российской Федерации.

    Если в указанной организации аттестационная комиссия не сформирована, аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится аттестационной комиссией, формируемой соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

    Порядок проведения аттестации по вопросам безопасности гидротехнических сооружений устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Работники, не прошедшие аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, не допускаются к работе на гидротехнических сооружениях.

    Работники, не прошедшие аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, вправе обжаловать решения соответствующей аттестационной комиссии в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В соответствии со ст. 19 Закона нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются: строительство и эксплуатация гидротехнического сооружения, хозяйственное или иное использование водотоков и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины без соответствующего разрешения; невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения государственной экспертизы проектной документации гидротехнических сооружений или государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений; невыполнение предписаний органов государственного надзора; нарушение обязательных требований при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений; непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью; отказ от передачи органам государственного надзора информации об угрозе аварий гидротехнических сооружений или сокрытие такой информации от данных органов, искажение такой информации, а в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - от органов государственной власти, органов местного самоуправления и от работников находящихся в аварийном состоянии гидротехнических сооружений, населения и организаций в зоне возможного затопления.

    Решением Майкопского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ был удовлеторен иск ФИО1 и за ФИО1 было признано право собственности на бесхозяйное гидротехническое сооружение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, на южной окраине <адрес>.

    ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН зарегистрировано право собственности на указанное сооружение.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой <адрес>, в деятельности ФИО1 при эксплуатации напорного гидротехнического сооружения Мр Убн-2 (МУ-29а), выявлены нарушения действующего законодательства, а именно: его квалификация, как лица эксплуатирующего гидротехническое сооружение, не соответствует обязательным требованиям; он, как лицо, эксплуатирующее гидротехническое сооружение, не аттестован по вопросам безопасности гидротехнических сооружений; не обеспечен контроль (мониторинг) показателей состояния гидротехнического сооружения; не обеспечена оценка безопасности гидротехнического сооружения на основании полученных данных, и анализ причин ее снижения; не осуществляется разработка критериев безопасности гидротехнического сооружения; отсутствуют правила эксплуатации гидротехнического сооружения, согласованные с Ростехнадзором; не созданы финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; не обеспечено внесение гидротехнического сооружения Мр Убн-2 (МУ-29а), в Российский реестр гидротехнических сооружений; отсутствует разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения; отсутствует действующая декларация безопасности гидротехнического сооружения; отсутствует финансовое обеспечеие гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии.

    В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств, обосновывающих его возражения.

          При таких обстоятельствах суд удовлетворяет исковые требования прокурора <адрес>.

         На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

         Удовлетворить исковые требования <адрес>.

Обязать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Армянской ССР: пройти аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений; обеспечить контроль (мониторинг) показателей состояния гидротехнического сооружения Мр Убн-2 (МУ-29а); обеспечить оценку безопасности гидротехнического сооружения на основании полученных данных, и анализ причин ее снижения; обеспечить разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения Мр Убн-2 (МУ-29а), а также правил его эксплуатации, требования к содеражнию которого устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; разработать правила эксплуатации гидротехнического сооружения Мр Убн-2 (МУ-29а), и согласовать с Ростехнадзором; создать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения Мр Убн-2 (МУ-29а); обеспечить внесение гидротехнического сооружения Мр Убн-2 (МУ-29а) в Российский реестр гидротехнических сооружений; составить и представить в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения Мр Убн-2 (МУ-29а) при эксплуатации гидротехнического соружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса; заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

         Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение месяца.

    Судья – подпись

Копия верна: Судья -                                                        Н.И.Юрченко

УИД 01RS0-47

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела в Майкопском районном суде Республики Адыгея.

2-908/2023 ~ М-737/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Майкопского района
Ответчики
Ахмедов Руслам Алиевич
Другие
Северо-Кавказское Управление Ростехнадзора
Суд
Майкопский районный суд Республики Адыгея
Судья
Юрченко Наталья Ивановна
Дело на странице суда
maikopskyr--adg.sudrf.ru
14.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.06.2023Передача материалов судье
19.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2023Подготовка дела (собеседование)
26.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.07.2023Судебное заседание
02.08.2023Судебное заседание
14.08.2023Судебное заседание
14.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее