Дело № 2-1341/2024
59RS0027-01-2024-002219-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кунгур Пермского края 05 июня 2024 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Зыковой Е.И.,
при секретаре Суминой С.Н.,
с участием представителя истца ФИО6,
прокурора ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кунгуре Пермского края гражданское дело по иску Администрации Кишертского муниципального округа Пермского края к ФИО3, ФИО2 о расторжении договора найма специализированного жилого помещения и выселении из жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Кишертского муниципального округа Пермского края обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО3, ФИО2, просит расторгнуть договор найма служебного жилого помещения от 11.12.2014 б/н, расположенного по адресу: <адрес>, заключенного между ФИО1 сельского поселения и ФИО3, ФИО2; расторгнуть договор найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда от 08.06.2000 б/н, расположенного по адресу: <адрес>, заключенного между Администрацией Посадского сельского поселения и ФИО3; выселить ФИО3, ФИО2 из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 50,1 кв.м, без предоставления другого жилого помещения, с учетом уточнения от 21.05.2024.
В обоснование исковых требований указано, Администрация Посадского сельского поселения Кишертского муниципального района являлась собственником спорного жилого помещения, которое относится к специализированному жилищному фонду и является служебным жилым помещением. Ответчик является нанимателем указанного жилого помещения. Согласно п. 4 договора найма служебного помещения, данный договор заключался с ФИО3, на время работы в органах МВД участковым инспектором. Из условий договора следует, что договор расторгается в связи с окончанием срока службы. В настоящее время ответчик сотрудником полиции не является. ФИО3 направлено уведомление о расторжении договора найма служебного помещения и необходимости добровольно освободить жилое помещение, которое до настоящего времени не исполнено.
В судебном заседании представитель истца на уточнённых исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Протокольным определением от 22.05.2024 к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФИО2
Ответчики ФИО3, ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителя не направили.
От ФИО2 поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с исковыми требованиями не согласна.
Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, представил заявление о переносе даты судебного заседания, причины по которым просит отложить рассмотрение дела не изложил. Требования истца не признают.
Заслушав пояснения сторон, заключение прокурора, рассмотрев документы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным данным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям).
В силу статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Частью 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
На основании части 1 статьи 44 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 297 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, действующего на момент предоставления ФИО3 спорного жилого помещения, служебные жилые помещения предоставлялись гражданам для проживания по месту работы или в служебном здании в связи с характером их трудовых отношений.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Учитывая, что отношения по пользованию спорным жилым помещением возникли между сторонами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, однако вопрос о прекращении данных правоотношений возник после его введения, к указанным правоотношениям подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение, статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом.
Частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых (служебных) отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых (служебных) отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи и частью 2 статьи 102 Кодекса.
По смыслу приведенных выше норм права, прекращение трудовых (служебных) отношений с работодателем (увольнение со службы), предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
При этом наймодатель вправе в любое время после увольнения нанимателя потребовать выселения последнего и членов его семьи из служебного жилого помещения. Спорные правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проживающие в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 г.), при одновременном наличии следующих условий:
- указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации не допускалось статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР;
- эти граждане должны состоять в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.
В силу части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Судом установлено.
В период с 05.09.1994 по 18.04.2007 ФИО3 проходил службу в различных подразделениях Министерства внутренних дел по Пермскому краю (л.д. 64).
Так, согласно сведений представленных ГУ МВД России по Пермскому краю ФИО3 проходил службу в отделении МВД России Кишертское: в период с 05.09.1994 по 05.12.1994 стажер по должности милиционера – водителя; с 05.12.1994 по 26.01.1996 милиционер – водитель; с 26.01.1996 по 18.05.2001 участковый инспектор милиции; с 14.05.2001 по 24.12.2001участковый уполномоченный милиции; с 24.12.2001 по 08.01.2002 старший оперуполномоченный ОУР; с 08.01.2002 по 30.07.2003 участковый уполномоченный милиции; с 30.07.2003 по 22.03.2006 старший дознаватель группы дознания; с 22.03.2006 по 18.04.2007 старший дознаватель группы дознания (л.д. 64).
Решением исполнительного комитета Пермского областного Совета депутатов трудящихся и президиума областного совета профессиональных союзов № 308 от 14.08.1975 года был утвержден перечень работников, которым может предоставляться служебное жилое помещение.
Так согласно раздела «з» Утвержденного перечня, обеспечением служебным жилым помещением подлежал участковый инспектор милиции (л.д. 66-71).
Начальником Кишертского ОВД в адрес главы администрации Посадского сельсовета было направлено ходатайство оказании содействия в разрешении вопроса о предоставлении жилого помещения ФИО3 (л.д. 96).
Главе Администрации Посадского сельсовета 27.06.1994 было поручено оформление документов на покупку квартиры для участкового инспектора Кишертского ОВД, что подтверждается распоряжением № 218-р от 27.06.1994 (л.д. 13).
28.06.1994 Администрацией Посадского сельского поселения приобретена квартира, общей площадью 50,1 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 88).
Администрация Посадского сельского поселения Кишертского муниципального района являлась собственником жилого помещения - квартиры, общей площадью 50,1 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, которое относится к специализированному жилищному фонду и является служебным жилым помещением, что подтверждается распоряжением Администрации Кишертского района Пермской области от 16.08.1994 № 283-р «О включении квартиры в число служебных» (л.д. 12, 54).
Постановлением администрации Кишертского муниципального округа Пермского края от 22.09.2022 № СЭД-289-252-01-03 квартира по адресу: <адрес>5, включена в муниципальный специализированный жилищный фонд Кишертского округа с отнесением к жилым помещения служебного фонда (л.д. 14, 16-17).
В обоснование заявленных требований о расторжении договора найма и выселении администрацией Кишертского муниципального округа Пермского края представлен договор найма служебного жилого помещения от 11.12.2014, заключённый между Администрацией Посадского сельского поселения Кишерского муниципального района Пермского края и ФИО3 (л.д. 10-11).
Так, согласно представленного договора ФИО3 предоставляется во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из квартиры, расположенной по адресу: <адрес>5, для временного проживания в нем (пункт 1).
Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи – жена ФИО2 (л.д. 10).
Пунктом 18 договора предусмотрено, что договор прекращается в связи с окончанием срока службы (л.д. 11 оборот).
Оспаривая законность предъявленных истцом требований ФИО3, указывал, что проживал в указанной квартире, однако в 2000 году с ним был заключен договор найма жилого помещения в домах государственного и муниципального фонда, в котором не указано, что квартира является служебной, а также не указано на обязанность выселения после окончания срок службы.
С указанной позицией ФИО3 суд не может согласиться, в силу следующего:
Как установлено в ходе рассмотрения дела в 1996 году ответчику ФИО3 в связи с прохождением службу участковым уполномоченным в органах внутренних дел, была представлена квартира, которая имела статус служебной.
На момент предоставления квартиры ФИО3 было достоверно известно об указанных обстоятельствах.
Суд не принимает во внимание не заверенную копию договора, представленную стороной ответчика от 08.06.2000 с указанием, что с ним был заключен договор социального найма жилого помещения.
11.11.2002 Администрацией Посадского сельсовета ФИО3 был выдан ордер на жилое помещение №, согласно которого ответчику и членам его семьи: ФИО2, ФИО8, ФИО9 было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 142).
При указанных обстоятельствах довод ФИО3 о том, что он занимает жилое помещение на основании договора найма от 08.06.2000, является несостоятельным.
Кроме того, впоследствии 11.12.2014 ФИО3 вновь был подписан договор найма служебного жилого помещения.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> имеет статус служебного, была предоставлена ФИО3 с связи с прохождением им службы в правоохранительных органах в качестве участкового инспектора.
Самому ответчику было достоверно известно о характере правоотношений между ним и администрацией Посадского поселения (впоследствии Администрацией Кишертского муниципального округа), в силе того, что в 2002 ему было отказано в удовлетворении заявления о приватизации спорной квартиры по причине того, что квартира является служебной (л.д 101).
В 12.03.2008 администрацией Посадского сельского поселения было зарегистрировано заявление ФИО3 об улучшении жилищных условий (л.д 143).
13.03.2009 ФИО3 обратился в Ленинский районный суд <адрес> к Муниципальному образованию <адрес> в лице ФИО4 <адрес> с требованиями о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указывал, что не имеет собственного жилья, проживает в служебной квартире (л.д. 140).
Решением Ленинского районного суда г.Перми от 02.11.2009 требования ФИО3 были удовлетворены, на администрацию г.Перми была возложена обязанность предоставит ФИО3 на семью из четырех человек отдельное благоустроенное жилое помещение в пределах г.Перми (л.д. ).
28.12.2012 между МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» и с ФИО3 был заключен договор социального найма жилого помещения, по условиям которого ФИО3 и членам его семьи было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, (л.д. 113).
23.01.2013 в администрацию Мотовилихинского района г.Перми поступило заявление от Зуева В.Ю. об отказе от участия в приватизации предоставленного жилого помещения (л.д. 114).
18.02.2013 между администрацией Мотивилихинского района г.Перми и ФИО8, ФИО9 был заключен договор безвозмездной передачи жилой площади в долевую собственность граждан (л.д. 115).
Согласно представленной ГУ МВД России по Пермскому краю от 21.05.2024 на момент представления жилого помещения в <адрес> (в 1996 году) ФИО3 работал участковым инспектором милиции (л.д. 64).
28.04.2016 ФИО3 уволен из органов внутренних дел по пункту 8 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342 – ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по состоянию здоровья) (л.д. 64).
Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 102 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; пенсионеры по старости; члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
Доказательств того, что ответчики состоят на учёте нуждающихся в жилых помещениях, материалы дела не содержат, напротив согласно письму Управления экономики администрации Кишертского муниципального округа Пермского края ФИО3 на учете в качестве малоимущих и нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан территории Кишертского округа не числится (л.д. 109).
Факт оплаты коммунальных платежей и заключения договоров с обслуживающими и ресурсоснабжающими организациями не является основанием для сохранения за ответчиками право пользования служебным жилым помещением.
Поскольку в рассматриваемом случае спорное жилое помещение было предоставлено ответчику по договору найма служебного жилья, нуждающимися в улучшении жилищных условий ответчики не являются, оснований для предоставления другого жилого помещения в связи с выселением из служебного жилья не имеется.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации Кишертского муниципального округа Пермского края к ФИО3, ФИО2 о расторжении договора найма специализированного жилого помещения и выселении из жилого помещения удовлетворить.
Расторгнуть договор найма служебного жилого помещения от 11.12.2014 б/н, расположенного по адресу: <адрес>, заключенного между Администрацией Посадского сельского поселения и ФИО3, ФИО2.
Расторгнуть договор найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда от 08.06.2000 б/н, расположенного по адресу: <адрес>, заключенного между Администрацией Посадского сельского поселения и ФИО3.
Выселить ФИО3, ФИО2 из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 50,1 кв.м, без предоставления другого жилого помещения.
Решение суда является основанием для снятия ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение месяца со дня изготовления судебного решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11.06.2024.
Председательствующий Е.И. Зыкова