Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22.12.2021 г.
Сальский городской суд Ростовской области
в составе:
Председательствующего судьи Федяковой М.В.,
При ведении протокола судебного заседания секретарем Тереховой О.В.
с участием помощника Сальского городского прокурора Суворов Н.А., представителя администрации Сальского района по доверенности Ермоленко Э.В., представителя Управления образования Сальского района по доверенности Марашев П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к МБОУ СОШ № г. Сальска, Администрации Сальского района, Управление образование Сальского района, об обязании обеспечить надлежащее антитеррористическое состояние здания образовательной организации,
УСТАНОВИЛ:
Сальский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к МБОУ СОШ № <адрес>, Администрации Сальского района, Управлению образования Сальского района Ростовской области об обязании обеспечить надлежащее антитеррористическое состояние здания образовательной организации, указывая на то, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства об антитеррористической защищенности МБОУ СОШ № <адрес> было установлено, что на протяжении длительного времени (в том числе в период ранее действовавшего постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 №) и до настоящего времени МБОУ СОШ № <адрес>, относящегося к 3 категории опасности, в нарушение ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пп. «д» п. 24 Требований к антитеррористической защищенности, ст. 3, 5.2, 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
МБОУ СОШ № <адрес> реализует образовательные программы в здании, не соответствующем требованиям законодательства о противодействии терроризму. Образовательной организацией не обеспечены безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) путем оборудования системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Невыполнение требований законодательства нарушает права обучающихся на благоприятную учебную деятельность, гарантированные Конституцией РФ, а также охрану жизни и здоровья лиц, посещающих общеобразовательную организацию.
Согласно пункту 1.1 Устава МБОУ СОШ № <адрес> является муниципальным бюджетным учреждением.
Пунктом 1.8 Устава, установлено, что учредителем и собственником имущества МБОУ СОШ № <адрес> является муниципальное образование «<адрес>». Функции Учредителя осуществляет в рамках своей компетенции Управление образования Сальский район.
Требованиями к антитеррористической защищенности прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.
Учитывая, что в п. 1, 2 Требований к антитеррористической защищенности указано, что к объектам (территориям), на которые распространяются его действие, являются объекты (территории), правообладателями которых органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.
В соответствии с п. 1.8, 1.10 Положения об Управлении образования Сальского района в новой редакции, утвержденного решением Собрания депутатов Сальского района от 28.02.2018 № вышестоящим органом по отношению к школе является Управление образования Сальского района, действующего от имени Учредителя, являющегося главным распорядителем средств бюджета района, выделяемых на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий подведомственными Управлению образования муниципальными бюджетными учреждениями, а также средств, выделяемых на целевые программы и мероприятия в области образования
Учредителем и собственником имущества управления образования является муниципальное образование «Сальский район». Имущество закреплено за управлением образования на праве оперативного управления. Функции и полномочия учредителя и собственника имущества от имени муниципального образования «Сальский район» осуществляет Администрация Сальского района.
Обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства об антитеррористической защищенности и об образовании является общей обязанностью органов местного самоуправления и образовательных организаций.
Состав лиц, посещающих МБОУ СОШ № <адрес>, непостоянен и персонально изменчив, в связи с чем, данное исковое заявление предъявлено Сальским городским прокурором в интересах неопределенного круга лиц.
Истец просит обязать МБОУ СОШ № <адрес>, Администрацию Сальского района Ростовской области, Управление образования Сальского района обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) путем оборудования образовательной организации системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании помощник Сальского городского прокурора Суворов Н.А. исковые требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик МБОУ СОШ № <адрес> о дате и времени судебного разбирательства извещено в порядке, предусмотренном ст. 113 ГПК РФ, что подтверждается судебной распиской (л.д.62), в адрес суда поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя (л.д.65). Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика МБОУ СОШ № <адрес>.
Представитель ответчика Администрации Сальского района Ростовской области по доверенности Ермоленко Э.В. в судебном заседании требования не признала, просила в иске отказать по основаниям, изложенных в возражениях, пояснив что Администрация Сальского района не является надлежащим ответчиком по делу (л.д. 36-39).
Представитель ответчика Управления образования Сальского района Ростовской области по доверенности Марашев П.В. в судебном заседании исковые требования признал частично, просил предоставить срок для урегулирования спора.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает, иск подлежит удовлетворению.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, а также приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с пунктом "д" статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
На основании части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательное учреждение создает необходимые условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.
Постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 № утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее по тексту - Требования к антитеррористической защищенности).
Указанные требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).
Согласно п. 17 Требований к антитеррористической защищенности антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения.
Подпунктом «д» пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности установлено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В отношении объектов (территорий) третьей и второй категории опасности осуществляются в том числе мероприятия, предусмотренные пунктом 24 настоящих требований.
Аналогичные требования были установлены в ранее действовавших Требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 №.
Прокурор в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
По настоящему делу прокурор предъявил иск в интересах неопределенного круга лиц, поскольку в результате проведенной проверки исполнения законодательства об антитеррористической защищенности МБОУ СОШ № <адрес>, являющегося образовательным учреждением, создаются предпосылки к причинению вреда жизни и здоровья работников и учащихся, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на безопасность, создает угрозу нарушения основных принципов противодействия терроризму, а именно приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма, в нарушение ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 24 Требований к антитеррористической защищенности, ст. 3, 5, 5.2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, что подтверждается информацией об антитеррористической оснащенности МБОУ СОШ № <адрес>
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями Закона о противодействии терроризму, ФЗ «Об образовании», Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N 1006, установив неисполнение образовательным учреждением мероприятий в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку суд установил, что на дату рассмотрения дела общеобразовательное учреждение МБОУ СОШ № <адрес> не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, невыполнение требований вышеуказанного законодательства нарушает права обучающихся на благоприятную учебную деятельность, гарантированные Конституцией РФ, а также охрану жизни и здоровья лиц, посещающих общеобразовательную организацию.
Согласно пункту 1.1 Устава МБОУ СОШ № <адрес> является некоммерческой образовательной организацией, самостоятельным юридическим лицом, действующим на основании Устава, учредителем и собственником имущества которого является муниципальное образование «Сальский район» (п. 1.7 Устава). Согласно уставу Учреждения, функции и полномочия Учредителя делегируются Управлению образования Сальского района (пункт 1.8 Устава Учреждения) (л.д. 20-25).
Пунктом 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации - собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 2 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Пунктом 32 Требований к антитеррористической защищенности установлено, что контроль за выполнением настоящих требований осуществляется Министерством просвещения Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими функции и полномочия учредителей в отношении образовательных организаций, являющимися правообладателями объектов (территорий), в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях: проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий); оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий); выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
Из чего следует, что Требованиями к антитеррористической защищенности прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.
При таких обстоятельствах, обязанность по устранению выявленных Сальской городской прокуратурой нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования возлагается на МБОУ СОШ № <адрес>, как на юридическое лицо, отвечающее за жизнь и здоровье участников образовательного учреждения, на Администрацию Сальского района Ростовской области и Управление образования Сальского района, наделенное полномочиями учредителя.
В судебном заседании представитель Управления образования Сальского района пояснял, что в связи с дотационным характером местного бюджета обеспечение возможности исполнения требований прокурора не представляется возможным, в связи с чем просил суд об отсрочке исполнения решения суда.
Суд находит заслуживающими внимания указанные доводы представителя ответчика, поскольку действующим законодательством срок, в течение которого правообладатель здания или сооружения обязан осуществить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом его категории составляет 2 финансовых года, следующим за текущим. Судом установлено и подтверждено материалами дела, что паспорт безопасности объекта (территории) утвержден в 2020 году, соответственно срок, в течение которого ответчик обязан осуществить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, составляет 2021 - 2022 г.г.
Принимая во внимание данный довод при установлении срока, в течение которого ответчик обязан принять меры по оборудованию образовательной организации системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, суд считает разумным установить срок выполнения указанных мероприятий до 31.12.2022г.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░ ░░░ № <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31.12.2022 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.