Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1112/2023 ~ М-702/2023 от 22.05.2023

Дело №2-1112/2023

11RS0004-01-2023-001313-53

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Печорский городской суд Республики Коми в составе:

судьи Литвиненко С.К.,

при секретаре судебного заседания Макаровой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печора 14 сентября 2023 года дело по иску Потаповой Г.М. к администрации МР «Печора» о возложении обязанности направить соглашение об изъятии земельного участка и жилого помещения,

установил:

Потапова Г.М. обратилась в суд с иском к администрации МР «Печора» о возложении обязанности направить соглашение об изъятии земельного участка и жилого помещения. В обоснование иска указав, что истец совместно с Паршуковой Т.В., Паршуковой Ю.А., Паршуковой А.А. являются собственниками по ? доли жилого помещения – квартира № №..., расположенная по адресу: **********, **********, общей площадью 41,2 кв.м. На основании акта межведомственной комиссии №33 от 17.10.2017 указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу, в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен. Распоряжением администрации МР «Печора» от 19.06.2018 №792-р установлены сроки сноса и отселения данного дома. В марте 2020 года дом частично уничтожен в результате пожара. В 2021 году администрация его снесла, семья истца лишилась жилья. Обращение в администрацию о предоставлении денежного возмещения за жилое помещение остались без результата. Решением Печорского городского суда в 2018 году на администрацию возложена обязанность принять решение об изъятии земельного участка и жилых помещений по данному адресу. Постановлением администрации МР «Печора» от 18.06.2020 №508/1 «Об изъятии земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд МО МР «Печора» земельный участок с кадастровым №11:12:1701007:2632, площадью 1428кв.м. и жилые помещения, расположенные в МКД по вышеуказанному адресу, изъяты у собственников для муниципальных нужд. При этом проект соглашения об изъятии с установлением суммы возмещения, сроков перечисления администрация не направила.

Истец, просит суд признать незаконным бездействие администрации МР «Печора» по не направлению Потаповой Г.М., Паршуковой Т.В., Паршуковой Ю.А., Паршуковой А.А. соглашение об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: ********** ********** жилого помещения №... в доме № **********; обязать администрацию МР «Печора» в срок, не превышающий три месяца со дня вступления решения в законную силу, направить Потаповой Г.М., Паршуковой Т.В., Паршуковой Ю.А., Паршуковой А.А. соглашение об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: ********** ********** жилого помещения №... в ********** в **********.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены КУМС МР «Печора», Паршукова Ю.А., Паршукова Т.В., несовершеннолетняя Паршукова А.А. в лице ГУ РК «Детский дом № 17 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Печоры.

В судебном заседании истец уточнила требования, просила обязать администрацию МР «Печора» в срок, не превышающий три месяца со дня вступления решения в законную силу, направить Потаповой Г.М., Паршуковой Т.В., Паршуковой Ю.А., Паршуковой А.А. соглашение об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: ********** жилого помещения №... в ********** в **********. Требование о признании незаконным бездействие администрации МР «Печора» по не направлению истцу и остальным собственникам жилого помещения соглашения об изъятии жилого помещения и земельного участка, не поддержала.

Представитель ответчика - ведущий юрисконсульт отдела правовой работы Сысуева Д.И., действующая на основании доверенности (л.д.26), возражала против удовлетворения иска, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д.13-14).

Третье лицо Паршукова Ю.А. в судебном заседании уточненные исковые требования истца Потаповой Г.М. поддержала.

Дело рассматривается в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц КУМС МР «Печора», ГУ РК «Детский дом № 17 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Печоры, третьих лиц Паршуковой Т.В.. Паршуковой А.А., извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (л.д. 44, 45, 47).

В своих пояснения КУМС МР «Печора» указывает на тот факт, что не направление соглашения о об изъятии земельного участка и жилого помещения связано с отсутствием денежных средств. В настоящее время на исполнении находится более 20 судебных решений (л.д.43).

Заслушав объяснения истца Потаповой Г.М., представителя ответчика, третьего лица Паршуковой Т.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. ст. 12, 35 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В ходе судебного заседания установлено, что Потапова Г.М., Паршукова Т.В., Паршуковова Ю.А., Паршукова А.А. являются собственниками ********** в ********** Республики Коми на праве общей долевой собственности в размере 1/4 доли (л.д. 10-12).

Распоряжением и.о.главы администрации МР «Печора» от 24.11.2017 № 1303-р определен срок сноса указанного дома и отселения физических лиц - до 01.06.2021.

Вступившим в законную силу решением Печорского городского суда Республики Коми от 08.05.2018 по делу № 2а-599/2018 частично удовлетворено административное исковое заявление Джуракуловой А.А. к администрации МР «Печора». Признано незаконным распоряжение администрации МР «Печора» от 24.11.2017г. №1303-р в части установления сроков отселения физических лиц и сноса многоквартирного ********** в ********** до 01.06.2021 (л.д.52-54).

Распоряжением администрации МР «Печора» от 19.06.2018 № 792-р «О внесении изменений в распоряжение администрации муниципального района «Печора» от 24 ноября 2017 г. № 1303-р. «О признании многоквартирных домов аварийными, подлежащими сносу» срок отселения и сноса многоквартирного ********** в ********** установлен – 01.06.2020 (л.д.19-20).

Печорский городской суд Республики Коми решением от 26 июня 2019 по делу № 2-830/2019, обязал администрацию муниципального района «Печора» в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, подготовить и принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного по адресу: ********** **********, и жилых помещений- квартир №№ 2,3,4,7 в ********** в ********** Республики Коми. Решение суда вступило в законную силу 07 октября 2019 года (л.д.40-42).

И.о. главы МР –руководителя администрации издано Постановление №508/1 от 18.06.2020 об изъятии земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд МО МР «Печора», согласно которого земельный участок с кадастровым номером 11:12:1701007:2632, площадью 1319 кв.м., расположенный по адресу: РК, **********, принадлежащий     на праве общей долевой собственности собственникам жилых помещений в находящемся на данном земельном участке МКД, в т.ч. истцу и третьим лицам: Паршуковой Т.В., Паршуковой Ю.А., Паршуковой А.А. (л.д.21-22).

В соответствии со ст.14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 предусмотрено, что к компетенции органа местного самоуправления относится принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Как следует из ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В соответствии со ст.279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении, об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

В силу пп.3 п.1 ст.56.2 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

Согласно пп.4 п.2 ст.56.3 Земельного кодекса РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

Как следует из п.4 указанной нормы, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются по их собственной инициативе.

В соответствии с требованиями ст.56.7 Земельного кодекса РФ в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство: 1) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка; 2) выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению; 3) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков; 4) обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков; 5) выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества; 6) осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия; 7) осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии; 8) направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.

Согласно п.2 ст.56.10 Земельного кодекса РФ проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.

В соответствии с положениями п.3,6 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

По смыслу указанных норм, обязанность органа местного самоуправления по незамедлительному обеспечению граждан жильем в связи с расселением из аварийного дома наступает с момента принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом для муниципальных нужд, которое принимается в случае неисполнения собственниками сноса или реконструкции дома в установленный в требовании срок. Решение об изъятии земельного участка и об изъятии каждого жилого помещения в доме влечет обязанность органа местного самоуправления незамедлительно произвести выкуп жилых помещений в многоквартирном аварийном доме, за исключением тех, которые принадлежат на праве собственности муниципальному образованию. Сроки для принятия такого решения законом не установлены, но с учетом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нем граждан, сроки принятия такого решения должны быть объективно обусловленными.

Непринятие уполномоченным органом действий, направленных на изъятие аварийного жилья для муниципальных нужд, нарушает права граждан.

Обязанность органа местного самоуправления принять соответствующее решение, а также уведомить о нем собственника жилых помещений в разумный срок непосредственно после признания дома аварийным и подлежащим сносу усматривается из системного толкования ст.32 Жилищного кодекса РФ.

Из п.5 ст.56.7 Земельного кодекса РФ следует также обязанность органа местного самоуправления определить выкупную цену изымаемого жилого помещения, сроки и другие условия выкупа.

Согласно решения Печорского городского суда Республики Коми от 08.05.2018 (дело № 2а-599/2018) (л.д.52-54) по результатам обследования дома 19.09.2017 несущие и ограждающие конструкции дома находятся в недопустимом состоянии. В конструкциях несущих стен и внутренних перекрытий имеются деформации, которые приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности здания в целом. Пребывание граждан в таком здании не безопасно, сохранность инженерного оборудования при таком состоянии несущих конструкций находится под угрозой прорыва в результате неконтролируемой осадки конструкций стен, перекрытий. Уровень надежности жилого дома доведен до недопустимого состояния. Моральный износ здания составляет более 60%, физический- 75% (отчет Филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Республике Коми по обследованию многоквартирного жилого ********** в **********).

На основании изложенного, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд находит уточненные требование истца Потаповой Г.М. о возложении обязанности на администрацию МР «Печора» направить Потаповой Г.М., Паршуковой Т.В., Паршуковой Ю.А., Паршуковой А.А. соглашение об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: **********, ********** жилого помещения №... в ********** в **********, подлежащим удовлетворению.

Статьями 204, 206 ГПК РФ установлено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом конкретных обстоятельств дела, суд находит, что разумным сроком для устранения допущенных нарушений является срок - три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (ч.3 ст.196 ГПК РФ).

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Уточненные исковые требования Потаповой Г.М. к администрации МР «Печора» о возложении обязанности направить соглашение об изъятии земельного участка и жилого помещения, - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Печора» в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, направить Потаповой Г.М., Паршуковой Ю.А., Паршуковой Т.В., несовершеннолетней Паршуковой А.А. в лице ГУ РК «Детский дом № 17 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» г. Печоры соглашение об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: **********, ********** жилого помещения №... в ********** в **********.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья - С.К. Литвиненко

Мотивированное решение составлено 18 сентября 2023 года.

2-1112/2023 ~ М-702/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Потапова Галина Михайловна
Ответчики
Администрация МР "Печора"
Другие
КУМС МР "Печора"
Информация скрыта
Паршукова Юлия Александровна
Паршукова Татьяна Владимировна
ГУ РК "Детский дом № 17 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" г. Печоры
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Судья
Литвиненко Станислав Константинович
Дело на странице суда
pechora--komi.sudrf.ru
22.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.05.2023Передача материалов судье
24.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.07.2023Судебное заседание
14.09.2023Судебное заседание
18.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее