Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
26 сентября 2019 года с. Мужи
Шурышкарский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Пустового А.В., с участием помощника прокурора Шурышкарского района Османова И.Р., законного представителя несовершеннолетнего истца Ануфриевой Н.М., при секретаре судебного заседания Куртямовой Э.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-141/2019 г. по иску прокурора Шурышкарского района ЯНАО, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО1 к администрации муниципального образования Мужевское о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действуя в интересах несовершеннолетней ФИО1, обратился в суд с иском к администрации МО Мужевское о компенсации морального вреда, причиненного в результате нападения и укуса безнадзорного животного, в размере 30 000 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, на территории детской площадки расположенной на <адрес> подверглась нападению безнадзорной собаки. В результате нападения ребенок получила травму «множественные укушенные раны правой кисти», испытала физическую боль, а в дальнейшем получала амбулаторное лечение в виде уколов, которые также причиняли боль, от чего она испытывал физические и моральные страдания. Случившееся стало возможным по причине неисполнения ответчиком принятых на себя обязательств по отлову и содержанию безнадзорных домашних животных.
В судебном заседании прокурор Османов И.Р. исковые требования поддержал в полном объеме, приведя доводы, изложенные в заявлении.
Законный представитель несовершеннолетнего истца – Ануфриева Н.М. иск прокурора поддержала и просила его удовлетворить. Пояснила, что ее дочь ФИО1 при нападении собаки испытала боль, кроме этого ребенку пришлось пройти лечение в хирургическом стационаре, до настоящего времени ребенок получает прививки против бешенства.
Представитель администрации муниципального образования Мужевское ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск прокурора не признала, указав, что администрация не имеет возможности исполнять возложенные на нее обязанности по отлову безнадзорных животных, поскольку изменились требования законодательства к порядку осуществления данной деятельности, а выделенного на данные цели финансирования недостаточно для выполнения этих требований.
Представитель третьего лица – муниципального предприятия муниципального образования Мужевское «<данные изъяты>» ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, пояснила, что в настоящее время у МП «Жилфонд» отсутствуют договорные обязательства по оказанию муниципальному образованию Мужевское услуг по отлову безнадзорных животных.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Кроме того, законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Так ст. 1069 ГК РФ предусматривает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно п. 9.5. "СП 3.1.7.2627-10. Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила" регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках.
В силу положений ст. 8 Закона ЯНАО от 08.12.2003 N 62-ЗАО "О содержании и защите домашних животных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" отлов безнадзорных домашних животных осуществляется организациями либо гражданами, заключившими договор с органами местного самоуправления, в соответствии с установленными в муниципальных образованиях правилами.
В соответствии с подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» реализация мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных возложены на органы государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев (п. 2 ч. 1); органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления сельского поселения наделены правом на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения (п. 14).
Согласно части 4.1. статьи 20 от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.
Решением Собрания депутатов муниципального образования Мужевское от 16 февраля 2016 года № 310 утверждено Положение о порядке отлова и содержания безнадзорных домашних животных, их содержания, изоляции и использования на территории муниципального образования Мужевское, в соответствии с которым деятельность по отлову должна осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по заданию администрации муниципального образования Мужевское в рамках выполнения муниципального заказа.
Тем самым, представительным органом муниципального образования Мужевское принято решение о реализации права на участие в осуществлении полномочий по отлову и содержанию безнадзорных животных.
Согласно информации Администрации муниципального образования Мужевское с целью реализации полномочий по отлову и содержанию безнадзорных животных в бюджете муниципального образования Мужевское на 2019 год заложены финансовые средства в размере 493 000 рублей на мероприятия по отлову и содержанию бездомных животных. В связи с изменениями в законодательстве муниципальные контракты на оказание услуг по отлову безнадзорных животных в 2019 году не заключались. (л.д. №).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя ФИО1 на территории детской площадки, расположенной по <адрес> подверглась нападению неизвестной, которая покусала ее в область правой кисти, потерпевшая обратилась за медицинской помощью, ей поставлен диагноз «множественные укушенные раны правой кисти», была оказана медицинская помощь, назначен курс антирабической терапии.
Данные обстоятельства также подтверждаются:
- рапортом инспектора ГПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Шурышкарскому району ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ (№);
- сообщением, поступившим по телефону «02», согласно которого в ОСМП обратилась несовершеннолетняя ФИО1 с диагнозом: «Укушенная рана правой кисти» (л.д. №);
- объяснениями Ануфриевой Н.М., несовершеннолетней ФИО1 (л.д. №);
- выпиской из истории болезни №, согласно которой ФИО1 обратилась за медицинской помощью и была госпитализирована в хирургическое отделения, где получала медицинскую помощь в стационарных условиях, в том числе антирабическую терапию (л.д. №).
В судебном заседании ответчиком не оспаривалось, что нападение произошло на территории сельского поселения <адрес>, укусившая несовершеннолетнюю ФИО9 собака была без сопровождающих лиц, что подтверждает её безнадзорность.
В силу вышеизложенного суд приходит к выводу, что именно ответчик должен нести ответственность перед истцом за наступившие последствия, связанные с нападением и укусом безнадзорной собакой несовершеннолетнего ребенка, и причинением вследствие этого вреда, поскольку причиной нападения явилось невыполнение ответчиком принятых на себя обязательств по отлову и содержанию безнадзорных домашних животных.
Согласно п. 2 ст. 1064 ГК РФ отсутствие вины доказывается причинителем вреда. Ответчик в порядке, установленном ст. 56 ГПК РФ, доказательств отсутствия вины в причинении истцу вреда суду не представил.
Суд отклоняет доводы представителя ответчика о невозможности исполнения принятых на орган местного самоуправления обязательств по отлову и содержанию безнадзорных животных ввиду недостаточного финансирования данных обязательств.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения.
В связи с этим, орган местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, а также исполнения иных принятых на себя обязательств имеет возможность самостоятельно определять приоритеты своей деятельности и объемы необходимого для этой деятельности финансирования при составлении и утверждении бюджета на очередной финансовый год, а также инициировать внесение необходимых изменений в сводную бюджетную роспись на текущий финансовый год. Поэтому отсутствие в бюджете муниципального образования Мужевское средств, достаточных для надлежащего исполнения обязательств по отлову и содержанию безнадзорных животных, не освобождает администрацию сельского поселения от ответственности за бездействие по данному направлению.
Согласно ч. 1 ст. 1099 ГК РФ, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и ст. 151 ГК РФ.
В силу ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Статьей 1101 ГК РФ предусмотрено, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как установлено в ходе судебного заседания, и не опровергнуто представителем ответчика, что от нападения и укуса безнадзорной собаки несовершеннолетняя ФИО1 испытала физические страдания в виде боли от укуса собаки и в период оказания медицинской помощи, а также нравственные страдания в виде страха за свое здоровье и личную безопасность.
Принимая во внимание степень вины нарушителя, малолетний возраст ребенка, характер травмы и тяжесть вреда причиненного его здоровью, длительность лечения и степень связанных с этим физических и нравственных страданий, исходя их принципов разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать в пользу истца 30 000 рублей в качестве компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора – удовлетворить.
Взыскать с администрации муниципального образования администрации Мужевское в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Шурышкарский районный суд в течение одного месяца.
Председательствующий А.В. Пустовой