Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-294/2022 ~ М-287/2022 от 27.06.2022

КОПИЯ

Дело № 2-294/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Октябрьское      10 августа 2022 года

Октябрьский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи     Столбовой О.А.,

при секретаре        Титовой В.А.,

с участием прокурора      Юсупова Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Подовинного сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области, администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области о наложении обязательств,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района Челябинской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о наложении обязательств, в обоснование указав, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности было установлено отсутствие тротуара на участке дороги по улице Гагарина в селе Подовинное Октябрьского района Челябинской области с км 00+10 по 1+300 (1,3 км), в связи с чем в адрес главы администрации МО Подовинное сельское поселение Октябрьского муниципального района Челябинской области (далее - МО) было внесено представление. В связи с отсутствием в МО финансирования на указанные нужды отмеченные нарушения до настоящего времени не устранены. Для обеспечения безопасности жителей, дорожного движения и профилактики совершения правонарушений прокурор просил обязать администрацию МО организовать проведение работ на участке автомобильной дороги по улице Гагарина в селе Подовинное Октябрьского района Челябинской области в соответствии с требованиями ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В качестве соответчика к участию в деле было привлечено МО Октябрьский муниципальный район Челябинской области (л.д.2-3).

Прокурор Юсупов Л.И. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представители администрации МО, Октябрьского муниципального района Челябинской области, ОМВД России по Октябрьскому району Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представитель МО в своем отзыве с иском согласился, однако просил увеличить срок исполнения решения до 31 декабря 2023 года и рассмотреть дело в его отсутствие; причина неявки иных участников процесса неизвестна (л.д.72, 75-78).

Суд с учетом мнения стороны считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения участника процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Согласно ст.3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

В силу положений ст.3, п.6 ст.13 Закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности, то есть деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Положениями п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В силу ст.5 Закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч.4 ст.6 Закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно положениям ст.12 Закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм, устройство тротуаров является мероприятием, связанным с обеспечением безопасности дорожного движения.

В судебном заседании установлено, что на участке автомобильной дороги по улице Гагарина в селе Подовинное Октябрьского района Челябинской области с км 00+1 по 1+300 (1,3 км), что, помимо пояснений в суде прокурора, следует из акта проверки с фототаблицей и схемой (л.д.10-12), акта обследования (л.д.13), сведений публичной кадастровой карты (л.д.66), ответчиками не оспорено.

01 декабря 2020 года в адрес главы администрации МО было внесено представление прокурора об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения в части обустройства тротуара по улице Гагарина в селе Подовинное Октябрьского района Челябинской области (л.д.28), в ответ на которое было сообщено, что обустройство тротуара будет исполнено при финансировании бюджета администрации поселения (л.д.31).

Согласно данным ОГИБДД ОМВД России по Октябрьскому району Челябинской области на спорном участке дороги имеется техническая возможность оборудования тротуара для обособленного движения пешеходов (л.д.71), что подтверждается данными публичной кадастровой карты (л.д.66) и проекта организации дорожного движения на территории МО (л.д.14-27).

Земельный участок, относящийся к спорному участку автомобильной дороги, находится в собственности администрации МО (л.д.32-34).

11 января 2022 года между администрацией МО и администрацией Октябрьского муниципального района Челябинской области было заключено Соглашение о предоставлении из районного бюджета бюджету МО иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение: в целях финансирования расходных обязательств сельского поселения на дорожную деятельность, связанную со строительством и реконструкцией автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них, включая разработку документации, инженерные изыскания с капитальным ремонтом, содержание автомобильных дорог (далее - Соглашение). На указанные нужды общий размер трансферта в 2022 году составляет 2 290 030 рублей, в 2023-2024 годах - по 2 291 020 рублей и 2 426 520 рублей соответственно (л.д.35-37).     

Таким образом, дорожная деятельность в отношении автомобильных работ местного значения в границах МО и обеспечение безопасности дорожного движения на них находится в компетенции администрации МО.

В соответствии с пунктами 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты.

В соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р-52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденным приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года № 270-ст, установлены требования к техническим средствам и устройствам организации и обеспечения безопасности дорожного движения: согласно п.4.5.1.1 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты; согласно п.п.4.5.1.2, 4.5.1.3 тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.

Сводом правил «СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденным приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 года № 820, установлена ширина тротуаров для улиц и дорог местного значения в жилой застройке - 1,5 м, проезды должны обустраиваться пешеходными тротуарами шириной от 0,75 до 1 м.

Таким образом, все предъявленные требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения. Обязанность администрации МО по обеспечению безопасности дорожного движения, обустройству улиц тротуарами является необходимой мерой предупреждения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Учитывая, что материалам дела достоверно установлено отсутствие тротуара на спорном участке дороги по улице Гагарина в селе Подовинное Октябрьского района Челябинской области, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора. При этом само по себе недостаточное финансирование со стороны администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора являться не может.

В силу п.1.2 Соглашения иной межбюджетный трансферт предоставляется в целях финансирования расходных обязательств сельского поселения, в том числе в отношении строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Согласно п.3.2 Соглашения иной межбюджетный трансферт предоставляется при наличии документов, подтверждающих фактически осуществленные расходы администрации Подовинного сельского поселения. При этом в силу п.4.1.1 Соглашения финансовое управление администрации Октябрьского муниципального района Челябинской области обязуется обеспечить предоставление иного межбюджетного трансферта бюджету МО в порядке и при соблюдении условий, установленных данным Соглашением.

Из отзыва представителя МО следует, что предполагаемая стоимость работы по обустройству тротуара составит 5 000 000 рублей, финансирование на указанные нужды в сельском поселении отсутствует (л.д.72), доказательств обратного суду не представлено.

С учетом указанных выше условий Соглашения при недостаточности денежных средств у администрации МО для исполнения решения суда суд приходит к выводу о необходимости возложения на администрацию МО Октябрьский муниципальный район Челябинской области обязанности по финансированию администрации МО в целях исполнения решения суда за счет средств бюджета МО Октябрьский муниципальный район Челябинской области.

Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Как следует из заявленных прокурором требований, устранение отмеченных нарушений следует произвести в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Вместе с тем, суд, учитывая характер спорных правоотношений, фактические обстоятельства по делу, общую протяженность тротуара, подлежащего обустройству; принимая во внимание погодные и климатические условия, а также временные и финансовые затраты, требуемые на исполнение в полном объеме решения суда, ходатайство представителя МО об увеличении срока исполнения решения, а также требования разумности и справедливости, приходит к выводу о частичном удовлетворении требований прокурора и об установлении срока исполнения настоящего решения в течение одного года со дня вступления его в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Октябрьского района Челябинской области удовлетворить частично.

Обязать администрацию МО Подовинное сельское поселение Октябрьского муниципального района Челябинской области, ИНН 74370011826, ОГРН 10274018251110, организовать проведение работ на участке автомобильной дороги с км 00+10 по 1+300 (1,3 км) по приведению ее в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в течение одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу.

При недостаточности денежных средств у администрации МО Подовинное сельское поселение Октябрьского муниципального района Челябинской области возложить на МО Октябрьский муниципальный район Челябинской области, ИНН 7437001093,ОГРН 1027401823679, обязанность по финансированию администрации МО Подовинное сельское поселение Октябрьского муниципального района Челябинской области в целях исполнения настоящего решения суда за счет средств бюджета МО Октябрьский муниципальный район Челябинской области.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Октябрьский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись.

Копия верна.

Судья О.А.Столбова.

Секретарь В.А.Титова.

Мотивированное решение по делу составлено 10 августа 2022 года.

Судья О.А.Столбова.

2-294/2022 ~ М-287/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Октябрьского района Челябинской области
Ответчики
Администрация Подовинновского сельского поселения
администрация Октябрьского муниципального района Челябинской области
Другие
ОМВД России по Октябрьскому муниципальному району Челябинской области
Суд
Октябрьский районный суд Челябинской области
Судья
Столбова О.А.
Дело на странице суда
oktyb--chel.sudrf.ru
27.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2022Передача материалов судье
30.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2022Подготовка дела (собеседование)
15.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.08.2022Судебное заседание
10.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2023Дело оформлено
14.02.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее